ОСАГО по-новому: ремонт вместо наличных
В начале февраля правительство вернется к обсуждению проекта поправок к закону об ОСАГО, главной из которых является система натурального возмещения ущерба вместо денежных выплат. Предполагается, что после принятия поправок страховщики перестанут выплачивать деньги пострадавшим в ДТП, а будут выдавать им направления на ремонт в сервисные станции, с которыми у страховых компаний заключены договоры.
Если документ будет окончательно утвержден, то уже в середине февраля он сможет пройти в Госдуме второе чтение, а сам закон в таком случае может быть принят летом или осенью.
Кому выгодно натуральное возмещение
Впервые идею натурального возмещения весной прошлого года предложил Российский союз автостраховщиков (РСА), стремясь одновременно учесть интересы автомобилистов и страховых компаний. Страхователям натуральное возмещение ущерба выгодно тем, что оно фактически исключает споры со страховой компанией относительно сумм выплат и позволяет получить отремонтированный автомобиль без каких-либо доплат. Стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться без учета износа транспортного средства, как в случае денежной выплаты, а клиент вообще не коснется денежных отношений страховщика и технической станции.
Страховые компании, в свою очередь, также смогут снизить риски разбирательств и избавиться от завышенных претензий автоюристов, наживающихся на судебных тяжбах. Наконец, страховщики смогут сами контролировать качество и объемы работ на станциях, с которыми у них будут заключены договоры. Представитель страховой компании РЕСО-Гарантия Никита Ситников утверждает, что новая система позволит страховщикам даже вернуться в проблемные регионы, откуда они вынуждены были уйти из-за убыточности и большого количества мошеннических страховых схем. «У так называемых автоюристов исчезнет возможность злоупотребления правом, из-за чего, собственно, и возник временный дефицит полисов обязательного страхования», – отмечает эксперт.
Откуда возьмутся и как будут работать сервисы
В РСА пояснили, что страховщики будут сотрудничать только со станциями, готовыми работать по единой методике расчета компенсации. Единые методики, которые уже существенно снизили количество споров между страховщиками и клиентами, работают с 2014 г. и корректируются раз в полгода. Справочники помогают рассчитать стоимость ремонта и запчастей для каждой конкретной модели автомобиля.
Законопроект регулирует максимальное расстояние до сервиса и сроки ремонта вплоть до разбивки по отдельным моделям. В предварительной редакции максимально возможным сроком ремонта значатся 35 рабочих дней. При этом владельцы гарантийных автомобилей возрастом до трех лет смогут чинить их у официальных дилеров с сохранением заводской гарантии.
На свои работы техцентр будет обязан давать гарантию на срок не менее двух месяцев. А отвечать за качество будут страховые компании, выдавшие направление на ремонт, поэтому и к подбору партнеров им придется подходить более ответственно. Дополнительных санкций для страховщиков законопроект не предполагает. Никита Ситников поясняет, что все эти вопросы урегулированы действующим законодательством.
Какие еще моменты остаются спорными
Законопроект предполагает, что у автовладельца должна быть возможность выбора ремонтной организации и право предъявлять претензии в случае некачественного ремонта. Но выбирать придется из тех станций, с которыми страховщик заключил договор, и не в любом регионе компания вообще сможет предоставить какой-либо выбор. Кроме того, закон регулирует максимальное возможное расстояние от населенного пункта застрахованного до места ремонта, но и эти границы применимы не для каждого региона, поясняет глава юридической компании «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. «Если, например, я живу в Химках, а мне предложат сервис на юге Москвы, я никогда туда не поеду. Хотя формально он будет находиться в пределах 50 км от меня», – отмечает эксперт.
