ЭРА-ГЛОНАСС против угонщиков: как система меняет жизнь автомобилистов
Количество зарегистрированных в системе ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей превысило миллион. Учитывая, что российский автопарк насчитывает 50 млн единиц транспорта, это не так много. Тем не менее, система экстренного реагирования при авариях уже влияет на разные сферы автомобильной отрасли.
ЭРА-ГЛОНАСС была запущена в промышленную эксплуатацию два года назад. С 1 января 2017 г. все легковые и коммерческие транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Евразийского экономического союза, должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб.
Для легковых машин и части легких коммерческих предназначена «система», которая автоматически срабатывает при авариях. Для остальных транспортных средств, включая внедорожники, предлагают упрощенное устройство, которое реагирует только на опрокидывание, а в других ситуациях помощь нужно вызывать нажатием специальной кнопки.
ЭРА-ГЛОНАСС прежде всего должна спасать жизни. Считается, если пострадавший получит медицинскую помощь в течение часа, он выживет в 90% случаев. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Станислав Грушевский отметил, что система ЭРА-ГЛОНАСС «будет сдерживаться технологическими возможностями покрытия базовыми станциями всех сотовых операторов на территории Российской Федерации». В то же время ЭРА-ГЛОНАСС оснащена виртуальным оператором связи, который объединяет все мобильные сети в одну и для передаче информации о ДТП выберет самый устойчивый сигнал.
Тем не менее, по данным АО «ГЛОНАСС», с января 2016 г. принято более 400 тыс. экстренных вызовов, почти в 4 тыс. из них потребовалось привлечение экстренных оперативных служб. С августа 2017 г. количество автоматических вызовов превысило ручные и продолжает расти.
Чтобы получить помощь от ЭРА-ГЛОНАСС, не обязательно попадать в ДТП. С помощью кнопки SOS в скором времени можно будет вызвать техническую помощь. Такая услуга на текущий момент доступна только владельцам автомобилей Hyundai и Genesis, купленных после 13 октября 2017 года. «Хендэ Мотор СНГ» стала первым производителем, запустившим совместно с АО «ГЛОНАСС» подобную услугу.
Круглосуточную техническую помощь оказывает Российское Автомобильное Товарищество (РАТ) — его специалисты вызовут эвакуатор, поменяют колеса, запустят двигатель и даже подвезут канистру с топливом.
После нажатия кнопки SOS оператор экстренной службы передаст в РАТ причину вызова и данные об автомобиле: марку, модель, цвет, координаты. А те в свою очередь свяжутся с водителем по мобильной связи. Консьерж-сервис «Помощь на дорогах» начнет работать с 1 ноября, но пока не на всей территории России, а в 70 крупных городах и их окрестностях. В течение первого года обслуживание будет бесплатным.
Уже в начале следующего года терминалы ЭРЫ смогут передавать информацию о ДТП прямо страховщику, включая VIN автомобиля, его скорость в момент столкновения, время и место аварии. Таким образом, водителям станет проще оформить происшествие по европротоколу — без вызова сотрудников ГИБДД. Кроме того, данные с терминала могут быть использованы при разбирательствах в суда.
Стандарты по передачи информации о ДТП страховым, которые разработали АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), защищены от мошенничества. Такую услугу можно будет подключить за дополнительную плату, но только для машин с терминалами, оснащенных специальной прошивкой и датчиками, срабатывающими при небольших ДТП.
«Дальнейшее развитие сервисов платформы ЭРА-ГЛОНАСС планируется в направлении «умного страхования», при котором стоимость полиса каско будет рассчитываться на основе данных системы об индивидуальных особенностях вождения», — считает генеральный директор «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский.
То есть с помощью данных терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» страховые смогут рассчитать стоимость полиса: например, водитель получает скидку, если аккуратно водит или редко ездит.
«Если рассматривать телематические устройства для коммерческого использования, то здесь уже несколько лет автомобилистам доступны различные сервисы. Например, услуги страховой телематики, которые предлагают сегодня более 10 компаний на российском рынке. Автомобильная телематика давно и активно используется на рынке безопасности транспорта и в корпоративных автопарках», — рассказал старший вице-президент по развитию телематики Meta System Алексей Шипулин.
