5 самых сложных вопросов к Формуле-1 в России
В последние выходные апреля на Сочи Автодроме прошел четвертый Гран-при России Формулы-1. Победитель двух первых гонок в Сочи Льюис Хэмилтон заезд провалил: британец не смог включиться в борьбу за лидерство и финишировал только четвертым. Вместо него победу отпраздновал партнер британца по команде Mercedes AMG Вальттери Боттас. Представители Ferrari Себастьян Феттель и Кими Райкконен финишировали вторым и третьим соответственно.
Прошедший Гран-при России оставил зрителей в недоумении. С одной стороны, результаты гонки вполне укладываются в наметившийся сюжет сезона-2017, а сам заезд получился скучным до зевоты – ни одного обгона от старта до финиша. С другой стороны, победа Боттаса стала для финна первой в карьере, а яркая телекартинка в сочетании с сочинским солнцем могли оставить приятное впечатление даже при отсутствии шоу. Autonews.ru разбирается в том, как скажутся итоги Гран-при России на борьбе за титул и зачем вообще зрители приезжают на Сочи Автодром.
Вальттери Боттас – главный герой Гран-при России и «гонщик дня» по версии фанатов, которые голосовали за него на официальном сайте Формулы-1. 27-летний спортсмен стал пятым в истории финном, которому удалось выиграть этап чемпионата мира. А еще Вальттери – первый финн-победитель в Формуле-1 без буквы «К» в имени. В отсутствии более значимой статистики эта особенность стала едва ли не главной отличительной чертой для Боттаса – надежного пилота, который стабильно привозит нужный результат и совершенно не запоминается болельщикам.
В этом году Вальттери заменил действующего чемпиона мира Нико Росберга в команде Mercedes AMG. Первые три гонки в составе этой конюшни Боттас провел неуверенно: ошибался, пропускал атаки и проигрывал своему напарнику Льюису Хэмилтону. Гран-при России стал для финна реваншем. Для начала пилот опередил партнера по команде в квалификации, а затем совершил блестящий старт, прорвавшись с третьей на первую позицию еще до первого поворота.
В дальнейшем Вальттери провел гонку в стиле «типичный Боттас»: ровный и спокойный пилотаж «на доезд» без взлетов и падений. Намек на интригу возник незадолго до финиша, когда пилот ошибся в 13-м повороте и испортил шины. Проплешина на одной из покрышек привела к незначительному падению темпа, из-за чего Боттаса начал догонять Себастьян Феттель на Ferrari. Тем не менее, созданного ранее отрыва хватило Вальттери для того, чтобы не подпустить соперника на расстояние атаки и выиграть гонку.
То ли к счастью, то ли к сожалению, Гран-при России не дал однозначного ответа на вопрос, будет ли Боттас бороться за титул. Гонка показала, что Вальттери способен побеждать теоретически – то есть в тех условиях, когда у соперников мало шансов навязать борьбу. Сможет ли финн выигрывать более сложные дуэли, пока под вопросом. К тому же, этап в Сочи стал единственным безошибочным заездом Боттаса с начала года – не слишком приятная картина для 27-летнего финна.
Намного более радужные перспективы открываются перед командой Ferrari. На Гран-при России пилоты Scuderia заняли второе и третье место, однако итоговый результат не должен вводить в заблуждение: прямо сейчас Ferrari – быстрейшая машина в пелотоне. Лучший круг в гонке установил представитель «красных» Кими Райкконен, а рекорд трассы в квалификации принадлежит его напарнику Себастьяну Феттелю: по чистой скорости на «Сочи Автодроме» Scuderia оказалась впереди всех.
Итальянская команда не смогла превратить свое преимущество в победу из-за неудачного старта. Оба пилота потеряли по одной позиции и уже не смогли ее вернуть в дальнейшем. Зато на чистой трассе в субботу представители Ferrari сделали дубль: впервые с Гран-при Франции 2008 г. гонщики Scuderia заняли весь первый ряд стартового поля. Если в начале сезона-2017 Mercedes AMG конкурировала с Ferrari хотя бы в квалификациях, то теперь пал последний бастион.
Если так пойдет и дальше, чемпионат мира 2017 г. может превратиться в доминирование одной команды – и этой командой будет не Mercedes AMG. Помешать Ferrari может невезение, ошибки на стартах или неспособность пилотов справляться с давлением. Странно говорить такое о чемпионах мира, однако в данный момент Феттель и Райкконен не выглядят как гонщики, психологически готовые к жесткой борьбе. Себастьян постоянно жалуется на круговых, которые не доставляют хлопот никому другому, а Кими просто уходит от сражений – из раза в раз финн выдает минимально приемлемый результат без намека что-то большее. Четвертое, пятое, четвертое и третье место – не то, чего ждешь от претендента на титул.
Нервозную обстановку в коллективе обнажила субботняя пресс-конференция в Сочи, когда итальянский журналист задал вроде бы невинный вопрос о смене турбины на болидах Ferrari. Корреспондент спросил, можно ли назвать технические неполадки с силовой установкой на тренировке единственным неприятным моментом в этот идеальный для команды уикенд. В ответ Феттель с Райкконеном набросились на репортера с обвинениями в том, что он ищет только негатив и один во всей Италии не может порадоваться успехам Scuderia.
