Гонки без чемпиона: почему Росберг ушел из Формулы-1
В конце ноября 2016 г. Нико Росберг впервые в карьере стал чемпионом мира Формулы-1. А в декабре заявил, что покидает гонки. Прямо сейчас, только-только получив главный трофей за победу в чемпионате, во время которого Нико, наконец, опередил своего партнера по команде и многолетнего соперника Льюиса Хэмилтона. Autonews.ru рассказывает о самом странном поступке чемпиона за последние годы и пытается понять, кто займет место Росберга в чемпионском коллективе Mercedes AMG.
«Это что, такой розыгрыш?»
«Нико, ты что, разыгрываешь меня? Это шутка?» – ответил гонщику его босс, неисполнительный председатель совета директоров команды Mercedes AMG Ники Лауда, после того, как Росберг сообщил о своем решении. Новость спровоцировала похожую реакцию и у других людей: когда сообщение об отставке Росберга начало появляться в СМИ, первые комментарии читателей были одинаковыми. Болельщики писали: «Это что, такой розыгрыш?» Только после того, как Нико выложил подтверждение и подробное объяснение своего ухода на своей официальной странице в социальных сетях, болельщики поверили чемпиону, но все равно не смогли скрыть изумление.
Уход Росберга выглядит странно по многим причинам. Во-первых, Нико всего 31 год – в таком возрасте не принято уходить. В 2017 г. выступления в Формуле-1 продолжат 36-летний Фернандо Алонсо и 37-летний Кими Райкконен. Бывший напарник Росберга Михаэль Шумахер выступал в Гран-при до 43 лет – и даже в свой последний сезон поднимался на подиум. Чемпион мира 1996 г. Дэймон Хилл – еще один пилот, который выиграл титул через 34 года после триумфа собственного отца – вообще дебютировал в Формуле-1 в 32 года. В возрасте Росберга Дэймон еще считался «подающим надежды». В общем, в плане спортивной формы Нико далеко до спада.
Во-вторых, Росберг выступает за Mercedes AMG – команду, оказаться в которой мечтает почти весь пелотон. Гоночный коллектив не знает поражений с 2014 года: на счету немецкой конюшни три чемпионских титула и три Кубка конструкторов подряд, а также колоссальный бюджет и лучшие технические специалисты в Формуле-1. Иными словами, Mercedes AMG продолжит побеждать – практически с любыми пилотами.
В-третьих, сезон-2016 стал для Нико самым успешным в карьере. После болезненных поражений от Льюиса Хэмилтона в 2014-м и 2015-м Нико воспользовался техническими проблемами напарника и смог выиграть титул за счет стабильности выступлений. Весь следующий год Росберг мог наслаждаться единицей на носу своего болида, статусом фаворита Гран-при и психологическим преимуществом действующего победителя.
Наконец, летом этого года Нико Росберг вел длительные переговоры с Mercedes AMG о продлении контракта. Прежний договор с немецкой командой заканчивался в декабре 2016 года. По слухам, Mercedes AMG хотела предложить Росбергу договор только на один сезон, в то время как сам Нико настаивал на трехлетнем соглашении. Для отстаивания собственной позиции пилот даже привлек экс-гонщика Формулы-1 Герхарда Бергера – тот представлял интересы Росберга на переговорах. Новый менеджер «пробил» для своего клиента двухлетний контракт: летом Mercedes AMG официально объявила, что Росберг останется в команде до конца 2018 года. А потом Нико решил уйти.
Ушел непобежденным
«После того, как я выиграл Гран-при Японии, судьба чемпионского титула оказалась только в моих руках. И я начал думать о том, что могу завершить карьеру, если стану чемпионом, – написал Росберг в своем прощальном обращении к фанатам на фейсбуке. – Утром перед финальной гонкой в Абу-Даби я понимал, что, возможно, это будет мой последний старт в Формуле-1. Окончательное решение я принял в понедельник вечером. Победа в Формуле-1 была моей единственной целью на протяжении 25 лет в автоспорте. Вся моя семья шла на жертвы ради этого».
Позднее Росберг добавил, что завершение карьеры позволит ему уделять больше времени дочери, а также уточнил, что не собирается возвращаться (как в свое время сделал Михаэль Шумахер). Судя по всему, Нико просто счел, что одного титула для него достаточно. Сейчас у Росберга есть редкий шанс уйти непобежденным: в последний раз таким шансом пользовался Ален Прост в 1993 году. Правда, к тому моменту на счету Проста было четыре титула, а самому Алену было 38 лет.
