День независимости. Тест-драйв Volkswagen Arteon
Я последовательно включаю все системы-помощники и круиз-контроль, выставляю дистанцию побольше, убираю ногу с педали «газа» и руки с руля. Некоторое время машина едет совершенно самостоятельно, держа нужный интервал с лидером и подруливая в соответствии с изгибами полосы. Потом включает короткий зуммер и выводит на дисплей приборов требование принять управление. Еще через несколько секунд дергает ремень безопасности, потом кратковременно, но резко бьет по тормозам, чтобы разбудить задремавшего водителя. И, подождав еще немного, включает правый поворотник, сама смещается к обочине, пропуская попутный транспорт справа. Наконец, сбавив ход, останавливается за сплошной линией и включает аварийку. Все спасены.
Нет, провести этот эксперимент на автобане в пригороде Ганновера с его плотным трафиком я не решился. Опыт общения с системой я получил еще несколько лет назад, когда фольксвагеновцы демонстрировали перспективную разработку на своем полигоне вместе с круговыми камерами высокого разрешения, радарами контроля трафика при выезде с парковки и помощником езды с прицепом. Все эти системы уже стали серийными ранее, а сейчас Arteon первым примерил и функцию аварийной остановки. Если верить спикерам компании, на обычных дорогах работает она так же хорошо, как и четыре года назад в тепличных условиях полигона.
Самый медленный Arteon набирает «сотню» чуть дольше 9 с, и это не тот темперамент, которого ждешь от столь стильной машины. Более того, в гамме есть 1,5-литровый бензиновый мотор, развивающий те же 150 л.с., причем оба по умолчанию предлагаются с «механикой». Проходим мимо, тем более, что поначалу таких не будут предлагать даже на домашнем для VW рынке. Флагману положены более яркие эмоции, и его рыночная карьера будет начинаться с модификаций мощностью не менее 200 лошадиных сил. В таком вариант Arteon, построенный на том же проверенном шасси MQB, уж точно не даст водителю заснуть.
В том, что новый фольксвагеновский флагман построен для водителя и вокруг него, сомнений не возникает даже с учетом сверхдлинной колесной базы. На ходу Arteon воспринимается таким же легким и послушным, как соплатформенный Passat, хотя габаритами превосходит его довольно заметно. Разве что на неровной дороге ведет себя чуть менее благородно — кажется немного более тяжелым и передает в салон больше вибраций. Особенно заметным это становится в спортивном режиме адаптивного шасси, а в комфортном машина возвращает утраченную было щепетильность. Но рулится она в любом случае превосходно, а на хорошей дороге дарит приятное чувство надежности и некоторой вседозволенности.
Показалось было, что небольшая тяжеловесность едва ощутимо сказывается на динамике машины, но инженеры подсказали, что дело, скорее, в настройках силового агрегата. Самый мощный 280-сильный бензиновый Arteon не кичится своей силой и не норовит раздергать пассажиров взрывами ускорений. У него обязательный полный привод, поэтому изнутри он воспринимается большим и сильным: спокойно и быстро срывается с места, легко крутит спидометр и хорошо себя чувствует на автобанных скоростях ближе к 200 км в час.
Дизель на 240 сил везет так же надежно, хотя вау-фактор у него попроще. В городе он резче и динамичнее — настолько, что иной раз кажется грубоватым для представительского автомобиля. А на шоссе, напротив, — спокойнее. Для путешествий в стиле «Гран туризмо» — отличный вариант, но чувствуется, что более слабые дизели эту машину уже не зажгут. Это те же двухлитровые моторы с отдачей 190 и 150 л.с. — последний, возможно, появится и в России в качестве базового. Понятно, что фокусировать продажи представительство будет на бензиновых 2,0 TSI с отдачей 190 и 280 л.с., но и этот план пока можно назвать сильно предварительным.
Если отбросить малоинтересные начальные модификации, то можно сказать, что Arteon едет ожидаемо хорошо. Топ-версии не хватает мотора V6 с его бархатным рокотом и лавинообразной тягой, но серийного современного агрегата у Volkswagen пока нет, хотя немцы и не исключают его появления. Для модели, претендующей на роль флагмана, такой лучше подошел бы даже по идеологическим причинам, тем более, что сама машина и правда стоит в модельном ряду особняком. И, главное, уже совершенно не воспринимается вариацией на тему массового Passat.
За идею и ее реализацию немцам вообще стоит поставить высший балл. Финансовые трудности на фоне «дизельгейта» поставили крест на не слишком перспективном проекте нового Phaeton, а китайский Phideon для европейского потребителя оказался простоват. При этом на руках был готовый проект Volkswagen Sport Coupe GTE и ниша стильных машин бизнес-сегмента, в которой Volkswagen был представлен недавно отпочковавшимся от семейства Passat седаном CC.
Почти готовый кузов более серьезных габаритов нашелся у Skoda. Вот и название получилось гибридным: первая часть — искусство (Art), вторая — кусочек имени седана Phideon для китайского рынка. Мол, флагман, да не тот.
Грубо говоря, у лифтбека Superb примяли крышу и сменили все кузовные детали. Силуэтом Arteon напоминает Audi A7, но внешне он не похож ни на один другой автомобиль группы. Насупленный клюв капота, линии фар, переходящие в планки фальшрадиаторной решетки и перевернутая трапеция воздухозаборника — таким отныне будет новый фирменный стиль марки. А выбор между более сдержанными линиями версии Elegance или кичливыми воздухозаборниками комплектации R-Line останется делом вкуса владельца.
