100 дней на раздумья: когда Opel вернется в Россию
Французская автомобильная группа PSA Peugeot Citroen закрыла сделку по приобретению у General Motors ее европейского подразделения. В собственности PSA оказались марки Opel и Vauxhall, а также их заводы и инжиниринговые центры на территории Европы и Великобритании.
Общая сумма сделки — 2,2 млрд евро, причем 1,3 млрд стоят непосредственно бренды и их производственные активы, а еще 900 млн — финансовое подразделение GM Financial. Правда, последнее пока не перешло в распоряжение французов — его планируется передать во второй половине 2017 г. после согласования с регуляторами.
Главным исполнительным директором Opel/Vauxhall стал Михаэль Лошеллер, прежде занимавший пост финансового директора марки. А бывший глава Opel Карл-Томас Нойманн подал в отставку два месяца назад, не желая работать под крылом французской компании.
General Motors избавился от убыточного подразделения, которое не получается сделать рентабельным более десяти лет. По оценкам Morgan Stanley, за последние 12 лет GM потерял 16 млрд долларов и может потерять еще почти столько же к 2021 году. В 2009 г. подразделение уже пытались продать консорциуму Сбербанка и компании Magna, но сделка сорвалась.
В 2013 г. американцы приняли антикризисный план стоимостью 4 млрд евро, который предусматривал инвестиции в запуск новых моделей и вывод марки на безубыточность, но Opel по-прежнему приносил убытки, хоть и не такие большие, как прежде. Если в 2010 г. потери составили 1,76 млрд, то в 2015 г. — 813 млн, а в прошлом году — «всего» 257 миллионов. Помимо прямых, GM получал непрямые убытки в виде репутационных потерь и снижения стоимости акций концерна на фондовом рынке.
По окончании сделки доля концерна PSA на европейском рынке выросла с 11% до 17%, рассказали корреспонденту Autonews в европейском офисе группы: «С учетом брендов Opel и Vauxhall группа PSA станет вторым среди крупнейших европейских автопроизводителей с долей рынка 17%. В портфеле группы теперь пять марок, включая немецкую и британскую».
В Старом свете PSA обошла альянс Renault-Nissan и уступает по объему рынка только концерну Volkswagen. Владея маркой Opel, концерн PSA сможет в полной мере реализовать планы по производству соплатформенных моделей компактного сегмента, которые не удалось осуществить в рамках прежних партнерских отношений с GM.
Строя автомобили на одинаковых платформах, концерн намерен экономить до 2 млрд евро ежегодно, что позволит сделать то, что многие годы не удавалось американцам — вернуть Opel к прибыли уже к 2020 году. Закрывать заводы и сокращать персонал французы пока не планируют.
В рамках образованного в 2012 г. альянса между General Motors и PSA предполагалось выпускаться хэтчбеки, кроссоверы и минивэны сегментов «B» и «С». Однако в те годы PSA терпел финансовые убытки, а GM менее, чем через два года продал свою долю акций PSA, опасаясь осложнений в отношениях с китайскими партнерами. Работы над совместными проектами были приостановлены.
Теперь разработка общих платформ возобновится, а все новые машины будут строиться на общей базе. «Консолидация платформ будет осуществляться постепенно с учетом жизненного цикла продукции. Некоторые совместные проекты были начаты ранее в рамках альянса PSA-GM, например, производство Peugeot 3008 и Opel GrandLand X на заводе PSA в Сошо, выпуск Citroen C3 Aircross и Opel CrossLand X на заводе Opel в Сарагосе, а также легких коммерческих автомобилей PSA и Opel в Виго», — пояснил Autonews.ru представитель французского офиса.
Судя по всему, речь идет о «каблучках» Opel Combo/Peugeot Partner/Citroen Berlingo, которые увидят свет в следующем году. Кроме того, продолжается работа над новым поколением Opel Corsa на новой платформе сегмента «B» и модернизированным семейством трехцилиндровых бензиновых двигателей. Эта машина увидит свет в 2019 г. вместе с соплатформенным Peugeot 208.
Напомним, что в марте 2017 г. на автосалоне в Женеве представили серийную модель Opel Crossland X, наследник компактвэна Opel Meriva, решенный в стиле кроссовера. А осенью публике покажут новый Citroen C3 Aircross. Обе машины построят на французской платформе EMP2 и будут выпускаться на заводе Opel в испанской Сарагосе. Этот проект уже сейчас позволил сэкономить 1,2 млрд евро.
Как известно, китайский концерн Dongfeng владеет 14% акций PSA и имеет с французами три совместных предприятия в Китае, где выпускаются почти полный модельный ряд Peugeot и Citroen, включая особые модели для местного рынка. СП существует с 1992 г. и в последние годы выпускает почти по 800 тыс. машин. Помимо PSA, у Dongfeng есть совместные предприятия с альянсом Renault-Nissan, компаниями Honda и Kia.
Китайские предприятия General Motors для Dongfeng являются конкурирующими, но никаких рычагов влияния на них Dongfeng не получит. GM выпускает в Китае миллионными тиражами автомобили Buick, которые по большей части представляют собой перелицованные европейские Opel. Однако все они изготавливаются на собственных заводах General Motors, которые остались американскими и продолжат выпускать нынешние модели.
Кроме того, в офисе PSA заверили, что не собираются делиться с китайцами европейскими технологиями: «Патенты PSA останутся у PSA, а технологии автомобилей Opel/Vauxhall по-прежнему будут принадлежать GM». А в перспективе, уверяют французы, все модели Opel/Vauxhall будут разрабатываться с использованием технологий Группы PSA.
Как и китайские предприятия GM, завод под Санкт-Петербургом, где три года назад выпускали модели Opel для российского рынка, не меняет собственника. Завод не является частью Opel Automobile GmbH, принадлежит General Motors и не участвует в сделке, подтвердил корреспонденту Autonews.ru представитель немецкой марки.
После ухода марки с рынка завод был законсервирован, и по сей день находится в этом состоянии, пояснил официальный представитель концерна в России Сергей Лепнухов. Информацию о том, что предприятие отдали в управление белорусскому «Унисону» с целью наладить на нем выпуск автомобилей Cadillac для российского рынка, как и все прочие слухи, не соответствует действительности, уточнил он.
О том, вернут ли французы марку Opel на российский рынок, пока можно только гадать. Представители европейского офиса Opel в ответе на запрос Autonews.ru воздержались от комментариев на тему будущего марки в России.
«В марте 2015 г. мы приняли решительные меры и решили изменить нашу бизнес-модель в России. Мы убеждены, что это решение по-прежнему остается правильным. Оно позволило избежать значительных инвестиций на рынок, который имеет очень сложные долгосрочные перспективы. В настоящее время не можем комментировать вопросы относительно возможного возобновления поставок автомобилей Opel в России», — уточнил собеседник.
Представители французской стороны, в свою очередь, предлагают немного подождать. Ясность наступит не раньше, чем через три месяца, когда PSA представит новый план развития марки. «В течение 100 дней Opel/Vauxhall представит план развития. Стратегия развития по регионам и отдельным странам станет его неотъемлемой частью», — пообещал корреспонденту Autonews.ru представитель концерна PSA.