Преемник чемпиона: кто и почему заменил Росберга в Mercedes
Новым напарником трехкратного чемпиона мира Формулы-1 Льюиса Хэмилтона в команде Mercedes AMG станет 27-летний финн Вальттери Боттас. Об этом гоночный коллектив из британского Брэкли объявил вечером в понедельник, 16 января.
Боттас заменит действующего чемпиона Формулы-1 Нико Росберга, который завершил карьеру сразу после победы в сезоне-2016. Последующие два месяца мир Формулы-1 говорил только о том, кому достанется место Росберга – и имя Боттаса появилось в прессе одним из первых.
Кто такой Боттас
Вальттери Боттас выступает в Формуле-1 с 2013 года. Все это время финн провел в команде Williams – легендарном коллективе, который выигрывал чемпионаты в восьмидесятых и девяностых годах прошлого века. Увы, после победы в 1997 г. Williams больше не побеждал в Кубке конструкторов – в последние годы британская конюшня обитала в середине пелотона.
За четыре года в международном первенстве Боттас провел 77 гонок, девять раз поднимался на подиум и набрал 411 очков – умеренно хороший результат с учетом машины, которая была в распоряжении пилота. На болиде Williams Вальттери не мог претендовать на титул, но при должном везении был вполне способен выиграть одну или две гонки. Впрочем, даже при отсутствии побед Боттас произвел впечатление стабильного гонщика: финн вчистую переиграл опытного напарника Фелипе Массу и запомнился всем рассудительным пилотом, который способен принести надежный результат даже в плохой день.
Вся карьера Боттаса в автоспорте связана с двумя влиятельными людьми – это двукратный чемпион Формулы-1 Мика Хаккинен и бывший миноритарный акционер Williams Тото Вольфф. Эти люди контролируют агентство Aces Management Group, которое занимается выстраиванием карьеры молодых пилотов. Проще говоря, Хаккинен и Вольфф – менеджеры Боттаса. По условиям контракта Aces Management Group достается определенный процент с гонораров Вальттери; какой именно процент – неизвестно.
После того, как Вольфф вложил собственные деньги в карьеру Боттаса, Тото позвали в Mercedes-Benz: австриец возглавил все автоспортивное подразделение немецкой марки, а также стал совладельцем команды Mercedes AMG в Формуле-1. Долю в Aces Management австриец сохранил – и продолжил помогать своим подопечным. Так, во время выступлений Боттаса в Williams Вольфф был способен воздействовать на команду сразу в трех разных качествах. Во-первых, Тото был менеджером Вальттери; во-вторых, до марта Вольфф сохранял у себя 5% акций всей британской команды. В-третьих, австриец представлял ключевого партнера и поставщика Williams – корпорацию Mercedes-Benz, которая снабжала конюшню моторами. Отказать такому человеку в Williams никто не пытался: будущее Боттаса в британской команде выглядело безоблачным.
Как Mercedes AMG выбирал пилота
К тому моменту, когда Нико Росберг решил уйти из спорта, большинство лучших пилотов Формулы-1 уже заключили контракты на сезон-2017. Разумеется, приглашение чемпионской команды могло заставить спортсменов разорвать свои соглашения, но было одно «но»: глава Mercedes AMG Тото Вольфф не хотел «репутационных потерь» от возможного суда с соперничающей командой. Иными словами, судиться с кем бы то ни было в «Мерседесе» были не готовы. Команде был нужен свободный агент.
Идеальным кандидатом на роль преемника Росберга выглядел 22-летний Паскаль Верляйн. Протеже Mercedes-Benz дебютировал в Формуле-1 в 2016 г. на деньги немецкой компании: автопроизводитель оплатил выступления Паскаля в отстающей команде Manor, чтобы предоставить Верляйну необходимый «накат» в Формуле-1. Спортсмен оправдал надежды: за рулем слабейшей машины в пелотоне новичок набрал одно очко в Австрии и в целом выглядел очень уверенно. К тому же, Mercedes-Benz обладает всеми правами на карьеру Верляйна – а значит, Паскаль был еще и самым дешевым выбором для команды.
Тем не менее, Тото Вольфф отправил немца в Sauber – другую отстающую команду, которая боролась с Manor за десятое место в общем зачете. Вместо приглашения недавнего дебютанта Mercedes AMG позвала Боттаса – проверенного пилота, который уже доказал, что может подниматься на подиумы.
Впрочем, Williams не собирался легко отказываться от финна. На первом этапе переговоров команда выставила Mercedes-Benz счет на 34 млн евро – именно столько конюшня рассчитывала сэкономить за счет бесплатных поставок моторов на 2017 и 2018 год. В ответ немецкий производитель предложил только 10 млн евро – и дискуссия на время прервалась.
Спустя некоторое время переговоры возобновились, но вместо денег разменной монетой стал технический директор Mercedes AMG Пэдди Лоу. Williams переманила британца к себе, однако по условиям контракта Mercedes-Benz мог отправить Лоу в принудительный отпуск на ближайшие полгода. Такие отпуска – стандартная практика для «формульных» инженеров, переходящих из команды в команду. Этим способом участники страхуются от потери технических секретов, которые инженер переносит в своей голове. В случае с Лоу отпуск должен был начаться 1 января 2017 г., но в Williams очень хотели получить Пэдди здесь и сейчас.
