Добрая внутри. Тест-драйв Skoda Octavia
Ямы размером с ведро, крутые волны на асфальте, резко переходящие в «стиральную доску», и высокие стыки, которые грозят грыжей — дороги в окрестностях Порту отличаются от псковских разве что наличием пальм по обе стороны и неприлично шикарными видами на Атлантический океан вместо коричневой обочины. Но обновленная Skoda Octavia, честно отрабатывающая каждый изъян, делает это привычно легко даже без «пакета для российских дорог». Всеядностью лифтбек отличался и раньше, поэтому в ходе рестайлинга дорабатывать техническую часть не стали, в отличие от его внешности — чехам очень хотелось, чтобы Octavia перестали путать с младшим Rapid.
Не верьте фотографиям. Рестайлинговая Octavia гораздо гармоничнее выглядит живьем: ассиметричная оптика кажется логичным и очень взрослым дизайнерским решением, а сложные выштамповки отчетливо видны только при солнечном свете. Оптика в стиле Mercedes W212 — это идея бывшего шеф-дизайнера Йозефа Кабана, который пару недель назад объявил о переходе в BMW. Представители Skoda говорят, что произошедшие с Octavia изменения нельзя расценивать, как эксперимент. «Любой проект утверждается на нескольких уровнях, включая общее совещание Volkswagen Group. Это работа огромной команды людей», — пояснил представитель бренда.
После первого дня знакомства к обновленной Octavia окончательно привыкаешь. Более того, дорестайлинговый вариант на ее фоне выглядит слегка устаревшим и скучным. Даже сзади, где, казалось, изменений вообще не произошло, Skoda умудрилась стать элегантнее за счет одних лишь светодиодных фонарей. В профиль лифтбек вообще едва отличим от предшественника — обновленный вариант выдают только те самые фары, которые не видны разве что сзади.
В целом же Octavia стала злее, статнее и чуть харизматичнее. Последнего как раз и не хватало третьему поколению, которое на фоне «второй» Octavia казалось слишком покладистым и чересчур исполнительным. Грустный с виду лифтбек ненавидел бездетные браки и всеми своими штуками из Simply Clever намекал, что неплохо бы усадить четверых пассажиров и завесить все крючки в 590-литровом багажнике пакетами из супермаркета. Теперь же внутренняя доброта сочетается с суровым взглядом: когда видишь ее слегка нахальные светодиоды в зеркале, хочется прижаться вправо и уступить дорогу.
Но все это — игра на публику: внутри Octavia осталась тем же добрым и очень семейным автомобилем. Причем, полезных мелочей стало еще больше. Например, в подстаканниках появились незамысловатые выступы, благодаря которым бутылку можно открыть одной рукой. Один из подстаканников можно занять съемным органайзером, куда помещает мобильный телефон, несколько банковских карт и ключ от автомобиля. Среди других полезных мелочей — штатный зонтик под передним пассажирским креслом и сразу два USB-разъема на заднем ряду.
Особенно нарядным выглядит светлый салон лифтбека — такой интерьер теперь можно заказать, начиная со средних комплектаций, тогда как раньше он был доступен только в самой дорогой версии Laurin&Klement. Octavia повзрослела в мелочах: например, внутренняя сторона карманов в дверных картах отделана бархоткой, на блоке климат-контроля появилось мягкое резиновое покрытие, а цифры на спидометре и тахометре украшает серебристая подложка. Но главное изменение в интерьере — это даже не кнопки ЭРА-ГЛОНАСС в потолке, а экран мультимедийной системы Columbus диагональю в 9,2 дюйма. Такой «телевизор» положен только самой дорогой версии, в то время как остальные комплектации получили прежние комплексы. Система с самым большим среди всех Skoda экраном работает быстрее многих установок в автомобилях из премиум-сегмента, но до плавности устройств на iOS ей, конечно, пока далеко.
Columbus — не самый практичный элемент в салоне Octavia. Чехи, видимо, прониклись мультимедиа в обновленной Toyota Corolla и решили, что их представитель С-класса тоже непременно должен получить сенсорные кнопки. И зря: на поверхности постоянно остаются жирные отпечатки, а сами кнопки срабатывают с небольшой задержкой.
Стрелка тахометра едва пересекла отметку в четыре тысячи оборотов, как двигатель перешел в неприятный звон. На динамику это никак не повлияло: Octavia продолжала набирать скорость, будто так и надо. В новой реальности, где погоня за топливной экономичностью и низкими выхлопами превратилась в навязчивую идею, большой лифтбек получил литровый TSI. Трехцилиндровый моторчик мощностью 115 л.с. и 200 Нм крутящего момента разгоняется полуторатонную машину до 100 км/ч всего за 9,9 с — почти на секунду быстрее, чем «российский» 1,6 MPI на 110 лошадиных сил. Более того, 1,0 TSI гораздо экономичнее атмосферника и лучше себя чувствует на трассовых скоростях, но к нам такой мотор не привезут: он боится некачественного топлива, а ресурс малообъемного наддувного мотора гораздо ниже, чем у большего атмосферника.
