Ускорение-2017: каким будет новый сезон Формулы-1
Предстоящий чемпионат мира Формулы-1 начнется 26 марта в австралийском Мельбурне. На старт первой гонки сезона должны выйти 20 болидов, построенных по новому техническому регламенту. Правила 2017 года создавали для того, чтобы сделать машины быстрее, а также вернуть им стильный и агрессивный вид. Антикрылья стали шире, шасси — ниже, колеса — больше.
Болиды «Королевских гонок» действительно выглядят злее и аэродинамичнее, чем прежде, а скорости выросли на пять секунд на круге. Увы, это не означает, что гонки станут красивее или интереснее. Autonews.ru рассказывает о семи ключевых приметах нового сезона Формулы-1 — от роскошных форм новых болидов до новых героев и претендентов на чемпионский титул.
Рекордно быстрые машины
Серьезное ускорение, которое обещали инженеры перед стартом сезона, свершилось: участники Формулы-1 поехали быстрее уже на тестах. Нет сомнений, что на Гран-при пилоты выжмут из машин еще больше мощности, а рекорды трасс не устоят — по крайней мере, на некоторых автодромах.
Сильнее всего скорости вырастут в поворотах: по предварительным оценкам, машины смогут преодолевать виражи на 15-20 км/ч быстрее, чем в прошлом году. Это означает повышенную нагрузку на гонщиков: спортсменам предстоит сильнее тренироваться, чтобы выдержать физическое напряжение, а машины станут легче уходить в занос. Наглядная иллюстрация — аварии Лэнса Стролла на испытаниях в Барселоне. Похоже, новобранец Формулы-1 оказался не совсем готов к возросшим скоростям и пару раз крепко приложил свой Williams о бетонный отбойник.
Автодромы уже начали готовиться к повышенным нагрузкам. Если вырастут скорости, значит на трассах придется усилить меры безопасности: установить дополнительные ряды отработанных шин, расширить зоны вылета, добавить краны для эвакуации. Дело в том, что текущее оснащение автодромов рассчитано на болиды конфигурации 2016 года. Поскольку машины станут быстрее, в случае отказа тормозов или столкновения на полной скорости им потребуется больше места для остановки или замедления.
В теории это может повысить непредсказуемость гонок. В то же время, современные пилоты Формулы-1 настолько хорошо готовятся ко всем неожиданностям, что, скорее всего, реальный эффект от ускорившихся болидов пропадет уже ко второму-третьему этапу.
Забудьте об обгонах
Пожалуй, главное, что изменится в предстоящем сезоне — это обгоны. Автомобили Формулы-1 предыдущего поколения создавались с упором на легкость преследования: если соперник может удержаться в завихренном воздушном потоке за впереди идущей машиной, вероятность успешной атаки значительно повышается. Именно для этого болидам были нужны короткие и высокие задние антикрылья — такая конфигурация позволяла преследователю держаться поблизости.
В автомобилях 2017 г. этого нет. Легкость обгонов принесли в жертву эстетике и сложности в управлении — в результате ехать за другой машиной стало намного труднее. Пилоты, которые попробовали ехать вплотную за соперниками на тестах, рассказывали, что машину регулярно срывало с правильной траектории, что делало плотное преследование крайне сложным и даже опасным. В таких условиях пилоты просто не станут рисковать и решат отложить атаку до лучших времен — например, до пит-стопа.
Ситуацию могли бы исправить шины. Если бы Pirelli — монопольный поставщик покрышек для Формулы-1 — сохранил прежние составы резины, пилоты смогли бы опережать друг друга за счет разницы в износе: гонщики на свежем комплекте смогли бы легко обгонять соперников на «убитых» шинах. Вместо этого Pirelli сделала покрышки жестче. Теперь пилоты имеют возможность проезжать большую часть дистанции на одном и том же комплекте резины — а значит, об обгонах придется забыть.
Сложные и зрелищные старты
Вернуть интригу в соревнования может разве что новая процедура отложенного старта. Если по каким-то причинам гонка не сможет начаться в штатном режиме, а на трассу выедет пейс-кар, пилотам больше не нужно будет стартовать с ходу. Эта процедура портила шоу в дождевых гонках, когда вместо яркого старта с места спортсменам приходилось уходить в бой за машиной безопасности.
В 2017 г. круги за пейс-каром перестанут учитываться в зачете гонки. Если к моменту начала заезда на трассе окажется автомобиль безопасности, пилотам дадут возможность проехать несколько кругов в прогулочном темпе, а затем разрешат вернуться на стартовую решетку и заново занять свои места для настоящего старта. Такая мера повысит зрелищность в первой фазе гонки и даст шанс отстающим пилотам прорваться на первых кругах.
Еще одно новшество — это запрет на электронные системы-помощники при старте с места. Теперь гонщикам будет сложнее управлять болидом в первые секунды гонки. На практике это может привести к тому, что особо неудачливые будут терять позиции, а кто-то даже глохнуть.
Возвращение Ferrari
Главной интригой сезона-2017 в спортивном плане следует назвать возможное возвращение Ferrari на вершину турнирной таблицы. На предсезонных тестах итальянская конюшня смотрелась сильнее всех: пилоты Scuderia регулярно показывали первые времена, а новая машина практически не ломалась. Если тестовая форма Ferrari окажется реальной, то Себастьян Феттель сможет замахнуться на пятый чемпионский титул в карьере и первый — в составе Scuderia.
Сезон-2016 получился для Феттеля провальным: Себастьян выглядел бледно на фоне партнера по команде Кими Райкконена и запомнился разве что руганью с круговыми. Возвращение немца на вершину казалось маловероятным, однако вслед за самым слабым годом немца в Формуле-1 неизбежно должно последовать хоть какое-то ускорение. Если, конечно, Себ еще не потерял страсть к гонкам.
