Бензин и солома: как проходит «Фестиваль скорости» в Гудвуде
«Фестиваль скорости» грохочет и ревет на все лады. Изредка рев сменяется визгом шин, гудением зрителей, после чего наступает тишина. Очередной сверхмощный автомобиль скользит в заносе и втыкается кормой в соломенный отбойник. Огромные экраны раз за разом транслируют летящие в воздух куски обшивки вперемешку с соломой. Атмосфера старого доброго бензинового сумасшествия заставляет пилотов идти на неоправданный риск.
Чопорное гудвудское поместье в Западном Сассексе со старинными особняками и изумрудными газонами стало домом «Фестиваля скорости» совсем недавно — в начале 1990-х. Его владелец Чарльз Гордон-Леннокс, герцог Марч и Кинрара только что промчался мимо на заднем сиденье невзрачного мотоцикла — седые волосы развиваются, борта дорогого костюма торчат в стороны. Он не только придумал этот фестиваль, но и задает его непринужденную атмосферу.
На огромной парковке выстроились в ряд самые различные автомобили: Lamborghini Aventador, Bentley Bentayga, редчайшее купе Iso Grifo конца 1960-х, потрепанный универсал Opel. На отдельной поляне ставят палатки, шатры и автодома, вдалеке идут на посадку вертолеты с VIP-гостями.
Негнущиеся джентльмены в бабочках расхаживают между семейств с детьми и колясками. Роскошные девицы в шляпках с вуалями боязливо ставят на газон длинные каблуки. Рядом, ни на кого не обращая внимания, спят на изумрудной траве пузатые любители пива. Фанаты забивают паддоки, занимают трибуны и выстраиваются плотной стеной вдоль соломенных отбойников. Не хватает только китайцев с фотоаппаратами и рулетками — завсегдатаев большинства автомобильных шоу.
Довольно часто слышится русский язык. Гонщица Наталья Фрейдина приехала в Гудвуд из Нюрбургринга, преодолев более 700 км пути за рулем Aston Martin Vanquish S. Ранее она выступала на «Астонах» в FIA GT3, участвовала в моносерии Lamborghini Super Trofeo. В будущем она на прочь проехать и гудвудскую трассу. Женщины в автоспорте — редкость, тем боле такой красоты и обаяния. Неудивительно, что Наталья представляет Россию в Комиссии FIA Women in Motorsport.
На «Фестивале скорости» «Вдова Клико» мирно соседствует с бургерами, стенд Dacia — со стендом Porsche, суперкары — с массовыми моделями. Часть марок умудрилась попасть сразу в несколько экспозиций. Например, исторические Aston Martin оказались на поляне Cartier, конкурсе элегантности для классических автомобилей. Среди них первая модель эпохи Дэвида Брауна, родстер 2-Litre Sports, а также редчайший универсал DB5 Radford, заказанный владельцем компании для игры в поло и охоты.
Концепт среднемоторного гиперкара Valkyrie оказался на стенде Michelin. На гоночной трассе сменяют друг друга лемановский Vantage, Aston Martin Vulcan AMR Pro, экстремальная трековая версия «Вулкана», DB11 c немецким мотором V8 мощностью 510 л.с. от AMG.
Многие компании готовят для Гудвуда премьеры своих новых моделей, в основном с акцентом на спорт. Porsche привезла 11 GT2 RS с рекордными характеристиками: 700 л.с. и 2,8 с до 100 км в час. Ford показал… минивэн S-Max ST-Line в спортивном обвесе и с более жесткой подвеской. Впрочем, самой неспортивной премьерой стал новый электрический кэб от компании London Taxi Company, принадлежащей Geely. Он же — номинант на самый скучный проезд по трассе.
Классический британский «подъем» на холм со старомодными соломенными отбойниками — самое жаркое место фестиваля. Посетители могут шаг за шагом проследить за тем, как автомобиль готовят к заезду, аккуратно везут к месту старта прямо сквозь толпу. Вот седой Адам Козлевич готовится «эх, прокатить» по гудвудской трассе на своем «Лоррейн-Дитрихе».
Двое знатоков тем временем изучают устройство гигантского мотора: медный впускной коллектор, суставчатые приводы клапанов. Через несколько минут громадная 15-литровая «четверка» оживет, и Lorrraine Dietrich 1912 года выпуска, дымя сизым ядовитым лихо пролетит по трассе. Шофер в очках-консервах и кожаном шлеме не робкого десятка — тормоза у машины только на задних колесах, а тонкие шины с трудом цепляются за асфальт. Одна ошибка — и астрономической суммы раритет отправится прямиком в отбойник.
Довоенные мотоциклы и колченогие спорткары из прошлого века сменяют формульные болиды, машины серии NASCAR с нарисованными фарами, дрифтеры. Цепляет обочины в узких поворотах дакаровский КамАЗ с Айратом Мардеевым за рулем. Иногда на трассе начинало твориться нечто невообразимое: каскадер Терри Грант поставил Range Rover Sport SVR на два колеса, а Нико Росберг начал крутить «пончики» на болиде Mercedes W05 Hybrid. Самый быстрый пилот Гудвуда Ник Хайдфельд установил очередной рекорд прохождения трассы, но уже для электрической Формулы.
В неофициальном состязании по звуку мотора, скорее всего, победил 3000-сильный драгстер Rat Trap — от его раскатов ходили пешеходные мосты над трассой. Впрочем, и остальные машины ненамного тише. Рассказ победителя 24 часов Ле Мана Джонатана Адама о том, как его Aston Martin обошел Chevrolet Corvette, то и дело прерывают проезжающие мимо Ferrari. А затем его голос и вовсе тонет в грохоте истребителя «Тайфун», зависающего над Гудвудом — англичане тоже не против продемонстрировать военную мощь.
Помимо спортивных побед, на «Фестивале скорости» отмечают сразу несколько юбилеев: легендарная британская трасса Бруклендс отмечает 110-летие, 70 лет празднует Ferrari. И чествуют Берни Экклстоуна — гигантская скульптура с пятью формульными болидами, воздвигнутая в Гудвуде символизируют пять эпох его жизни: пилот, менеджер, владелец команды, импрессарио, легенда. Сам Берни казалось был несколько напуган и смущен размахом празднования и грохотом салютов. Впрочем, для поклонников автоспорта этот маленький человек с вечно недовольным выражением лица давно превратился в легенду.