На «Сочи Автодроме» трехкратный чемпион Формулы-1 Льюис Хэмилтон провел свою худшую гонку в сезоне. Британец систематически проигрывал напарнику во всех сессиях, не смог угнаться за Ferrari и после вялой гонки финишировал четвертым. Болельщики Хэмилтона не привыкли к столь посредственным результатам.
По итогам уикенда выяснилось, что Льюис и сам не понимает в чем проблема. То ли чемпион был просто не в форме, то ли результат Хэмилтона – это реальная скорость Mercedes AMG, а успех Вальттери Боттаса обусловлен везением и любовью финна к сочинской трассе. К сожалению для поклонников Льюиса, второй вариант выглядит более реалистичным. Боттас всегда хорошо выступал в России, поэтому проигрыш Хэмилтона может быть не разовой осечкой, а предвестником долгого спада в результатах.
Так или иначе, получить корректный ответ на вопрос, что происходит с Льюисмом Хэмилтоном, можно будет не раньше, чем через три-четыре гонки. Пока же британец теряет очки: после Гран-при России экс-чемпион мира отстал от Себастьяна Феттеля на 13 баллов в общем зачете.
Четвертая гонка – и четвертый подряд сход Фернандо Алонсо. В этот раз двукратный чемпион мира завершил борьбу на прогревочном круге: пилот McLaren остановил свой болид в предпоследнем повороте и пешком направился в боксы по пит-лейну. Из-за этого судьям даже пришлось отложить старт – пока машину испанца эвакуировали, его соперники отправились на повторный прогревочный круг.
Раз от разу сходы Алонсо выглядят все более картинно. В Австралии, Китае и Бахрейне Фернандо претендовал на очки, но как только выпадал из первой десятки, прекращал борьбу. На сей раз у чемпиона не было даже шанса пробиться в топ-10 – и испанец не доехал до стартовой решетки. Сойти в такой ситуации – значит, обеспечить себе новую коробку передач на следующем этапе. Правила Формулы-1 обязывают гонщиков проезжать с этим узлом несколько Гран-при подряд – если только пилот не сошел с дистанции на предыдущем этапе. В этом случае агрегат можно заменить. Таким образом, умышленный сход помогает получить свежую деталь и в теории рассчитывать на большую производительность в следующей гонке.
Масла в огонь подлил менеджмент испанца. По словам очевидцев, присутствовавших на Гран-при России, один из сотрудников, работающих с Алонсо, говорил о сходе Фернандо до старта гонки как о решенном деле – еще до того, как машины выехали на трассу.
Поверить в намеренные сходы Алонсо слишком легко. Испанцу настолько надоела ненадежность моторов Honda, что он решил пропустить предстоящий Гран-при Монако ради выступлений в «Инди-500» – вряд ли мотивированный пилот лишил бы себя шанса на старт в самой престижной гонке чемпионата. А если нет мотивации, то зачем мучиться и ехать слишком долго? Разумеется, ответа на вопрос об умышленных сходах Алонсо мы не получим: слишком велики будут репутационные потери McLaren-Honda в случае подтверждения этих слухов. Тем более, что на смену одному слуху идет следующий: якобы, Фернандо вообще не собирается завершать текущий сезон в McLaren. Правда это или нет, станет понятно только в конце года.
Гран-при России стал квинтэссенцией сезона-2017. Ни одного обгона, все решается на старте, а единственным интересным событием может быть разве что авария с разбитыми машинами. Разумеется, основной причиной стал провальный технический регламент 2017 г., создатели которого ориентировались на эстетическую привлекательность автомобилей, а не на зрелищность борьбы. В то же время, часть вины лежит и на Сочи Автодроме: даже с нынешним регламентом гонки в Китае и Бахрейне получились довольно интересными. Увы, конфигурация российской трассы просто не создает условий для плотных сражений: в спортивном плане все четыре прошедших гонки на «Сочи Автодроме» оказались скучными.
Несмотря на это, за четыре дня Гран-при России посетили 150 тыс. зрителей. Болельщикам Формулы-1, которые ценят качественные гонки, сложно объяснить этот феномен: на трассе ничего не происходит, но в Сочи продолжают ехать люди. Возможно, дело в том, что Гран-при России просто не предназначен для тех, кто хочет посмотреть интересную гонку. К 2017 г. визит на «Сочи Автодром» окончательно превратился в светское мероприятие с всевозможными вечерниками после финиша.
В результате любители автоспорта задают вопрос не о том, зачем ехать в Сочи, а о том, куда поехать вместо Сочи. Для экономных фанатов подойдет поездка на гонку в Будапешт – приехать на бюджетный Гран-при Венгрии подчас проще и дешевле, чем на Черное море. Среди других вариантов можно выделить Баку с ярким азербайджанским колоритом и Бельгию, где шоу получается в каждой гонке. Жители азиатской части России давно предпочитают поездки на Гран-при Японии и Китая более дорогому и трудоемкому путешествию в Сочи.
Так или иначе, контракт на проведение Гран-при России в Сочи был продлен до 2025 г. включительно.