В результате Mercedes AMG позволила (теперь уже бывшему) техническому директору сразу приступить к работе в Williams, а Williams не стала препятствовать переходу Боттаса. В итоге обе команды получили то, что хотели.
Слишком скучный выбор
Болельщики Формулы-1 остались разочарованы решением Mercedes. На форумах и в социальных сетях поклонники автоспорта недоумевали, зачем чемпионская команда взяла настолько «блеклого» пилота. Похоже, чересчур спокойный имидж Боттаса оттолкнул от него фанатов: для многих Вальттери выглядит слишком правильным исполнителем командных приказов. Сделать из Боттаса большую звезду будет невероятно трудно – даже если Вальттери начнет выигрывать гонки.
Отсутствие харизмы – не единственная проблема Боттаса. Своим переходом Вальттери закрыл дверь для взрывоопасного сценария, в которого партнеры по Mercedes сражаются между собой. Тактичный Боттас вряд ли будет воевать с Хэмилтоном за статус первого пилота и провоцировать острые ситуации на трассе – а ведь именно этого болельщики Формулы-1 ждут в первую очередь. Приглашение Фернандо Алонсо или Паскаля Верляйна могло оживить гоночный «спектакль». Увы, такой сценарий совершенно не нужен «Мерседесу»: излишнее соперничество между пилотами может привести к столкновениям и потере очков. В результате команда сделала самый консервативный выбор из возможных.
Наконец, Боттас – протеже Вольффа, и многие болельщики не понимают такого покровительства. По словам неисполнительного председателя совета директоров Mercedes AMG Ники Лауды, Вольфф оставит работу менеджера Боттаса сразу после подписания контракта. Впрочем, свою роль Тото уже сыграл, а потому приглашение Вальттери в Mercedes AMG все равно выглядит проявлением непотизма.
Почему это шанс для Williams
Как ни странно, наибольшую выгоду от перехода Боттаса в Mercedes AMG может получить бывший работодатель финна – команда Williams. Судя по всему, британская конюшня получила немалые отступные за своего пилота, а в придачу еще и освободила себя от бремени платить финну большую зарплату. Вместо высокооплачиваемого Боттаса в Williams вернулся покладистый и неприхотливый Фелипе Масса. Бразилец уже успел попрощаться с Формулой-1, но после приглашения своей бывшей команды согласился вернуться и заключил контракт на один сезон.
Очевидно, Масса – временный вариант, и в 2018 г. у Williams будет новый пилот. А значит, решением отпустить Боттаса команда обеспечила себе свободу выбора гонщика на 2018-й, опыт Пэдди Лоу, а также деньги от Mercedes-Benz. В условиях катастрофической нехватки денег Williams провернула очень грамотную сделку: с финансовой помощью «Мерседеса» и талантом Лоу конюшня сможет пригласить очень быстрого гонщика на сезон-2018 и обеспечить ему конкурентоспособный автомобиль. За последние 10 лет Williams еще ни разу не подбиралась так близко к борьбе за титул.
Чего добьется Боттас
Новый пилот приходит в Mercedes AMG во время серьезной смены регламента: с 2017 г. болиды Формулы-1 существенно изменятся, что может повлиять на расстановку сил. В результате «Мерседес» может лишиться своей доминирующей роли в чемпионате и перейти в разряд догоняющих. В этом случае у Боттаса и Хэмилтона будет общая задача – вернуть команду на вершину.
Огромный бюджет и сильный штат инженеров, вероятно, позволят Mercedes AMG сохранить место на вершине. В этом случае Боттасу придется бороться с трехкратным чемпионом мира за победы. Сложно сказать, как проявит себя Вальттери в такой ситуации, однако в Формуле-1 уже был случай, когда молодой многообещающий финский пилот становился напарником Льюиса Хэмилтона в лидирующей команде. В 2008 г. партнером британца в McLaren стал Хейкки Ковалайнен. В тот момент Ковалайнен считался перспективным пилотом с чемпионскими амбициями, однако неудачное соперничество с Льюисом разрушило карьеру Хейкки.
Ковалайнен провел в McLaren два года, уступил Хэмилтону с большим отрывом, одержал одну случайную победу и по завершении сезона-2009 потерял место в команде. После этого финн провел еще три сезона на задворках пелотона, не набрал ни одного очка и покинул Формулу-1.
Вряд ли Боттаса ждет столь же бесславный конец, однако шансов преуспеть у финна действительно мало. Льюис Хэмилтон выступает в Mercedes AMG с 2013 г.; за прошедшие четыре года команда хорошо изучила привычки своего лидера и научилась строить машины, которые максимально подходят его стилю пилотирования. На стороне Хэмилтона останутся симпатии инженеров и руководства, которому нравится яркий имидж британца. Наконец, сам Льюис – очень быстрый гонщик, одолеть которого способен такой же исключительный талант, как и сам Хэмилтон. Прямо сейчас Боттас не производит впечатление столь же быстрого пилота.
Приглашение в Mercedes AMG – уникальный шанс, упустить который было бы невероятной глупостью для любого пилота. Тем не менее, переход в чемпионскую команду ставит перед Боттасом задачи, которые тот еще не решал. Тем интереснее будет узнать, сможет ли Вальттери переубедить скептиков и начать выигрывать Гран-при. Первый ответ на этот вопрос мы получим через два месяца: новый сезон Формулы-1 начнется 26 марта.