Напарник Феттеля Кими Райкконен также способен на сюрпризы. В 2014-2015 г. финна почти списали со счетов: экс-чемпион мира заметно уступал своим товарищам по Ferrari, Фернандо Алонсо и Себастьяну Феттелю. Казалось, Кими отбывает номер и просто зарабатывает деньги на безбедную старость. После этого Райкконен вернулся: в 2016 г. 37-летний финн опередил Феттеля в квалификациях и выглядел так, словно к нему вернулась молодость. Предстоящий чемпионат может стать для Кими последним в карьере. Почему бы напоследок не выиграть титул?
Хэмилтон против Боттаса
Неожиданностей можно ожидать и от действующих чемпионов мира — команды Mercedes AMG. После победы в сезоне-2016 Нико Росберг завершил карьеру: немцу оказалось достаточно одного чемпионского звания. На смену Росбергу наняли Вальттери Боттаса — финского пилота, на счету которого девять подиумов и пока ни одной победы.
Для Боттаса это шанс всей жизни — неизвестно, смог бы финн рассчитывать на место в топ-команде, если бы не внезапный уход Росберга. Впрочем, это не означает, что Вальттери с первой же гонки пойдет против своего нового партнера Льюиса Хэмилтона. Боттас известен своим спокойным нравом и неконфликтным поведением — во-многом, эта репутация и помогла Вальттери получить место в «команде Хэмилтона».
Новый сезон позволит узнать, действительно ли Боттас спокоен, как удав — или под маской прилежного ученика скрывается агрессивность чемпиона, способного пойти по головам. Если Mercedes AMG останется впереди соперников, противостояние Хэмилтона и Боттаса должно стать ключевым сражением сезона-2017. Для болельщиков лучше, если это сражение будет интересным.
Red Bull атакует
За спинами Ferrari и Mercedes AMG притаилась Red Bull Racing — некогда чемпионская команда, которая вот уже три года не может вернуться на первые роли. Главная проблема австрийской команды осталась при ней: моторы Renault по-прежнему уступают силовым установкам Mercedes-Benz и вряд ли позволят команде Дитриха Матешица регулярно выигрывать гонки. Впрочем, акцент нового регламента на аэродинамику дает Red Bull Racing шанс — конюшня славится своими сильными шасси. В отдельных случаях эффективность этого компонента может перевесить недостатки мотора, и тогда команда сможет удивить.
В активе Red Bull Racing огромный бюджет, опытные инженеры и, возможно, лучшая пара пилотов в современной Формуле-1: Дэниел Риккардо и Макс Ферстаппен. Два крайне быстрых и супер-амбициозных гонщика вряд ли ужились бы в одной команде, если бы начали бороться за титул. Впрочем, пока Red Bull Racing ходит в догоняющих, агрессивный настрой пилотов идет конюшне только на пользу. В прошлом году Риккардо признался, что темп Ферстаппена заставил его найти в себе скрытые резервы — и к концу сезона Дэниел поехал еще быстрее чем раньше.
Однозначного ответа на вопрос, кто же быстрее, наверное, нет: прямо сейчас Риккардо и Ферстаппен выглядят пилотами, которые могут все. Если в их распоряжении вдруг окажется чемпионская машина, Формула-1 может увидеть войну почище сражения Проста и Сенны.
Перес и яркие новички
Развлекать болельщиков в середине пелотона будут новые герои — Эстебан Окон и Лэнс Стролл. Окон — это тот самый человек, что одолел Ферстаппена в Формуле-3. Репутация француза идет впереди него: в межсезонье Эстебана даже прочили в Mercedes AMG. Если Окон и впрямь настолько хорош, то зрители могут рассчитывать на зрелищные прорывы и смелые сражения с лидерами — благо, Эстебану достался болид Force India, который позволит ему бороться за очки, а при везении даже за подиумы.
Лэнс Стролл — еще один яркий новичок предстоящего сезона. Сын мультимиллиардера Лоренса Стролла, который сколотил состояние в модном бизнесе, дебютирует в Формуле-1 в составе Williams. Эта команда крепко держится в первой пятерке и не позволит Лэнсу выпасть из очковой зоны — если, конечно, канадец не начнет чудить сам. Лихие аварии Стролла в молодежных сериях привели к неизбежным разговорам о том, что пилот начнет расшвыривать соперников по Формуле-1 направо и налево — с полетами и переворотами. Любители аварий потирают руки.
Конкурировать с новичками по части шоу будет Серхио Перес — еще не старый, но уже довольно опытный пилот, который не растерял юношеский задор после семи лет в Формуле-1. Мексиканец запомнился болельщикам как автор очень смелых маневров: Перес не пасует перед именитыми соперниками, а потому за Серхио всегда интересно наблюдать.
Продолжит выступления в чемпионате и Даниил Квят. Свой четвертый сезон в Формуле-1 россиянин проведет в Scuderia Toro Rosso бок о бок с извечным соперником — Карлосом Сайнсом. Оба гонщика на хорошем счету в системе Red Bull, но пока в старшей команде есть Риккардо с Ферстаппеном, пилоты младшего коллектива не могут претендовать на повышение. В 2017 г. Квяту вновь предстоит бороться в середине пелотона, а пределом мечтаний, скорее всего, останутся эпизодические финиши в очках. Все, что может сделать Даниил в такой ситуации — попробовать сверкнуть на фоне напарника.
Первая гонка нового сезона Формулы-1, Гран-при Австралии, стартует в воскресенье, 26 марта, в 8 утра по московскому времени.