«Шелковый путь» изнутри: мотор в огне, палатка под самолетом и фотомодели
«Трос! Скорее цепляйте трос!» — кричит нам штурман японского пилота Акиры Миуры, выскочив из Toyota Land Cruiser 200. Мы срываемся с места, объезжаем внедорожник с номером «133» на борту, цепляем к себе динамическую стропу и стаскиваем машину с железнодорожного переезда. Несколькими мгновениями ранее Акиара Миура попытался проскочить железнодорожные пути на машине без правого переднего колеса.
Для зрителей и представителей прессы «Шелковый путь» наиболее интересен на старте и финише. Так было всегда, когда гонка проходила на территории Казахстана. И этот раз не стал исключением. Как раз сразу после финиша одного из казахстанских спецучастков экипаж Акиры Миуры протаранил ж/д переезд. Там же на финише загорелась машина другого участника — вспыхнула сухая трава, набитая между двигателем и защитой картера.
Конечно же, можно было сразу приехать к гоночной трассе на специально подготовленные организаторами фототочки, но в Казахстане они находились на расстоянии 50-100 км от дорог общего пользования, и посещение их означало только одно — к финишу участников ралли-рейда мы бы просто не успели. Дело в том, что спортсмены едут на максимально возможной скорости, а экипажам технической поддержки и автомобилям с представителями прессы категорически запрещается превышать установленный организаторами скоростной режим.
При желании, конечно, нарушать можно, но это очень дорого обойдется. Например, постоянное превышение скоростного режима от 1 до 20 км/ч на дистанции более 500 метров влечет за собой наложение штрафа в сумме 400 евро. Превышение от 21 до 40 км/ч — 1000 евро штрафа и возможная дисквалификация экипажа (каждая машина укомплектована спутниковой системой контроля скорости). Так, например, некоторые журналисты и блогеры, освещающие «Шелковый Путь» в 2017 г., уже привезли для компаний-организаторов внушительные финансовые и административные взыскания.
Хорошо, что хотя бы спортсмены не были загнаны в скоростные рамки, и каждый день можно было наблюдать за тем, как экипажи на Toyota Hilux, Baicmotor BJ40L, Mini John Cooper Works и других машинах гонялись за футуристическими, но совершенно непохожими на серийные кроссоверы болидами Peugeot 3008. В одной из таких погонь экипаж Акиры Миуры и лишился правого переднего колеса — на скорости 140 км/ч автомобиль налетел на огромный валун.
Мы ждали участников ралли-рейда на финише одного из спецучастков недалеко от города Семей, и отслеживали спортсменов через сайт «Шелкового пути» в режиме реального времени. Кружочек, который обозначал экипаж «133» пилота Акиры Миуры и штурмана Лорена Лихтлейхлера, сначала был в лидирующей группе, но потом почему-то начал быстро отставать — скорость Land Cruiser была на уровне 40 км/ч, хотя другие машины пролетали рядом быстрее 150 км в час. Вот проехал Француз на Iveco, несколько МАЗов, багги, но быстрого японца все еще не было.
Когда Миура появился на горизонте, все стало понятно — внедорожник сильно наклонился на переднюю правую сторону и в таком положении продолжал ехать, раскидывая сухую казахскую землю и траву оголенным и заблокированным колесным диском. В таком положении экипаж «133» проехал 75 километров. И все это ради того, чтобы остаться в ралли, даже с серьезным временным отставанием.
Казалось бы, все позади, осталось проехать буквально пару километров от финиша до дороги общего пользования, где японца уже ждала техническая помощь, но именно эти 2 км в итоге стали для него роковыми — штурм железнодорожного переезда окончательно добил как сам переезд, так и Land Cruiser, у которого заблокировался привод на передние колеса, и машина больше никуда не ехала.
