Колумбийский трафик: как восстанавливают Toyota FJ40
Настоящие рамные внедорожники постепенно уходят из жизни — на их место приходят кроссоверы с несущими кузовами, независимыми подвесками и вискомуфтами. Модели, которые способны покорять бездорожье, мы, похоже, скоро будем рассматривать только на картинках, однако любителям старой школы рано отчаиваться.
Американская фирма FJ Company со штаб-квартирой в Майами занимается реставрацией классических внедорожников Toyota уже пять лет. Эти автомобили стали легендой еще при жизни, а сейчас обретают вторую молодость в США.
В странах Латинской Америки и Юго-восточной Азии оригинальные FJ40 все еще служат в качестве практичных внедорожников на каждый день. Именно такие машины и выступают донорами для восстановления. Мы отправились в Майами, чтобы узнать, как восстанавливают автомобили, выпущенные почти полвека назад.
Во второй половине прошлого века почти все внедорожники имели военную родословную. Япония, сильно зависевшая от США, только строила свою автомобильную промышленность, поэтому компания Toyota взяла за основу легендарный Willys и назвала свой первый внедорожник Toyota Jeep.
Впоследствии именно эта линейка автомобилей в 1954 г. дала старт модели Land Cruiser, которая должна была покорить зарубежные рынки. После смены нескольких поколений появилась очень харизматичная модель FJ40. Она быстро завоевала популярность в США, а позже стала очень популярна в Латинской Америке, средней Азии, Австралии и других странах.
Смысл аббревиатуры FJ объясняется очень просто: J — от слова Jeep, а F означает тип двигателя. Этот легендарный мотор объемом 3,9 л мог без особых проблем проехать до миллиона километров. В 1975 г. Toyota модернизировала этот двигатель — так появилась версия большего объема (4,2 л) и мощности с индексом 2 F.
В Японии FJ40 выпускался с 1960 по 1984 гг., но модель оказалась настолько популярна, что ее производство продолжили в Бразилии под именем Bandeirante («первопроходец») вплоть до 2001 года.
Основатели FJ Company братья Калле (Нельсон и Хуан Диего) в детстве проводили много времени у дедушки и бабушки. У деда, которого тоже звали Нельсон, за всю жизнь было всего два автомобиля, и оба Toyota FJ40. Первый был выпущен в 1968 г., а второй — в 1982-м.
Когда дедушки не стало, братья вместе со своим двоюродным братом Хайме решили восстановить один из его автомобилей. В итоге результат так впечатлил Хуана, что тот решил выкупить машину и отправить к себе домой в Майами, а Нельсон и Хайме продолжили восстанавливать другие FJ. Так и появилась идея создать компанию по реставрации автомобилей.
Сегодня FJ Company владеет реставрационным цехом в Боготе (Колумбия), штаб-квартирой и мастерской в Майами (Флорида) и двумя представительствами в Далласе (Техас) и Аспене (Колорадо).
В офисе компании в Майами нас встретил директор по продажам и закупкам Кейт Эннис, который всегда был фанатом классических спортивных Porsche. На одном из автомобильных мероприятий он познакомился с братьями Калле, после чего они стали партнерами.
Сегодня FJ Company способна реставрировать до 120 машин в год — на каждую уходит по 9-10 месяцев. Например, если прямо сейчас заказать внедорожник, то заказчик получит его не раньше марта 2018 года. Оплата производится в три этапа: 30% в момент заказа, еще 30%, когда машина готовится к покраске, и остальная сумма, когда покупатель готов забрать автомобиль.
На вопрос, где компания берет автомобили, Кейт одобрительно кивнул в сторону юга: «Донорами для восстановления преимущественно выступают машины из центральной Колумбии. Сухой климат помогает сохранять внедорожники в хорошем состоянии долгие годы. Более редкие модели, например, длиннобазный FJ45, доставляются из штата Монтана в США, Саудовской Аравии или непосредственно из Японии».
Основной производственный цех компании находится в Колумбии, и дело здесь не только в стоимости рабочей силы, признается Кейт. Во-первых, братья Калле родом из Колумбии, а наличие нужных связей в таком деле не бывает лишним. Во-вторых, в этой стране Toyota FJ40 очень распространена, а значит, несложно найти профессионалов, которые умеют работать с этой моделью.
Разумеется, у подобной идеи нашлось немало последователей. Конкуренты тоже привозят восстановленные машины из Колумбии, а некоторые из них даже открыли офисы в Майами и продают машины дешевле. По мнению Кейта, подобная экономия негативно сказывается на качестве.
Реставрация начинается с поиска подходящего экземпляра Toyota FJ Land Cruiser (серии 20, 40 и 60). У FJ Company есть свои критерии, которым должен соответствовать донор. Среди основных: японское производство, минимальная коррозия, целостность рамы, оригинальные мотор и редуктор. Кроме этого, заказчик может найти машину самостоятельно, либо предоставить собственный внедорожник для реставрации. Компания не только продает готовые автомобили, но и выполняет реставрацию под заказ.
