Статьи, 28 мар 2017, 12:35

Без музыки и телефона: как в мире ограничивают начинающих водителей

Россия ввела ряд ограничений для неопытных водителей, но о серьезных ужесточениях говорить не приходится. Во многих странах мира закон накладывает на новичков куда более строгие рамки
Читать в полной версии
Фото: Евгений Сергеев / Фотобанк Лори, Global Look Press

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о введении ряда ограничений для водителей со стажем менее двух лет. Новичкам запретили буксировку других транспортных средств, перевозку крупногабаритных и опасных грузов, а малоопытным водителям мотоциклов теперь не разрешается перевозить пассажиров. Ограничения максимальной скорости и мощности автомобилей для новичков, запрет на езду ночью и по автомагистралям, как и особые штрафные санкции, введены не были.

Наконец, новвоведения подчеркнули обязательность маркировки автомобилей новичков специальным знаком (желтый квадрат с восклицательным знаком). Требование об использовании знака содержалось в ПДД и раньше, но теперь его отсутствие является основанием для запрещения эксплуатации автомобиля и наложения соответствующего штрафа в размере 500 рублей.

В правительстве подчеркивают, что эти меры приняты для снижения числа ДТП с участием выпускников автошкол, и ссылаются на зарубежный опыт. В ряде развитых стран мира действительно существуют ограничения для неопытных водителей, причем куда более строгие, чем в России.

Белоруссия

В соседнем государстве давно действует ограничение скорости в 70 км/ч для водителей со стажем менее двух лет. Новички обязаны ездить с наклеенным знаком «70» вне зависимости от того, кому именно принадлежит автомобиль. За несоблюдение этого требования предусмотрен штраф в размере двух базовых величин, а при повторном нарушении – до 5 базовых величин. С 2017 г. размер базовой величины в Республике составляет 23 белорусских рубля, что эквивалентно 700 российским рублям.

Литва

Водители со стажем до двух лет в Литве обязаны использовать наклейку с зеленым кленовым листом, а скоростные ограничения для них зависят от типа дороги. На автомагистралях и дорогах для автомобилей (лимиты 130 и 120 км/ч соответственно) новичкам разрешается двигаться со скоростью не более 90 км/ч, на других загородных дорогах – не более 70 км в час. Кроме того, для таких участников движения действуют более строгие нормы содержания алкоголя и более высокие штрафы. Так, при общей допустимой норме алкоголя в крови 0,4 промилле для новичков установлен нулевой порог, а наказание за нарушение составляет от 230 до 300 евро. Повторные нарушения грозят новичкам лишением прав.

Германия

Немецкое законодательство лояльно относится к умеренным дозам алкоголя, но это не касается новичков. Опытным водителям закон безусловно разрешает 0,3 промилле или 0,5 промилле, если водитель не совершает нарушений. А вот начинающим, которыми в Германии считаются водители со стажем до двух лет или возрастом до 21 года, категорически запрещается употреблять алкоголь. Штраф составляет 250 евро. Кроме того, в Германии им не разрешается употреблять за рулем любые напитки, поскольку это отвлекает от процесса управления.

Франция

Французские ограничения распространяются на водителей со стажем до двух лет и касаются только уровня алкоголя в крови: максимум 0,2 промилле против обычных 0,5 промилле. Штраф для нарушителей составляет 135 евро.

Италия

Новичками в стране считаются водители со стажем до трех лет, а ограничения для них касаются не только максимальной скорости. Во-первых, молодые водители легковых автомобилей могут ездить не быстрее 90 км/ч на пригородных дорогах и не быстрее 100 км/ч на автомагистралях. Во-вторых, в течение первого года действуют ограничения на мощностные характеристики автомобиля: не более 55 кВт (75 л.с.) на тонну веса для легковых моделей и не более 70 кВт (95 л.с.) для микроавтобусов с посадочных мест до девяти. Однако при перевозке инвалидов эти ограничения не действуют. Наказания – штраф от 160 до 640 евро, либо приостановка действия водительского удостоверения на срок от 2 до 8 месяцев.

ОАЭ

Водителям возрастом от 18 до 21 года, впервые получившим «права», выдают не постоянные, а временные удостоверения сроком на четыре года. Для обладателей таких удостоверений работает бальная система нарушений. Лимит – 12 баллов в течение года, после которых права отбирают. Например, проезд на красный свет оценивается в 6 баллов, опасное вождение – в 4 балла, а езда с непристегнутым ремнем безопасности – в 3 балла. Тем, кто укладывается в лимит, через четыре года выдают постоянное водительское удостоверение.

Австралия

До момента получения постоянных прав австралийские водители ездят с ограничениями и соответствующими табличками, за отсутствие которых предусмотрены серьезные наказания. Первый уровень – ученические права, с которыми можно ездить только в сопровождении опытного водителя не быстрее 80 км в час. Также запрещено разговаривать по телефону даже с помощью гарнитуры и употреблять алкоголь. После сдачи экзамена водитель получает предварительные права первой категории, может ездить один, но не быстрее 90 км в час. После следующего теста выдают предварительные права второй категории с ограничением 100 км в час. И только через два года безаварийной езды можно пройти еще один тест и получить полноценное удостоверение. Причем такое выдают водителям не моложе 23 лет.

Канада

Правила для канадских водителей зависят от провинции, но в целом они похожи. Например, в Онтарио действует двухступепнчатая система. Первое удостоверение класса G2 полностью запрещает употребление алкоголя и ограничивает количество пассажиров, если водителю меньше 19 лет. Также запрещается разговаривать по телефону, слушать музыку в наушниках и ездить по скоростным трассам в ночное время. Такие права действуют не более пять лет и могут быть заменены на полноценное удостоверение класса G после сдачи еще одного экзамена. Имея удостоверение G и не менее двух лет стажа, можно получить профессиональные документы других категорий.

США

В США затейливая система ограничений и условий получения водительских прав, которая сильно различается от штата к штату. Однако американцы могут садиться за руль в раннем возрасте, а ограничения для них весьма условны. Так, в штате Дакота водителем можно стать уже в 16 лет и 3 месяца, а в Нью-Джерси – с 17 лет. Подростки называются временными водителями, но вполне могут ездить самостоятельно. Например, в Колорадо владелец временного разрешения может ездить только с другим водителем не моложе 21 года, сидящим рядом. А юноша с полноценными правами в первые шесть месяцев не имеет права возить несовершеннолетних пассажиров, и только одного такого – в следующие полгода, кроме экстренных случаев.

В Коннектикуте первые полгода новичкам вообще нельзя возить пассажиров, кроме инструктора с четырехлетним опытом или родителя. Возможность перевозить близких родственников возникает лишь со второго полугодия. Кроме того, до достижения 18-летия запрещается ездить в ночные часы, если это не касается работы, обучения или религиозных нужд водителя. Наконец, нельзя использовать мобильные телефоны даже с гарнитурой, гаджеты и видеоустройства.

Взрослыми могут считаться как 18-летние, так и водители возрастом не менее 21 года. При этом в некоторых штатах даже для них действует испытательный срок от 6 месяцев до 2 лет, в течение которого наказания за нарушения ПДД являются более жесткими.