В остальном линейка двигателей не изменилась. В России Octavia предложат с двумя наддувными TSI объемом 1,4 (150 л.с.) и 1,8 л (180 лошадиных сил). Останется в моторной гамме и 1,6-литровый «атмосферник» на 110 сил. Самым сбалансированным вариантом выглядит 150-сильный мотор. У него динамика на уровне 8,2 с до 100 км/ч и низкий по сравнению с одноклассниками расход топлива — в смешанном цикле во время теста мотор сжигал порядка 7 л на «сотню». Разницу с более мощным 1,8 можно почувствовать разве что на трассе: «четверка» с тягой в 250 Нм почти линейно набирает скорость с любой отметки.
И все-таки кое-что в техническом арсенале Octavia изменилось. Теперь модель в кузове лифтбек предложат и с полным приводом, в то время как до рестайлинга Octavia могла быть полноприводной только в «универсале». Обычно разница между передне- и полноприводной версией разительна, но только не в случае чешского лифтбека: он предельно собран даже в окрестностях Авейру, где асфальт не меняли со времен Ависской династии. Плотной подвеске не очень-то нужна и система DCC, которая меняет настройки амортизаторов и электроусилителя. Уникальная опция во всем сегменте, но Octavia без нее едет настолько сбалансированно и плотно, что выбирать между «Спортом» и «Комфортом» — это как настраивать подсветку в «Айфоне».
После точечного обновления Octavia подорожала незначительно — всего на 16 тыс. рублей в базовой версии. В среднем комплектации прибавили по 20 тыс. руб., а новая модификация — полноприводный лифтбек — стартует с отметки в 1 561 000 руб. и достигает ценника в 1 943 000 за версию Laurin&Klement. За деньги, которые можно потратить на две базовые «Октавии», предложат кожаный салон, огромный люк, 18-дюймовые диски, полностью светодиодную оптику, ту самую мультимедиа Columbus с огромным экраном, электропривод передних сидений и раздельный климат-контроль.
Производственный цикл «третьей» Skoda Octavia незаметно достиг экватора. В 2012-м, глядя на Octavia в кузове A5, трудно было представить себе более практичный автомобиль гольф-класса. У чехов получилось. Но текущее поколение под индексом А7, да еще и после удачного обновления — это уже если не потолок С-сегмента, то очень близко к нему. Динамика на уровне вчерашних хот-хэтчей, опции из премиума, вместительноcть, как у кроссоверов и экономичность малолитражек — не исключено, что «четвертая» Octavia уйдет в класс повыше, а ее место займет повзрослевший Rapid.
Skoda Octavia | |||
1,0 TSI | 1,4 TSI | 1,8 TSI | 1,8 TSI (4x4) |
Тип кузова | |||
Лифтбек | |||
Размеры: длина/ширина/высота, мм | |||
4670 / 1814 / 1461 | |||
Колесная база, мм | |||
2680 | |||
Дорожный просвет, мм | |||
155 | |||
Объем багажника, л | |||
590 - 1580 | |||
Снаряженная масса, кг | |||
1247 | 1269 | 1335 | 1428 |
Полная масса, кг | |||
1797 | 1819 | 1860 | 1938 |
Тип двигателя | |||
Бензиновый с турбонаддувом | |||
Рабочий объем, куб. см. | |||
999 | 1395 | 1798 | 1798 |
Макс. мощность, л.с. (при об/мин) | |||
115 / 5000 - 5500 | 150 / 5000 - 6000 | 180 / 5100 - 6200 | 180 / 5100 - 6200 |
Макс. крут. момент, Нм (при об/мин) | |||
200 / 2000 - 3500 | 250 / 1500 - 3500 | 250 / 1250 - 5000 | 250 / 1250 - 5000 |
Тип привода, трансмиссия | |||
Передний, 7РКП | Передний, 7РКП | Передний, 7РКП | Полный, 6РКП |
Макс. скорость, км/ч | |||
202 | 219 | 232 | 229 |
Разгон от 0 до 100 км/ч, с | |||
10 | 8,2 | 7,4 | 7,4 |
Расход топлива, л/100 км | |||
4,7 | 4,9 | 6 | 7 |
Цена от, руб. | |||
Не объявлена | 1 194 000 | 1 276 000 | 1 561 000 |