Дауншифтер: что такое Mini Moke и где он продается
Будущую профессию часто выбирают по совету родителей или вообще случайно, но лишь спустя много лет удается найти свое истинное призвание. Такие метаморфозы случаются и с автомобилями. Созданный в конце 1950-х как военный внедорожник, Mini Moke стал популярным пляжным багги у золотой молодежи и многочисленных туристов.
Компания Moke USA взялась продвигать возрожденный проект в Соединенных Штатах. Корреспондент Autonews.ru встретился с управляющим партнером компании Джоном Тимерьяном и узнал подробности об автомобиле со сложной судьбой.
История Mini Moke началась с технического задания британской армии, которая нуждалась в легком десантном внедорожнике, способном парашютироваться с самолета и перевозить группу солдат по пересеченной местности. За разработку взялись сэр Алек Иссигонис и Джон Шэппард из British Motor Corporation, которые создали знаменитый и культовый автомобиль Mini. Это была попытка откусить немного военного «пирога» у компании Land Rover.
Первый экземпляр под кодовым названием The Buckboard увидел свет в 1956 году. Это был легкий четырехместный багги без крыши и дверей. Технические решения и агрегаты были взяты от Mini, что во многом и предопределило врожденные недостатки автомобиля: слабый мотор, маленькие колеса и низкий клиренс.
В качестве работы над ошибками был спроектирован прототип с двумя двигателями, полным приводом и сложной системой синхронизации, который мог подниматься на 45-градусные уклоны, но даже это проблему проходимости не решило. Военные протестировали внедорожник в суровых условиях песков, водных преград и каменистой местности, что продемонстрировало его абсолютную беспомощность.
Были и плюсы: простая конструкция, легкое обслуживание, низкий расход топлива и малый вес. Причем снаряженная масса была настолько малой, что один человек мог поднять заднюю часть автомобиля, а если машина застряла, четверо могли бы даже ее перенести.
Полноприводный вариант позже показывали американские военным, но тоже безуспешно. Только британский королевский флот проявил хоть какой-то интерес к новинке в качестве транспортного средства для использования на палубах авианосцев.
Когда фирма BMC оставила попытки продать проект военным, было принято решение предложить модель на рынке в качестве легкого коммерческого автомобиля для фермеров под названием Mini Moke (в переводе — «Осел»).
Первый Mini Moke был выпущен в январе 1964 г, на заводе British Motor Corporation Longbridge в Бирмингеме, Англия. Mini Moke оснащался двигателем объемом 848 см3, мощностью 34 л.с., способным разгонять машину до 105 км/ч, четырехступенчатой коробкой передач, приводом на переднюю ось и маленькими 10-дюймовыми колесами, а единственный вариантом расцветки был фирменный британский «еловый зеленый».
Однако британские чиновники решили, что автомобиль подпадает под классификацию пассажирского автомобиля, что привело к существенному подорожанию и, как следствие, низкому спросу, т.к. базовая версия оценивалась в 405 фунтов.
Неожиданно для самих создателей Mini Moke стал символом британской золотой молодежи, любившей использовать его для загородных поездок и пляжных прогулок, хотя массовым он так и не стал. Из 14 518 выпущенных в Англии автомобилей только 1500 нашли покупателей внутри страны, а остальные отправили на экспорт, поэтому в 1968 г. производство в Англии пришлось свернуть.
Тем временем производство наладили в Австралии, где он приглянулся местным покупателям в качестве доступного «проходимца». Изначально автомобиль продавался под маркой Morris Mini Moke, а с 1973 г. стал носить имя Leyland Moke. За время производства в конструкцию были внесены изменения. В частности, колеса были заменены на 13-дюймовыми с более длинными задними рычагами, что сделало автомобиль более практичным на легком бездорожье.
То, что помешало Mini Moke в армейской карьере, а именно подвеска и двигатель от Mini, стало его преимуществом на «гражданке». Ведь управляется Moke так же задорно, как и Mini. Небольшая масса и низкий центр тяжести превратили его в четырехместный карт.
В рекламных целях австралийский производитель даже принял участие в ралли из Лондона в Сидней, в рамках которого Moke проехал более 30 тыс. км за 30 дней. За время путешествия у автомобиля было всего две поломки: трещина во впускном коллекторе и сломанная полуось. Из 75 участников до финиша добрались только 49, а Moke удалось завершить гонку на 35-м месте.
Австралийские «ослы» поставлялись и на экспорт. В частность, в Сиднее выпускался вариант под названием «Moke. Special Export», который имел неофициальное прозвище «калифорниец». Эта версия предназначалась для рынка США, имела двигатель объемом 1275 см3, другой топливный бак под багажником, комплектовалась другими фонарями и фарами под американские стандарты. Экспортный вариант был легко узнаваем по крыше и сиденьям, отделанными винилом, а особый цвет «оранжевый Бали» полюбился американским пацифистам, что сделало его культовым автомобилем.
Производство в Австралии продолжалось до начала 1982 г., и в итоге было произведено около 26 тыс. автомобилей. До сих пор в этой стране можно найти много фанатов Mini Moke — машины неплохо ценятся на вторичном рынке. Среди объявлений о продаже встречаются экземпляры по цене от 9 до 20 тыс. австралийских долларов (от 7 до 16 тыс. американских). В продаже даже есть один экземпляр за 49 тыс. австралийских долларов (39 200 долларов США) с пробегом всего 472 километра.
