«40 по городу». Почему в Москве хотят изменить скоростной режим
Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ предложил снизить максимально разрешенную скорость в центре Москвы. Необходимость введения таких мер в НИЦ объясняют установкой новых дорожных знаков в городе, которые отличаются меньшим размером. По мнению специалистов Центра безопасности, на скорости компактные указатели хуже читаются, что может осложнить дорожную обстановку и способствовать нарушению ПДД. С учетом того, что в КоАП РФ отсутствует наказание за превышение на 20 км/ч, в НИЦ предлагают ограничить скорость на этих улицах до 40 км/ч.
Новые знаки в феврале появились на пяти улицах центра Москвы, причем их количество там было сокращено в полтора раза. Новые таблички не только компактнее в полтора-два раза, но и могут совмещать функции двух-трех знаков. Если эксперимент окажется удачным, новые знаки получат более широкое распространение. Однако инициатива НИЦ касается не только этих улиц, а изменения городского режима максимальной скорости в целом, что вызывает критику экспертов.
В 2014 г. столичный Центр организации дорожного движения (ЦОДД) уже предлагал снизить разрешенный порог скорости в пределах Бульварного кольца в Москве с 60 до 40 км в час. В ведомстве уверяли, что такая скорость будет не только безопасна для пешеходов, но и комфортна, поскольку считалось, что автомобиль, движущийся более чем в 10 раз быстрее скорости идущего по улице человека (4 км/ч), создает для него психологический дискомфорт. Инициатива, вынесенная на электронное голосование в рамках правительственного проекта «Активный гражданин», не нашла поддержки и была отменена.
Более разумным многие чиновники считают снижение максимальной скорости в городе до 50 км в час. Бывший начальник Госавтоинспекции и сенатор Владимир Федоров ранее рассказывал корреспонденту Autonews.ru, что снижение допустимой скорости движения обсуждается еще с середины 2000-х. По его словам, эта инициатива особенно актуальна для населенных пунктов, через которые проходят федеральные трассы. Последний раз подобную идею рассматривали летом 2015 г. по инициативе того же Федорова и сенатора Вадима Тюльпанова. Тогда чиновники говорили о том, что автомобиль, двигающийся со скоростью не более 50 км/ч, создает меньше шума, меньше загрязняет атмосферу, а главное — является более безопасным для пешеходов.
В городах большинства европейских стран давно действуют ограничения 50 км/ч, а в отдельных зонах используется более строгое ограничение скорости 30 км в час. При снижении скоростного лимита снижается и количество аварий, и число тяжелых травм в ДТП. Скоростные лимиты, говорит статистика, влияют и на качество и количество аварий. Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на 19%, 27% и 34% соответственно.
Кроме того, скорость 50 км/ч является пороговой с точки зрения выживания пешехода в аварии. Согласно европейским исследованиям, при столкновении с автомобилем, движущимся со скоростью 25-30 км/ч, человек получает контузию, с 30 до 50 км/ч увеличивается риск получения серьезной травмы, а скорость свыше 55 км/ч, как правило, приводит к смертельному исходу. То есть после 50 км/ч вероятность тяжелых травм пешехода растет скачкообразно.
Руководитель центра Probok.net Александр Шумский считает стратегически верной инициативу об ограничении максимальной скорости в городе. «Скорость 50 км/ч на основных дорогах в городе и 30 км/ч в маленьких переулках комфортна и безопасна для пешехода. Но в Европе движение организовано так, чтобы водитель не смог разогнаться выше установленного предела: узкие полосы, небольшие радиусы, обилие светофоров. А у нас в центре Москвы по-прежнему существуют маленькие хайвеи вроде Тверской. Без реорганизации движения инициативы о снижении скоростного режима лишены смысла», – объяснил специалист корреспонденту Autonews.ru.
Однако к реальности все эти цифры, считают эксперты, имеют мало отношения, поскольку в России действует наказание за превышение не менее, чем на 20 км/ч, и это коренным образом меняет фактические ограничения. Штраф за превышение скорости более чем на 10 км/ч в России действовал до 1 сентября 2013 г., после чего в КоАП осталось только наказание за превышение на 20 км в час. Бывший начальник Госавтоинспекции Федоров в ранге сенатора неоднократно поднимал этот вопрос, предлагая штрафовать водителей за превышение скорости на 10 км/ч: «Десять километров в час — это проверенный зазор. Это мировая практика, которая учитывает не только погрешность приборов, но и погрешность спидометра». Однако инициатива так и не нашла поддержки.
Начальник ситуационного центра ЦОДД Александр Евсин подтверждает, что в Москве все водители поголовно превышают скорость на «разрешенные» 20 км в час. Тем не менее, специалист уверен, что нормативное регулирование скоростного режима там, где люди и так движутся на более низких скоростях, не влияет на реальную безопасность. «Разумный водитель и так снижает скорость на узкой улице, а неадекватный на знаки не смотрит и требований ПДД не выполняет. Статистика ДТП связывает количество аварий не с установленным скоростным режимом, а со случаями вопиющего нарушения ПДД и норм здравого смысла», – отмечает эксперт.
Евсин поясняет, что в различных зонах города естественным образом установился разный скоростной режим даже при формально одинаковых ограничениях, и это нормальная ситуация. «В пределах Бульварного кольца де-факто обычная скорость движения машин в районе 40-50 км/ч, на узких улицах – 20-30 км/ч, а на отдельных участках магистралей – 80-100 км в час. При этом на части вылетных магистралей, выполняющих функцию городского хайвея, был бы целесообразен режим 80 км/ч, но не везде это можно сделать по требованиям безопасности», – считает эксперт.
Для того, чтобы не провоцировать водителей на превышение, нужно создавать соответствующие дорожные условия, говорит Евсин: «Это достигается геометрией дороги, правильной разметкой, светофорным регулированием, использованием искусственных дорожных неровностей и другими средствами организации движения».
Нет никакого смысла менять общие правила, согласен лидер общественного движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов: «Наши чиновники живут по принципу как бы чего не случилось. Уменьшить люфт в 20 км/ч они не могут, потому что это вызовет негатив у людей. Начинают выдумывать другие поводы для снижения скорости. Хотя в конечном счете все упирается в качество организации дорожного движения».
Общая уравниловка, говорит общественник, приведет к тому, что абсурдно низкую скорость движения могут установить на участках, где вполне безопасно можно ехать быстрее. С другой стороны, нет смысла вводить ограничения там, где проблемы превышения скорости не существует. «Был я на улицах с новыми знаками. Вполне нормальные знаки. Если ехать 80 км/ч, то их действительно плохо видно, но там никто так не едет по естественным причинам», – рассказал Шкуматов.