Работа начинается с полной разборки автомобиля, включая демонтаж стекол и оконных рамок. Детали сортируются и хранятся на специальных стойках. Рама и все детали кузова зачищаются до голого металла, а днище очищается от антикоррозионного покрытия.
Мотор, подвеска и трансмиссию полностью перебирают, включая передние и задние дифференциалы. По умолчанию все подшипники, шестеренки, прокладки и резинки меняются на новые. Остальные детали оцениваются на предмет износа. Если деталь невозможно восстановить, она заменяется заводской или аналогом от другого производителя.
Двигатель получает новый карбюратор (или инжектор), новый стартер, насосы (масло, вода, топливо), электронное зажигание и проводку. Каждая деталь двигателя подвергается косметической реставрации, в результате чего они выглядят как новые. Тормозная система тоже полностью обновляется. По желанию клиента возможна установка подвески от австралийской фирмы Old Man Emu.
Днище автомобиля покрывают антикоррозионным составом компании Rhino Liner для защиты от грязи и снега. Все хромированные детали и молдинги полностью восстанавливают до заводского состояния. Ковры, дверные панели и мягкие детали крыши FJ Company производит самостоятельно. Цвет выбирается строго в соответствии цветовой гаммой автомобилей Toyota.
Что касается конфигурации автомобиля, то по желанию клиента автомобиль может быть полностью оригинальным. Однако такие опции как гидроусилитель, дисковые тормоза, кондиционер и стереосистема помогают адаптировать FJ для повседневной эксплуатации.
Каждому клиенту выдается именная книга, где отражены все этапы восстановления. Когда я взял в руки первую из них, обратил внимание, что донор 1973 года выпуска был в приличном состоянии. Второй экземпляр оказался заметно менее «бодр», но это не мешает в итоге получить одинаково отличный результат.
Нам удалось прокатиться на FJ40 классического серого цвета с жесткой белой крышей и карбюраторным двигателем мощностью 135 лошадиных сил. Машина была доукомплектована гидроусилителем руля, передними дисковыми тормозами, кондиционером и стереосистемой.
Оказавшись в салоне, я начал ловить себя на мысли, что это новый автомобиль. Даже запах отсылает к автомобилям прошлого века. Долго разглядывал салон, включая болты, надписи на табличках, пластмассовые рычаги и кнопки, но так и не смог найти в них минимальных следов времени.
Кейт, заметив мое удивление, пошутил: «Да, машина действительно выглядит, как новая. Возможно, даже лучше, чем когда она сошла с конвейера».
Несмотря на относительно маленькую мощность, 4,0-литровый двигатель рычит грозно. Сильно вынесенная вперед передняя ось в сочетании с рессорной подвеской и относительно небольшим весом делает управление автомобилем немного «грузовым», но к этому быстро привыкаешь. Передачи короткие, что требует активной работы механической коробкой, хотя в списке опций есть и «автомат». Езда на таком автомобиле — это работа, но она доставляет удовольствие не только водителю, но и окружающим.
На одном из перекрестков с нами поравнялся огромный Infiniti QX80, водитель которого спросил, сколько стоит такая машина. Кейт ответил без запинки: «89 тысяч долларов». С водителем QX80 мы разговаривали, находясь на одной высоте от земли, а по цене Toyota, возможно, даже дороже.
«Я много работал с классическими автомобилями Porsche, и там клиент совсем другой. Это коллекционеры с большим гаражом. Покупатели классических Land Cruiser отличаются. Часто FJ40 становится их первым приобретением. Относительно небольшой «входной билет» и практичность Land Cruiser позволяет его использовать в качестве машины на каждый день», — объяснил Кейт.
Стоимость автомобилей, которые восстанавливает FJ Company, варьируется в диапазоне от 55 тыс. за базовую версию до 150 тыс. долларов за самую укомплектованную и редкую модель. Цена включает в себя все: поиск и закупку донорского автомобиля, полную его реставрацию, включая все детали, и поставку в любую точку США.
Восстановленные машины по документам остаются оригинальными, т.е. произведенными в Японии несколько десятков лет назад. Таможенное законодательство Соединенных Штатов позволяет ввозить автомобили старше 25 лет без каких-либо требований по сертификации и с минимальными таможенными платежами, что серьезно облегчает жизнь любителям ретро.
В случае с Россией ситуация сложнее: придется дополнительно заплатить около 40% от стоимости автомобиля за его таможенную очистку. К счастью, требования по установке системы ЭРА-ГЛОНАСС на автомобили старше 30 лет не распространяются, что немного облегчает участь импортера.
Получается, что для настоящих поклонников классических внедорожников еще не все потеряно. У вас есть возможность стать не только владельцем настоящего «проходимца» с легендарным именем, но и получить фактически новый автомобиль, несмотря на то, что по документам он будет вашим ровесником.