В 1983 г. производство возобновилось в Португалии, где первоначально использовалась последняя австралийская версия, но в 1986 г. конструкция была немного изменена. Сменяя владельцев, сборка продолжалась до 1993 года. Совокупно с конвейера в Португалии сошло около 10 тыс. автомобилей.
В 1990 г. права на марку «Moke» были проданы итальянскому производители мотоциклов Cagiva, а еще через 5 лет была предпринята попытка перевода производства в Италию, но завод так и не открылся.
За свою яркую жизнь Moke производился во многих страна под разными именами, добился успеха как пляжный багги и стал культовым автомобилем на Сейшельских островах, в Австралии, США и других курортах Карибского бассейна. Машина до сих пор популярна островах Барбадос и Макао, где ее используют, как прокатный автомобиль, а также задействуют в полиции для патрулирования пляжей.
В разное время за рулем Moke были замечены такие звезды, как Beach Boys, Бриджит Бордо, Фрэнк Синатра, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и даже Джеймс Бонд использовал его в одном из своих фильмов.
Moke нашел себя и в военной службе. В частности, автомобиль использовали во время войны за Фолклендские острова. Moke официально поставлялся в Нигерийскую армию и полицию Гонконга. Кроме этого, Moke был замечен в Израильской армии с установленным на борту пулеметом.
За все время Moke разошелся тиражом примерно в 50 тыс. экземпляров и до сих пор встречается в тех странах, где он производился или пользовался популярностью.
Спустя два десятка лет после клинической смерти проекта компания Moke International совместно с китайской фирмой Chery и фирмой Sicar Engineering представили современную версию Moke. Дизайнен Майкл Янг нарисовал дизайн с чистого листа видимо потому, что прав на оригинальную конструкцию у нового владельца не оказалось.
Впрочем, новый Moke очень похож на старого доброго «Осла», хотя отличия, особенно в анфас, видны невооруженным взглядом. Производство возобновили в Китае в 2014 году. Автомобиль комплектуется литровым 16-ти клапанным мотором Chery мощность 50 л.с. и пятиступенчатой механической КПП или опциональным «автоматом». Как дань моде, появилась и электрическая версия под оригинальным названием «Nosmoke», которая способна проехать до 100 км на одной зарядке.
«Наши потенциальные клиенты уже владеют не одним автомобилем. Moke — это то, что стоит рядом с домом отдыха. Это автомобиль, на котором можно поехать в соседний магазин или прокатиться до своей яхты», — говорит управляющий партнер Moke USA Джон Темерьян.
Именно китайские автомобили я видел в шоуруме в Майами. Несмотря на то, что эти автомобили не имели двигателей и еще толком не передвигались, краска местами облезла, пластиковые детали рассыпались под лучами палящего солнца, а дерматиновая обивка сидений начала лопаться.
Разумеется, ни о какой надежности китайской версии, да еще в условиях жаркого климата, говорить не приходится. Особенно, учитывая тот факт, что Moke наиболее популярен в качестве прокатной машины в тропических странах.
Купить такой «конструктор» можно даже на агрегаторе Alibaba, где они предлагаются по цене 8-10 тыс. долл. без стоимости доставки. Именно такие автомобили сейчас представлены в шоуруме у дилера в Майами в качестве демонстрационных образцов.
«Мы уже сотрудничаем с дилерами в Палм Бич, Ки Бискейн, Форт Лаудердейл и еще ведем переговоры с компаниями в Северной Каролине, Малибу, Хамптонсе и в других прибрежных городах, где есть желающие наслаждаться природой и солнцем», — говорит Темерьян.
Осознавая проблемы с качеством, производство развернули в Словении. Сейчас ведутся отладочные работы, но уже до конца года в Америку импортируют 89 европейских «ослов». По какому типу этой автомобиль будут сертифицировать, пока вопрос открытый. Ведь у «осла» нет ни подушек безопасности, ни ABS с ESP. Из средств защиты только старые добрые ремни безопасности и каркас из сварных труб. Среди опций нет ни кондиционера, ни отопителя. Порадовать может разве что простая магнитола с USB-портом.
Цены на Moke в США будут начинаться от 24 950 долларов. Дополнительные опции могут поднять цену до 30 тыс., а если клиент пожелает сделать уникальный автомобиль под себя, то и до 40 тыс. долларов.
Джон и его партнеры верят в проект. В Майами проживает много выходцев с карибских островов, да и климат в целом способствует популярности таких необычных автомобилей.
«Это не массовый продукт. Автомобиль ориентирован на тех, кто уважает традиции и ценит качество», — объяснил Джон.
Пока Moke помнят те, кто в молодом возрасте или даже в детстве, катался на этом задорном пляжном «ослике», будущее у проекта будет ярким и беззаботным, как и те места, где он появляется.
Mini Moke | |
Тип кузова | Кабриолет |
Руль | Слева/справа |
Посадочных мест | 4 |
Длина, мм | 3325 |
Ширина, мм | 1660 |
Высота, мм | 1550 |
Колесная база, мм | 2255 |
Тип привода | Передний |
Объем двигателя, л | 1 (Евро 4) |
Мощность, л.с | 50 |
Максимальная скорость, км/ч | 110 |
Коробка передач | МКПП-5 / Автоматическая |
Передняя подвеска | Макферсон |
Задняя подвеска | Торсионная балка |
Тормоза передние/задние | Дисковые / барабанные |
Размерность шин | 175 / 60R13 |
Объем топливного бака, л | 35 |