Даниил Квят вне Формулы-1. Что произошло?
Команда Формулы 1 Toro Rosso отказалась от услуг российского гонщика Даниила Квята. Пока речь идет о двух следующих Гран-при, но не исключено, что нынешнее решение вообще может поставить крест на формульной карьере Квята и оставить гонки без российских пилотов.
«По разным причинам – порой техническим, но чаще из-за собственных ошибок – Даниил в этом сезоне не показал его истинный потенциал, поэтому мы отстраняем его от следующих гонок», – заявил руководитель команды Toro Rosso Франц Тост. На данный момент известно, что следующие два этапа в Малайзии и Японии вместо Квята проедет молодой француз Пьер Гасли.
Сезон 2017 г. у Квята откровенно не задался. После 14 этапов он занимает 19 место с 4 очками, хотя его напарник по команде Карлос Сайнс-младший набрал 48 очков и занимает девятое место в личном зачете. В текущем сезоне Квят пять раз заканчивал гонку досрочно, постоянно попадал в аварии, причем дважды выбивал из гонки своего партнера по команде – в Азербайджане и Великобритании. А в Австрии Даниил столкнулся с гонщиком материнской команды Red Bull Максом Ферстаппеном. Не набирая очков и мешая партнерам, Квят лишал очков и команду, что влияло на положение в Кубке конструкторов, то есть на призовые, которые исчисляются десятками миллионов евро.
Квят никогда не отличался стабильностью, а за всю карьеру в Формуле 1 поднимался на подиум только два раза: в 2015 г. в Венгрии и в 2016 г. в Китае. Жирная точка в серии неудач прошлого года была поставлена в мае на Гран-при России, когда Квят столкнулся с болидом Себастьяна Феттеля из Ferrari, выбив того из гонки. После этого инцидента руководство Red Bull отправило россиянина в дочернюю Toro Rosso, посадив на его место голландца Макса Ферстаппена. Это понижение вполне могло сломать Квята психологически. Гонщик продолжал выступать, но на более слабом болиде еще чаще ошибался и агрессивно реагировал на критику.
В сезоне-2017 россиянин, которого прозвали «торпедой», часто вел себя непредсказуемо. После ссылки в Toro Rosso Квят из раза в раз ехал либо слишком медленно, либо слишком рискованно. «Детская» авария на Гран-при Сингапура, когда россиянин заблокировал колеса в скользком повороте и врезался в стену, стала для руководства команды последней каплей.
Для руководства команды отстранение Квята стало не только поводом наказать пилота, но и проверить в деле молодого французского резервиста Пьера Гасли. В следующем году команде понадобится еще один гонщик, поскольку Сайнс-младший перейдет из Toro Rosso в заводскую команду Renault. А сажать Гастли на место уходящего Сайнса прямо сейчас не имеет смысла, так как команде по-прежнему нужны очки.
Пьеру Гасли 21 год. Являясь запасным пилотом Toro Rosso, он параллельно выступает в японском чемпионате Super Formula, где сейчас занимает второе место в личном зачете. Кроме того, он проехал две гонки электрической Формулы-E, а в 2016 г., являясь резервным пилотом Red Bull, выиграл сезон серии GP2.
Из официального сообщения следует, что команда не отказывается от услуг Квята окончательно. «Это не значит, что мы говорим «Прощай» Даниилу – он остается частью семьи Red Bull», – заявила пресс-служба команды со ссылкой на слова руководителя конюшни Франца Тоста. Не исключено, что Квяту все-таки дадут выступить в какой-либо из гонок до окончания сезона, если новичок Пьер Гасли окажется небоеспособным.
На данный момент известно, что Гасли точно проедет только этапы в Малайзии и Японии. Гран-при США скорее всего проедет опять-таки Квят, поскольку Гасли в этот период должен будет выступить в гонках Super Formula.
Контракта с командой на 2018 г. у Квята нет, а разговоров о трудоустройстве гонщика в другие конюшни пока не было. Но если дела у Гасли действительно не пойдут, нестабильный, но опытный Квят вновь понадобится Toro Rosso в следующем сезоне. В любом случае, Даниилу на гонке в американском Остине через месяц придется показать все, на что он способен. Именно тогда боссы конюшни примут окончательное для Квята решение.
В следующем году Toro Rosso переходит на моторы Honda, и японцы могут попытаться протолкнуть в команду гонщика Формулы 2 Нобухару Мацуситу. Правда, для получения суперлицензии Мацуситу необходимо подняться с шестого на третье место в чемпионате второй Формулы, что будет нелегко сделать за оставшиеся два этапа.
Еще один вариант – гонщик команды Sauber Паскаль Верляйн, у которого нет контракта на 2018 год. Наконец, Toro Rosso может подписать гонщиков Формулы-3 Максимильяна Гюнтера и Джоэля Эрикссона, которые сейчас занимают второе и третье места в своем чемпионате.
С апреля 2016 г. в команде Renault тест-пилотом работает 22-летний россиянин Сергей Сироткин. На место в основном составе он пока не претендует, поскольку в Renault скоро придет Сайнс-младший. А вот для Toro Rosso этот кандидат мог бы быть интересным, особенно с учетом того, что команду спонсирует российская компания Acronis. Пока же в активе Сироткина есть два третьих места по итогам сезонов 2015 и 2016 гг. в гонках GP2.
Теоретически шансы в будущем оказаться в Формуле 1 имеет и 23-летний российский гонщик Артем Маркелов, который сейчас держит третье место в чемпионате Формулы 2 и за два этапа до конца сезона опережает уже упомянутого Нобухару Мацусита на 37 очков. Если Маркелов так и завершит чемпионат на третьем месте, он получит право на получение суперлицензии для королевских гонок. Впрочем, об интересе к Артему какой-либо из команд Формулы 1 пока не было слышно.