Особый шик — боковые окна без рамок. Открывая дверь с опущенным стеклом, действительно испытываешь совершенно «купейные» ощущения. Хотя сами фольсксвагеновцы уже давно не употребляют термин Comfort Coupe, которым прежде расшифровывали аббревиатуру Passat CC.
Габаритами Arteon почти повторяет Superb за исключением высоты. Но это не мешает ему быть на удивление просторным. Сзади уже не тесно — скос крыши не давит на макушку, а по ногам места, кажется, хватит и баскетболисту. Во всяком случае, человек среднего роста без преувеличения может спокойно положить ногу на ногу.
Третий, правда, нежелателен — посередине торчит массивный тоннель пола, а сам диван слишком явно отформован под двоих. Жаль, что не предусмотрено версии с раздельными задними креслами — предшественнику Passat CC такая шла стилистически, а у солидного Arteon действительно могла бы выполнять роль представительской. Хотя зачем все это машине для водителя?
Салон от «восьмого» Passat пришелся флагману впору. Обошлось без дизайнерских откровений, и это хорошо: в старших комплектациях этот интерьер выглядит солидно, основательно, но не безыдейно. Принципиальное отличие в том, что посадка в Arteon ниже, а комплектация богаче.
Например, в базе есть климатическая установка, электроприводы передних кресел и сенсорная медиасистема. За доплату предложат тот же набор, что есть в списке опций седана, включая сиденья с массажем, климат-контроль для задних пассажиров, проекционный экран и дисплей панели приборов.
Профилированные кресла хороши как в условно комфортном исполнении Elegance, так и в спортивном R-Line с более крепкой боковой поддержкой. Устроиться в сиденьях можно без труда даже с учетом низкой крыши, но инстинктивно все равно ставишь посадочное место как можно ниже, а спинку вертикальнее — для лучшего чувства машины.
Arteon, как и условно базовый Passat, можно оснастить системой дистанционного открывания багажника взмахом ноги под задним бампером. Люди из Volkswagen в шутку называют эту методику Low kick по аналогии с приемом ударной техники в единоборствах.
Большая дверь поднимается электроприводом, и тут уже становится не до шуток — под шторкой целых 563 VDA-литра — лишь чуть меньше, чем у референсных Passat и Superb. И это уже совсем не узкий лаз прежнего Volkswagen CC. С учетом того, что для Arteon не предусмотрены раздельные задние кресла, а задний диван выполнен складным, возможности для погрузки кажутся безграничными.
Весь этот набор, казалось бы, несовместимых вещей в одной машине делает ее примерно столь же уникальной, как и Skoda Superb. Но если чешский флагман будет по жизни нести клеймо очень семейного и сверхпрактичного, то немецкий Arteon одним своим видом демонстрирует декларацию независимости от любых стандартов и предрассудков.
Недюжинные габариты и удобство еще никогда не уживались в одном кузове со столь изысканным стилем и выверенными ходовыми качествами. И он точно не воспринимается придатком какого-либо известного семейства, хотя и выпускается на одной ветке конвейера с седаном Passat.
В Германии базовый Arteon со 150-сильным дизелем и DSG стоит 39 675 евро, то есть примерно 2,5 млн рублей. А более правильная машина в хорошей комплектации Elegance с 280-сильным 2,0 TSI и полным приводом продается уже за 49 325 евро — почти 3,15 млн руб. Дизельная 240-сильная еще дороже. То есть у нас флагман с учетом комплектации почти гарантированно попадет в разряд роскошных, где ему действительно самое место.
Впрочем, окончательного решения о поставках пока нет — в представительстве пока обсуждают 2018 г. и гадают о том, какие именно версии смогут понравиться рынку. Лично мой выбор — исполнение Elegance, и пусть под капотом будет даже 190-сильный бензиновый мотор. А систему аварийной остановки лучше оставить в списке опций — разметка у нас пока не очень, на дорогах не соскучишься, да и машину водить мы предпочитаем сами.
Volkswagen Arteon | ||
2,0 TSI 4Motion | 2,0 TDI 4Motion | |
Тип кузова | Хэтчбек | Хэтчбек |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 4862/1871/1450 | 4862/1871/1450 |
Колесная база, мм | 2837 | 2837 |
Снаряженная масса, кг | 1716 | 1828 |
Тип двигателя | Бензин, R4 турбо | Дизель, R4 турбо |
Рабочий объем, куб. см | 1984 | 1968 |
Мощность, л. с. при об/мин | 280 при 5100-6500 | 240 при 4000 |
Макс. крут. момент, Нм при об/мин | 350 при 1700-5600 | 500 при 1750-2500 |
Трансмиссия, привод | 7-ст. робот., полный | 7-ст. робот., полный |
Максим. скорость, км/ч | 250 | 245 |
Разгон до 100 км/ч, с | 5,6 | 6,5 |
Расход топлива, л (город/трасса/смеш.) | 9,2/6,1/7,3 | 7,1/5,1/6,9 |
Объем багажника, л | 563 — 1557 | 563 — 1557 |
Цена от, руб. | н.д. | н.д. |