По проводам: что будет выпускать BMW в ближайшие годы
В подлокотник BMW 7-Series, которая везет нас на секретное мероприятие, посвященное планам немецкой компании, штатно встроен планшет Samsung. Под задним сиденьем размещена высоковольтная батарея – с ней гибрид 740e проезжает на электротяге 45 километров. Но в ближайшие годы BMW будут не только гибридными и подключенными к сети, но еще и автономными.
Параллельно немецкий производитель продолжит совершенствовать двигатели внутреннего сгорания, увеличит количество спортивных M-версий, выйдет в полноразмерный сегмент с большим внедорожником X7, отправит в серию самый маленький кроссовер X2 и поразит еще десятком новых моделей. Но об электрификации и автономном движении будущих моделей представители марки говорят намного охотнее. Без следования современным трендам традиционный автопроизводитель рискует показаться несовременным и, более того, серьезно отстать от ближайших конкурентов – Audi и Mercedes-Benz.
Один год за три
«В следующем году компания намерена продать 100 тыс. гибридов и электромобилей», - поделился планами глава отдела маркетинга и продаж BMW Ян Робертсон. Столько было реализовано за три года с момента запуска инновационного бренда i. В настоящее время у BMW шесть подзаряжаемых гибридов и один электромобиль, но за следующие пять лет их количество значительно вырастет. К 2025 г. немецкий автопроизводитель планирует занять 20-25% «электрического» рынка.
Гибридная экспансия
Главную ставку BMW делает на гибриды. С 2014 по 2016 гг. количество покупателей таких автомобилей в Европе выросло с 2 до 15%, в Китае – с 6 до 17%, в США – с 7 до 12%. Бензин-электрические подзаряжаемые версии iPerformance будут практически у всех моделей BMW, начиная с 5-Series нового поколения. Для больших моделей вроде полноразмерного X7 припасена трансмиссия с двумя электромоторами: один спереди, другой – на задней оси. Бренд i в 2018 г. пополнится открытой версией суперкара i8.
Мечты о запасе хода
Электромобили стали популярными только в Европе, а в Китае спрос на них, наоборот, снизился. Причина скрывается в недостаточно развитой инфраструктуре и маленьком запасе хода. «Для того, чтобы сделать цену машин на электротяге конкурентоспособной, инженеры BMW были вынуждены пройти сквозь «Долину слез», – пожаловался вице-президент по развитию электрических силовых установок Стефан Юрашек. Еще одна проблема, помимо высокой стоимости – увеличение запаса хода электромобилей. По словам Юрашека, потребуется еще семь лет, чтобы создать твердотелый аккумулятор, у которого при тех же размерах будет вдвое большая емкость.
Преимущества компоновки
В настоящее время BMW использует аккумуляторы Samsung в плоских прямоугольных корпусах, так как считает такую конфигурацию наиболее надежной и безопасной. Они бывают двух размеров: большие для i3 и маленькие для всех остальных гибридов. Следующее поколение аккумуляторов для электромобилей по размеру окажется между ними, а более компактными станут укладка и система охлаждения. Уменьшится и силовая установка – электродвигатель, дифференциал и управляющую электронику плотно скомпонуют в едином корпусе. Эти узлы BMW разрабатывает самостоятельно.
Вторая жизнь аккумуляторов
Гарантия на батарею BMW i3 составляет 9 лет или 100 тыс. км, а еще через 6 лет после окончания гарантийного срока, если электромобиль все еще на ходу, ее в обязательном порядке заменят на новую. Старый аккумулятор сохраняет 60-70% первоначальной емкости и утилизировать его будет непрактично. Кроме того, весной BMW представила более емкую батарею для BMW i3 на 33 киловатт-часа, что позволило увеличить запас хода с 190 до 300 километров. Ее размеры остались прежними, что позволяет сделать апгрейд уже выпущенных электрических хэтчбеков. Но что делать с высвободившимися и отслужившими свое аккумуляторами? BMW совместно с Beck Automation дала им вторую жизнь – в качестве стационарных хранилищ энергии для частных домов, оборудованных солнечными панелями или коммерческих предприятий.
Мелкосерийный водород
В BMW считают, что есть перспективы и у силовых установок на топливных элементах, но оценивают их осторожно. Даже через 10 лет инфраструктура водородных заправок все еще не будет достаточно развита и потребует слишком серьезных инвестиций. Эту технологию немецкий производитель зарезервировал для самых крупных моделей в линейке и не рассчитывает, что выпуск «водородных» версий будет массовым.
Конкурент Tesla
Электромобили BMW будут постепенно увеличиваться в размерах. В 2019 г. в серию пойдет Mini Cooper E, а спустя год - электрическая версия кроссовера X3. На 2021-й запланирован выпуск большого электромобиля под кодовым названием i-Next. Речь, скорее всего, идет о седане i5, патентные изображения которого попали в интернет в начале этого года. Он будет скомпонован по типу Tesla и составит конкуренцию электрокарам Илона Маска. Кроме того, i-Next станет первой полностью автономной моделью BMW.
Карты для автопилота
Для создания мощного процессора, который станет мозгом будущего автопилота и будет способен обрабатывать огромный объем информации, BMW сотрудничает с Intel. Программное обеспечение и компоненты системы автономного вождения поможет разработать израильская MobilEye. Новым поколением очень подробных карт для навигации займется компания Here, выкупленная у Nokia BMW, Audi и Daimler. С помощью радаров и видеокамер автономный i-Next способен видеть на расстоянии до 200 метров. Заглянуть дальше поможет облачный сервис, в который поступает информация о пробках, ремонтных работах и авариях. В компании признают, что автономное управление намного легче внедрить в США и Германии, нежели в Китае с его хаотичным движением.
Электромобиль в аренду
Новые технологии меняют правила игры, считает Бернхард Блэттель, отвечающий за мобильные сервисы. В будущем преимущество парковки в центре крупных городов будет только у каршеринговых автомобилей. Собственную машину можно будет сдать в аренду с помощью специального сервиса. Например, владелец ездит на автомобиле в будни, а в выходные сдает его в наем. Собственный каршеринговый сервис BMW DriveNow отметил свое пятилетие и сейчас насчитывает 750 000 пользователей. Парк машин превысил 5000 штук, причем 20% приходится на электромобили. Следующим этапом станет запуск сервисов, облегчающих поиск парковки и зарядного устройства для пользователей Drive Now.
Имидж и электричество
Глава BMW Харальд Крюгер считает, что нет никакого конфликта между курсом на электрификацию и традиционным имиджем BMW: тяга электромоторов, по его словам, способна доставить чистое удовольствие от вождения. Автопилот в свою очередь облегчит передвижения в пробках, поможет припарковаться на тесной городской улице.