Ток в реальном времени. Тест-драйв Smart ED
На юге Франции погодные условия были максимально близки к тепличным, поэтому заявленные 160 км пути Smart Electric Drive преодолел играючи, и даже проехал бы больше, если бы не ограниченный маршрут тест-драйва. Но здесь стоит оговориться сразу о двух вещах. Во-первых, большая часть поездки проходила по улицам города, и скорость редко когда превышала 50 км в час. Во-вторых, и это главное, очень многое зависит от выбранного режима езды. Здесь их два: Normal и Eco. Название последнего красноречиво говорит само за себя, но ради чистоты эксперимента, я пользовался обоими. И даже при этом реальный запас хода под конец дня превышал расчетный. Так не бывает?
Идея компактного городского автомобиля на электротяге отнюдь не нова, но за последние год-два стала самым настоящим хайпом. Помимо модификаций с традиционными бензиновыми и дизельными моторами, автопроизводители наперебой предлагают пользователям гибридные, а то и полностью электрические версии разных классов и размеров. И если полноразмерный внедорожник или бизнес-седан с ограниченным емкостью батарей пробегом пока воспринимаются как экзотика и некое баловство, то концепция двухместной небольшой машины на каждый день кажется вполне логичной и жизнеспособной.
Разумеется, у нового Smart Electric Drive пробег также ограничен энергоемкостью накопительных элементов. Причем в Daimler пошли еще дальше и сознательно занизили километраж. «Повышенная емкость батарей в сравнении с предшественником позволяет преодолеть более 300 км на одном заряде, — рассказывает менеджер по продукту Рувен Ремп. — Однако мы приняли решение оставить этот показатель на прежнем уровне, чтобы у пользователей не появилось даже мысли о том, чтобы поехать на этой машине на пикник. Мы разрабатывали эту модель исключительно, как городской автомобиль, и нам кажется логичным, если она будет эксплуатироваться по своему прямому назначению».
С одной стороны, такой подход может показаться ограничением свобод владельцев Smart Electric Drive и в некотором смысле таковым и является. Но с другой — не это ли есть самая настоящая забота о клиенте? Ведь сколько было историй о том, как электрокар вставал «с пустым баком» в такой глуши, где поймать сигнал сотовой связи и дозвониться до службы эвакуации уже можно было считать успехом. А тут производитель сразу обезопасил или, по крайней мере, предупредил потребителя. Вот, мол, твой новый экологичный гаджет, но только для города. А если что не так, то извини, брат, мы предупреждали.
Очевидно, что ситуация с ограничением пробега электромобилей сдвинется с мертвой точки лишь по прошествии какого-то времени и развития инфраструктуры для подобного транспорта. Когда этот момент настанет, сказать почти невозможно. А пока давайте разбираться в том, что уже сейчас доступно для адептов экологичного образа жизни.
Как и бензиновый Smart, его «зеленая» версия базируется на платформе Renault Twingo последнего поколения. Новая литий-ионная батарея производства LG стала легче на 60 кг и теперь находится гораздо ниже, что позволило значительно уменьшить центр тяжести машины и выиграть немного места в салоне. Важно и то, что накопительные элементы расположены внутри своеобразного каркаса безопасности, образованного лонжеронами и поперечными усилителями кузова. Инженеры проекта с гордостью говорят о том, что повредить накопительные элементы при ударе почти невозможно. Сама батарея состоит из 96 ячеек, разбитых на три блока, а ее емкость увеличилась до 17,6 кВт∙ч. На языке потребителя это означает, что теперь машина сможет преодолеть без подзаряда 160 км пути (на 20 км больше предшественника).
В обычном режиме автомобиль вполне уверенно набирает скорость. На тесных европейских улицах динамики даже слишком много, но я успокаиваю себя мыслью, что это мне только кажется из-за экстремально маленьких габаритов самой машины. Крайне сдержанный нрав Smart подтверждают и паспортные данные: разгон до 60 км/ч занимает 4,9 сек, а первая «сотня» дается и вовсе через 11,5 секунды. На бумаге выглядит тускло, но на деле — совсем иначе.
В режиме Normal машина вообще ничего не накапливает, а только отдает. Но если ткнуть кнопку Eco, характер езды немного изменится. Реакции на нажатие акселератора станут более плавными, а если убрать ногу с правой педали, то вместо езды накатом сразу же последует замедление. Причем настолько интенсивное, что пользоваться педалью тормоза можно лишь для полной остановки. Таким образом автомобиль превращает кинетическую энергию в энергию электрическую, которую потом и использует электромотор. Последний незначительно прибавил в мощности — до 82 л.с. и крутящем моменте — теперь он составляет 160 ньютон-метров.
Помимо общей платформы, о родстве с французским брендом явно напоминают и некоторые элементы в салоне автомобиля. Например, джойстик регулировки наружных зеркал, блок кнопок закрытия дверей и «аварийки», и даже логику отдельных разделов меню мы уже наблюдали в некоторых моделях Renault. Рулевое колесо теперь имеет регулировку, но только по углу наклона. Впрочем, все это нам уже знакомо по обычной, бензиновой версии Smart.
Главная же новация в экологичном — это отказ от подрулевых лепестков, отвечавших ранее за переключение между режимами системы рекуперации. Последнюю было решено упростить, и теперь она бесступенчатая, что, по большому счету, скорее плюс. Водителю больше не нужно думать о том, насколько эффективно в данный момент времени машина использует энергию торможения. Достаточно того, что она просто умеет это делать.
Но не может же автомобиль, пусть и самый современный, постоянно заряжать себя сам? Как и прежде, Smart Electric Drive может заряжаться как от обычной сети, так и от специального уоллбокса. В первом случае полностью разряженному аккумулятору потребуется от 8 до 12 часов, чтобы прийти в себя, а от фирменной станции зарядка займет не более 3,5 часов. При этом фирменные станции с током 22 кВт позволяют заряжать батареи на 80% всего за 45 минут.
Звучит неплохо, вопрос только в том, кто заплатит за то, чтобы город стал «зеленым»? В Европе за эту идею уже уцепились службы каршеринга. Более того, в Smart создали свой собственный сервис под названием Car2Go. В Штутгарте, Мадриде и Амстердаме его пользователи уже оценили преимущества электрических версий компактной двухдверки. В России традиционно все обстоит несколько иначе. Да, электрический Smart будет официально продаваться у нас, но когда и по какой цене — вопрос пока открытый: цены объявят ближе к концу 2017 года.
Smart Fortwo Electric Drive | ||
Тип кузова | Хэтчбек | |
Размеры (длина/ширина/высота), мм | 2695 / 1663 / 1555 | |
Колесная база, мм | 1873 | |
Снаряженная масса, кг | 1085 | |
Тип двигателя | Электрический, трехфазный синхронный | |
Макс. мощность, л.с. | 81 | |
Макс .крут. момент, Нм | 160 | |
Тип привода, трансмиссия | Задний, планетарный редуктор | |
Макс. скорость, км/ч | 130 | |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | 11,5 | |
Расход топлива (смеш. цикл), л/100 км | 0 | |
Цена от, руб. | Не объявлена |