За голову схватились и работники, отвечающие за этот переезд, и пилот со штурманом экипажа «133». Именно поэтому мы не стали дожидаться скорого пассажирского поезда и своим медиакаром Land Cruiser Prado протащили японца с французом эти роковые 500 м к машине технической поддержки (регламент «Шелкового пути», в отличие от FIA, позволяет буксировать участников на любых участках трассы).
Однако даже такие поломки не означают, что экипаж выбывает из ралли-рейда. Механики «Тойоты» могут и в чистом поле собрать заново подвеску автомобиля и подключить передний привод, но вот за какое время они справятся? Успеют ли они сотворить чудо всего за один вечер в усеченном составе? Ведь основная часть механиков уехала разбивать лагерь на месте ночевки ралли-рейда.
Лагеря «Шелкового пути» — это бивуаки, которые располагаются на территории аэропортов. Очень удобное место проживания и для организаторов, перемещающихся на самолете, и для участников. Кстати, у последних на аэродромах предостаточно места для организации технических лагерей, палаточных городков, пресс-центра и столовой. Правда, иногда палатки приходилось ставить прямо на асфальте под крыльями списанных самолетов Як-40. Вот такая романтика кочевой жизни ралли-рейда.
Когда мы вечером после пробега в 800 км, уставшие, приезжали в бивуак, лагеря команд уже были установлены. Каждый день в чистом поле, вернее на обширной территории аэродрома, техническая поддержка разбивала большие современные мобильные техцентры. Особенно отличались зоны ремонта Team Peugeot Total и KAMAZ Master Team — по уровню оснащения и подготовки у нас даже нет похожих стационарных техцентров, а здесь эти ремзоны каждый день без устали собирались и разбирались. И каким-то образом механики каждый день были в идеально чистой и выглаженной форме. Это же все относится и к командам, выступающим на автомобилях Toyota и Mini.
В таком же режиме работал пресс-центр, ресторан и бар — каждый день их собирали и разбирали. Каким-то образом каждый вечер в бивуаке оказывался отряд длинноногих моделей, которые на фоне казахской степи и старой советской авиационной техники выглядели пришельцами. Правда, все участники ралли-рейда приезжали ближе к ночи настолько уставшими, что безлимитному бару и высоким девушкам не уделяли достаточного внимания.
Время шло, а экипажа Акиры Миуры еще не было. На утро стало известно, что Land Cruiser 200 привезли на эвакуаторе — повреждения автомобиля оказались настолько серьезными, что устранить их малыми силами возле финиша спецучастка не получилось. Зато экипажи на Toyota Hilux продолжили преследование Peugeot 3008.
На протяжении всего «Шелкового пути» именно экипажи на французских кроссоверах задавали тон в гонке в категории внедорожников, но ралли-рейд — это длительная, изматывающая гонка, и даже обладая первоклассной технической поддержкой, можно и не добраться до финиша. Так и произошло в 2017 году.
Например, из гонки из-за травмы выбыл один из лидеров соревнований Себастьян Лёб, а другой лидер — Стефан Петерансель — растерял свои высокие позиции и в итоге остался за пределами призовой тройки. И только Сириль Депре на «Пежо» смог пройти все спецучастки «Шелкового пути» с неизменно высокой скоростью, что и принесло французу заслуженную победу.
Интересная борьба разворачивалась за попадание в первую десятку. И здесь чудеса стабильности показал опытнейший 51-летний Jerome Pelichet, выступающий за команду Raid Lynx на автомобиле Toyota Hilux. На каждом этапе он цеплялся за лидеров, что в итоге и позволило ему занять высокое 8 место в своем классе T1, даже опередив очень быстрых Mini John Cooper Works.
Если в категории внедорожников лидирующие в начале и в середине «Шелкового пути» экипажи потеряли свои позиции, то в категории грузовиков все было наоборот — российские экипажи KAMAZ Master Team на российском этапе ралли-рейда остались в тени своих соперников, но в Казахстане и Китае показали, кто здесь главный, заняв по итогам всей гонки весь пьедестал.