У телематики на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» есть серьезное преимущество — низкая стоимость. Как раз такую систему разрабатывает «Группа ГАЗ» — там уверены, что она будет оценена небольшими автопарками.
«Устройства ЭРА-ГЛОНАСС будут устанавливаться во все новые автомобили, что позволит существенно расширить и удешевить доступ к услугам противоугонной безопасности и экстренной помощи на дороге для автовладельцев», — объяснил руководитель направления «Автомобили» компании «Цезарь Сателлит» Семен Фокин.
«С 2018 г. часть блоков ЭРА-ГЛОНАСС уже будут обладать опцией удаленной диагностики транспортного средства. Это позволит автовладельцам закачивать данные о состоянии своей машины на личный смартфон, находясь любой точке света», — рассказал Autonews.ru генеральный директор Omnicomm Борис Паньков. Эту услугу должны оценить автопарки, в том числе занимающиеся каршерингом. Они смогут видеть местоположение своих машин, следить за стилем вождения и контролировать уровень топлива.
С помощью терминала можно не только проводить диагностику машины, но и управлять ей дистанционно — запустить предпусковой подогреватель, заглушить мотор, заблокировать двери.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил объединить системы взимания платы с грузовиков «Платон» и ЭРА-ГЛОНАСС. Идея получила поддержку Президента Владимира Путина. По информации «Известий», компании создадут совместное предприятие, чтобы создать национальную цифровую платформу в транспортной сфере. Под нее планируют создавать различные приложения и сервисы.
«Обмен информацией выгоден всем: автопроизводителям, водителям, сервисам вызова машин, финансовым и страховыми компаниям. Вместо непрозрачного и долгого процесса каждый участник получит свои выгоды Данные о работе и состоянии автомобилей пригодятся банкам и лизинговым компаниям. Они будут выдавать автомобильные кредиты и страховки на основе показателей машины, а не по одной кредитной истории, — рассказал основатель сервиса по вызову премиальных автомобилей Wheely Антон Чиркунов.
Установка «ЭРА-ГЛОНАСС» незначительно повлияла на цены массовых машин. Вместе с тем Минпромторг планирует ограничить выдачу льготных госкредитов только теми моделями, которые оснащены системами экстренного реагирования. Таким образом, их все равно будет выгоднее покупать. Шаг смелый — не все модели «АвтоВАЗа» оснащаются терминалами.
В то же время, по новым правилам сертификации, требуется разбить несколько автомобилей каждой модели, что закрыло ввоз в Россию непопулярным моделям и редким кузовам.
«Текущая процедура омологации значительно увеличила стоимость автомобилей малых серий из-за необходимости двух разрушающих испытаний для каждой модели, что привело к уходу с российского рынка некоторых автомобилей, например, Bugatti Chiron», — рассказал операционный директор направления люкс «Авилон» Вагиф Бикулов. Audi и BMW были вынуждены отказаться от нескольких спорткаров и кабриолетов.
ЭРА-ГЛОНАСС стала на пути ввоза подержанных машин, главным образом праворульных. К началу года на стоянках Федеральной таможенной службы в Приморье скопилось полторы тысячи иномарок, начались митинги недовольных продавцов и покупателей. Чтобы снизить социальную напряженность, была разработана упрощенная схема, по которой подержанные автомобили оснащались требуемыми терминалами.
Для этого нужно было приобрести у сертифицированного агента простое устройство вызова экстренных оперативных служб. Затем отправить в одну из аккредитованных испытательных лабораторий все документы и оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. После предъявления свидетельства и копии договора о приобретении абонентского терминала таможня выдавала ПТС. Далее специализированная компания устанавливала терминал и регистрировала его в системе.
Расходы на покупку и установку терминалов оказались не так ощутимы, но сами устройства оказались в дефиците. Позже выяснилось, что их часть оказалось у спекулянтов. К сентябрю ситуацию удалось исправить: по данным АО «ГЛОНАСС», количество поставленных на склады устройств в 9 раз превышало количество заявок. Всех проблем это не решило. В августе Сахалинская таможня перестала выдавать ПТС на автомобили из-за того, что у устройств некоторых производителей не было сертификата соответствия Техническому регламенту.