Эйяфьядлайекудль по курсу. Тест-драйв Nissan Qashqai и X-Trail
Потрепанная «Нива» покидает Исландию не со щитом, а на щите. То есть на эвакуаторе. Пожилая пара из Германии панически размышляет, как теперь затолкать машину в недра парома. В очереди — всевозможные кемперы, подготовленные внедорожники и лифтованные автобусы. Мы же приехали на обычных кроссоверах Nissan Qashqai и X-Trail и после пары тысяч километров приключений все еще на ходу.
Исландия — это скорее не страна льда, как ее назвал разочарованный и замерзший первооткрыватель, а страна пейзажей. Летом здесь достаточно тепло, чтобы там ни говорили про изменчивую погоду, и живописно. Марсианские лавовые поля с трубами геотермальных станций сменяются каменистой пустыней. Похоже на Кольский полуостров, и здесь даже есть своя Териберка — городок Дьюпивогур со скелетами китов, ржавыми ангарами и вытащенными на берег судами. Конечно, не такой депрессивный и покинутый. За ним следует горный Алтай — зелень гор и полей, как будто подсвеченных студийными софитами и обработанными в фотошопе.
Гейзеры, парящие постоянно, просто булькающие или выбрасывающие высоченный столб раз в несколько минут; водопады узкие, водопады широкие; и, конечно, вулканы, самый известный из которых — подлец Эйяфьядлайекудль, помешавший авиасообщению в Европе. Лед здесь тоже есть — в лагуне Йокюльсаурлоун крутятся синие, серые и черные глыбы, отколовшиеся от ледника.
Неудивительно, что Исландия стала съемочной площадкой для множества фильмов, и попасть сюда — это как побывать внутри одного из них. Без риска быть съеденным инопланетной особью, застреленным из бластера имперским штурмовиком или попасть в жернова «Игры престолов».
Исландские саги как будто писал Джордж Мартин. Вот некто Хескульд, с которым читатель только что познакомился, берет в одну руку лукошко с зерном, в другую — меч. Идет на поле, огороженное изгородью, и начинает сеять. Естественно, на него нападают враги и в лучших традициях «Игры престолов» убивают. Оброненный Хескульдом меч наверняка так и лежит на том же месте, только поржавел и ушел в землю. И наверняка будет найден каким-нибудь туристом или охотником. Во всяком случае я сам зацепил носком ботинка какую-то ржавую железяку.
Исландию заселили норвежцы, спасавшиеся от конунга Харальда Косматого — тот решил не стричься, пока не укрепит властную вертикаль. А приехав на место, начали враждовать: родовые саги упоминают три сотни актов мести. С тех пор исландцы успокоились, сейчас у них нет даже собственной армии, но сохранили упрямый и крутой нрав. То устраивают тресковые войны с английскими рыбаками, то вдруг решают не вступать в Евросоюз. То планируют ограничить туристический поток, превысивший миллион человек ежегодно — серьезная цифра, если учесть, что всего в Исландии живет чуть более 300 тысяч.
А еще они упорно говорят на древнем языке, который мало кто понимает, включая скандинавских соседей. Помните, Эйяфьядлайекудль? А есть еще Храунфоссар, Киркьюбайярклейстюр и Сейдисфьордюр. Что из них вулкан, что ледник, а что город — невозможно запомнить. Да и читается это с трудом — в исландском куча дополнительных букв.
В стране даже есть специальный комитет, который придумывает обозначения для новых явлений, в строгом соответствии с исландским колоритом. Кино — буквально «быстро движущиеся картинки», электричество — «янтарная» сила. Можно подумать, что автомобиль должен переводиться как «колесница викинга», но здесь его называют проще — bill.
Рынок новых машин крохотный — в прошлом рекордном году было продано чуть более двадцати тысяч. Причем, половина пришлась на различные прокатные конторы. Впереди Toyota, причем одинаково популярны и маленький Yaris, и гигантский Land Cruiser Prado. Nissan не на первых ролях, но тоже смог увеличить здесь продажи.
