«Езда без поворотников для них норма». Почему байкеры не любят водителей
С началом мотоциклетного сезона во многих крупных городах России появились билборды с призывными надписями: «Будьте внимательнее, на дорогах мотоциклисты!» Однако в автошколах рассматривают сугубо законодательные аспекты соседства двух- и четырехколесного транспорта, а больше набраться знаний особо и неоткуда — остается изучать все на собственном опыте.
На практике оказывается, что при поголовном соблюдении ПДД мотоциклы не опаснее автомобилей. Напротив, увернуться от препятствия на двух колесах порой даже проще, говорят представители крупнейших байк-клубов. В качестве доказательства они приводит примеры европейских городов, где культура вождения традиционно высока — там преобладают утилитарные модели двухколесного транспорта, включая скутеры, а за рулем нередко сидят молодые девушки. Российские же обладатели категории «А», по их словам, мечтают о литровых спортбайках, затягиваются в кожаные комбинезоны и экипируются защитой на уровне средневекового латника. У нас мотоциклы покупают для получения острых ощущений, а не для удобного перемещения от точки «А» к точке «Б».
Неспешно двигаясь в потоке, владелец легкового автомобиля и предположить не может, что кто-то способен пронестись в двух сантиметрах от его зеркала заднего вида на скорости под 100 км в час. Одно неловкое движение рулем автомобиля в сторону — и этих сантиметров уже нет, говорит организатор одного из байк-клубов Василий Дронов.
«До 99% всех опасных ситуаций, в которые я попадал за последние пять лет, связаны с непредсказуемыми действиями водителей автомобилей. Перестроения без поворотников, внезапные открывания дверей, высовывающиеся из окон руки у них норма», — пожаловался Дронов.
КМС по мотоспорту, мотоциклист с более чем 20-летним стажем Евгения Любимова советует автомобилистам быть предсказуемыми. Она уточнила, что следует обозначать свои намерения о перестроении поворотниками, избегать резких движений, поворотов из второго ряда и торможений без необходимости.
«Двигаясь за мотоциклом, не забывайте, что у него тормоза, скорее всего, эффективнее, чем у вашего автомобиля, поэтому держите увеличенную дистанцию», — обратила внимание Евгения.
Большинство столкновений автомобилей с мотоциклами происходит из-за большой разницы скоростей. При этом автомобилисты не всегда умеют правильно оценить расстояние до мелькающего в зеркале мотоциклиста: его скромный на фоне автомобильных кузовов силуэт вводит в заблуждение. Кажется, что он еще далеко, но спустя мгновение байкер уже пролетает мимо.
По словам мотоциклистов с многолетним стажем, водители автомобилей год от года все лояльнее относятся к своим двухколесным «соседям». Пропускают, увеличивая боковой интервал, предлагают стартовать первыми на перекрестках. Однако и излишняя вежливость часто приводит к неожиданным последствиям.
«Даже, если вы очень дисциплинированный водитель, не спешите сдвигаться в сторону, чтобы пропустить приближающегося в пробке мотоциклиста, — предупреждает тренер по безопасному вождению Арсений Фролов. — Вы можете из лучших побуждений попытаться оставить ему больше пространства и тем самым прижать другого байкера, который в это же время объезжал вас с другой стороны. Поэтому снова и снова смотрите в зеркала заднего вида».
Фролов рекомендует придерживаться шести простых правил:
За последние пять лет на законодательном уровне был принят ряд нововведений, чтобы сократить количество ДТП с участием мотоциклов и скутеров. В 2013 г. поправки в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ обязали желающих ездить на скутере получать права как минимум самой младшей категории «М». С 2014 г. за движением двухколесных транспортных средств стали активно следить сотрудники специализированных подразделений ГИБДД — мотобатальонов. А в 2015-м байкеров стали фиксировать фото- и видеокамеры. Они делали это и раньше, но, обращенные навстречу потоку, они не могли идентифицировать номерной знак мотоцикла, который закреплен сзади.