Николай Тюрников уверен, что новая система позволит страховщикам монополизировать рынок ремонта, поскольку до 80% обращений в кузовной ремонт сейчас проходят по ОСАГО. Отсутствие возможности выбора эксперт считает главной проблемой. «Понятно, что из-за недоступности сервиса количество обращений будет снижаться. Из-за ремонта стоимостью 15 тыс. руб. многие просто откажутся ехать в какой-то далекий незнакомый сервис», – говорит эксперт.
Сроки предоставления автомобиля на экспертизу будут сокращены с нынешних двадцати до семи календарных дней – опоздавшим просто откажут в ремонте. Наконец, неурегулированным остается вопрос о том, смогут ли сервисные станции использовать бывшие в употреблении запчасти, чтобы сократить смету или компенсировать разницу между расчетной (с учетом износа) стоимостью ремонта и реальной. Изначально предполагалось, что они будут получать свое массовостью заказов от страховщиков, но участники рынка уверены, что техцентры будут экономить и другими способами. Николай Тюрников напоминает, что с использованными запчастями говорить о качестве ремонта не придется вовсе, а юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов уверен, что ко второму чтению в законе четко пропишут запрет на такие детали.
Можно ли будет все-таки получить деньги
Законопроект предполагает, что ремонт станет основной формой компенсации, как того требовал президент России Владимир Путин. Тем не менее, страхователь все-таки сможет получить деньги, если посчитает, что такая форма возмещения будет для него более выгодной. Кроме того, деньги будут выплачивать в тех местах, где невозможно организовать доступный сервис или местные техстанции не могут работать по правилам РСА.
Сейчас действует обратный порядок: страховая компания может направить пострадавшего на ремонт вместо выплаты, но ему в большинстве случаев все равно придется доплачивать из своего кармана, компенсируя износ машины. По данным компании РЕСО-Гарантия, которая предлагает своим клиентам направления на ремонт вместо выплат с середины 2015 г., сегодня более 20% клиентов, обращающихся по ОСАГО, предпочитают деньгам сервис. «Раньше такая возможность была только у клиентов по каско, а теперь есть и у клиентов по ОСАГО и тех, кто обращается к нам после ДТП, совершенных нашими застрахованными по ОСАГО», – рассказал представитель компании Никита Ситников.
Как еще может измениться система ОСАГО
Штраф за отсутствие ОСАГО будет расти
Законопроект об увеличении штрафа за отсутствие полиса ОСАГО в правительстве пока не рассматривали, но депутаты неоднократно предлагали увеличить его в 10 раз – с нынешних 800 до 8 000 рублей. Не исключено, что до конца года этот вопрос поднимут еще не раз, но до десятикратного повышения дело все-таки не дойдет.
Стоимость полиса могут привязать к количеству нарушений
Минфин рассматривает возможность ввести сетку повышающих коэффициентов для злостных нарушителей ПДД, которые будет зависеть от количества нарушений в течение года. При этом учитываться будут не все нарушения, а только наиболее серьезные. Логичным следствием в этом случае может стать отмена коэффициентов мощности, а также региональных коэффициентов.
Выплата по Европротоколу может вырасти вдвое
Осенью законодатели обсудят вопрос увеличения максимальной суммы выплат при самостоятельном оформлении ДТП без вызова сотрудников ГИБДД с 50 до 100 тыс. руб., либо отменят этот лимит вовсе. Сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и областях сумма выплат по Европротоколу уже увеличена до 400 000 рублей. Кроме того, обсуждается возможность оформлять Европротокол даже при наличии спора между водителями – в таком случае решение о виновности будет приниматься в группе разбора с использованием самостоятельно оформленных документов.
Цены на полисы изменятся не раньше 2018 года
Последние поправки закона об ОСАГО позволяют менять базовые тарифы не чаще одного раза в год. Ближайшая коррекция возможна в сентябре 2017 г., но к этому времени у компаний не будет полноценной статистики по эффекту введения системы натуральных выплат. Новые тарифы мы увидим в 2018 г., если к тому времени Центробанк не решит отпустить цены на ОСАГО в свободное плавание.