В основном Исландии разъезжают кроссоверы и внедорожники. Часто попадаются и фантастические «луноходы» — продукт местного тюнинга — огромные дутые колеса под расширителями арок размером с крыло небольшого самолета. Чем выше кузов и чем больше колес больше, тем лучше. Некоторые луноходы — по-другому и не назовешь — тянут за собой еще и большеногий прицеп. Фирма Arctic Trucks сделала имя как раз на таких конверсиях. Полным приводом и увеличенным просветом здесь щеголяют даже туристические автобусы. Подобный арсенал нужен зимой и на перевалах, многие внедорожники как раз и работают в качестве «горного такси».
Ехать в Исландию на лифтованном внедорожнике летом-осенью не стоит еще по одной причине. Асфальтовые дороги здесь хоть и узкие, но с отличным покрытием и причудливыми изгибами. Дорожные строители особо не утруждают себя строительством тоннелей и мостов поэтому шоссе № 1 вьется по кромке острова. Идет вдоль подножья гор, огибает продолговатые озера, тянется вдоль побережья. Штрафы за превышение скорости серьезные, но и полицейская машина попалась лишь единожды. Да и в принципе машины встречаются здесь не часто.
Пустынная дорога с подъемами и поворотами — то удовольствие, которое не ожидаешь получить в Исландии. Владельцы суперкаров посещают остров редко. Впрочем, кроссовер вроде Nissan Qashqai или X-Trail — компромиссный вариант. Хорошо управляются на асфальте и способны доехать по грунтовке до большинства исландских красот и проехать через живописные броды. Более того, подвеска российских версий комфортна в режиме «больше скорость — меньше ям». Поедешь медленнее — гребенка передает на кузов нестерпимый зуд.
Сбрасывать скорость приходиться часто. Во-первых, на дороге то и дело встречаются россыпи острых камней, способных легко распороть шину. Во-вторых, чтобы немного отстать от лидера на красном «Икстрейле»: за ним тянется облако непроницаемой серой пыли и остальные экипажи, по сути, не видят ничего кроме него.
Взятый напрокат X-Trail красного цвета (в российской палитре цветов такого нет) настроен жестче, но для Исландии у него есть серьезное преимущество — дизельный мотор. Литр бензина здесь стоит 110 руб., а дизтопливо — вдвое дешевле. Поэтому особый шик по-исландски — ездить на большом американском внедорожнике или пикапе с «восьмеркой» Hemi.
Особой экономии с дизельной машиной не вышло — недельная аренда кроссовера класса X-Trail обошлась в сто с лишним тысяч рублей. Исландия — это не только красиво, но и дорого. Путь своим ходом не быстрый и не близкий — 2600 км через Варшаву и Берлин до датского Хирстхальса, а потом еще двое суток на пароме.
В любом случае даже для «Кашкая», который позиционируется как более городской автомобиль, прогулка по Исландии оказалась легкой. Разница в расходе машин оказалась минимальной — X-Trail потреблял 10-11 л на 100 км, Qashqai тоже с вариатором, но в паре с мотором меньшего объема — на литр меньше. Адаптированным для российских условий подвескам исландское бездорожье не страшно.
Nissan Qashqai 2.0 | Nissan X-Trail 2.5 | |
Тип | Кроссовер | Кроссовер |
Размеры: длина/ширина/высота, мм | 4377/1837/1595 | 4640/1820/1715 |
Колесная база, мм | 2646 | 2705 |
Дорожный просвет, мм | 200 | 210 |
Объем багажника, л | 430-1585 | 497-1585 |
Снаряженная масса, кг | 1480/1531 | 1659/1701 |
Полная масса, кг | 1997 | 2070 |
Тип двигателя | Бензиновый атмосферный, 4-цилиндровый | Бензиновый атмосферный, 4-цилиндровый |
Рабочий объем, куб. см | 1997 | 2488 |
Макс. мощность, л.с. (при об/мин) | 144/6000 | 171/6000 |
Макс. крут. момент, Нм (при об/мин) | 200/4400 | 233/4000 |
Тип привода, трансмиссия | Полный, вариатор | Полный, вариатор |
Макс. скорость, км/ч | 182 | 190 |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 10,5 | 10,5 |
Расход топлива, л/100 км | 7,3 | 8,3 |
Цена от, руб. | 1 533 000 | 1 804 000 |