Автоспортивные журналисты и фанаты сразу же озвучили альтернативную причину ухода: якобы, Росберг понимал, что не сможет одолеть Хэмилтона в равном поединке, а потому предпочел покинуть чемпионат до того, как новые победы и титулы Льюиса обесценят достижение Нико. Эта версия выглядит правдоподобно – после поражения в 2016 г. Хэмилтон должен стать еще более мотивированным, а потому победить Льюиса в сезоне-2017 будет сложнее. Впрочем, многие пилоты Росберга поддержали – к примеру, трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт и все тот же Льюис Хэмилтон. «Я понимаю, что люди были удивлены решением Нико – но не я. Я давно его знаю», – отреагировал британец на вопрос о напарнике. Что означает такая формулировка, каждый решает сам.
Самый длинный путь
На своей последней гонке в Абу-Даби Нико Росберг поставил своеобразный рекорд. Немец стал гонщиком, который дольше всех в Формуле-1 ждал своего титула. До победы в чемпионате Нико провел 206 Гран-при. До него рекорд самого длительного ожидания титула принадлежал Найджелу Мэнселлу, который провел в Формуле-1 180 Гран-при прежде, чем, наконец, стал чемпионом мира.
Длинная карьера Росберга в Формуле-1 началась в 2006 г. в команде Williams. Британская конюшня всегда славилась умением находить быстрых новичков: в свое время здесь дебютировали Дженсон Баттон, Жак Вильнев, Хуан-Пабло Монтоя, Нико Хюлькенберг и многие другие. Понимая, что вскоре после дебюта Росберга могут переманить конкуренты, Williams заключила со своим новобранцем очень жесткий контракт: по слухам, в договоре было прописано, что другая команда не может забрать к себе Росберга, если не предоставит Williams собственного пилота взамен. Это защищало команду от денежных конюшен, которые могли выкупить контракт со всеми финансовыми обязательствами.
Нико выступал в Williams до 2009 года. В это время Росбергом интересовались в McLaren, однако немца туда не отпустили: в качестве своеобразной платы за возможность дебютировать в чемпионате в возрасте 20 лет Нико пришлось отработать на свою первую команду четыре полных сезона. Только в 2010 г. Нико смог перебраться в Mercedes AMG – и сразу стал партнером Михаэля Шумахера. Во всех трех совместных сезонах Росберг опередил напарника на равной машине, а на Гран-при Китая-2012 принес команде первую победу в новейшей истории.
Последующие сезоны могли стать эрой доминирования Нико, если бы в команду не пришел Льюис Хэмилтон. Напарники знали друг друга с детства: будучи ровесниками, Росберг и Хэмилтон параллельно поднимались по «гоночной лестнице» из юниорских чемпионатов и часто оказывались в одной и той же команде. Но если на стадии молодежных турниров Нико оказался чуть проворнее (Росберг дебютировал в Формуле-1 на год раньше Хэмилтона), то в высшей лиге автоспорта преимущество получил уже Льюис. С 2014 по 2016 гг. напарники боролись за титул исключительно между собой: болиды Mercedes AMG были настолько быстрее остальных, что пилоты других команд были не в состоянии претендовать на титул. Четыре совместных сезона закончились со счетом 3:1 в пользу Хэмилтона – только в 2016-м Росберг смог одолеть своего напарника.
Кандидаты на замену
В Mercedes AMG не искали замену для Росберга заранее: по словам руководителей команды, решение Нико стало для них полной неожиданностью. К началу декабря лучшие пилоты Формулы-1 уже имеют контракты на следующий сезон – а значит, чемпионам придется экспериментировать. Тем не менее, глава гоночного коллектива Тото Вольфф признался, что всего через сутки после объявления Росберга об уходе с командой связались более половины действующих пилотов Формулы-1 – в том числе те, у кого уже есть контракт на следующий сезон. «Из всех пилотов нам не звонили только Райкконен и Квят. Все остальные позвонили – даже Мальдонадо», – заявил Вольфф.
Генеральный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун уже предложил «Мерседесу» нанять Макса Ферстаппена. Голландец и впрямь выглядит очевидным вариантом: кого еще брать чемпионской команде, как не быстрейшего гонщика конкурентов? Тем не менее, этот вариант вряд ли можно реализовать: у Ферстаппена подписан долгосрочный контракт с Red Bull, и австрийская команда наверняка не захочет отдавать Макса соперникам. То же самое относится к напарнику Ферстаппена Дэниелу Риккардо: австралиец бесспорно быстр и отвечает всем требованиям Mercedes AMG, но увести его из Red Bull практически нереально.
Очевидным выбором в такой ситуации становится Паскаль Верляйн. Протеже концерна Mercedes-Benz дебютировал в Формуле-1 в 2016 г. в составе команды-аутсайдера Manor. До этого Верляйн выступал в кузовной серии DTM, где стал чемпионом в заводском коллективе Mercedes-Benz. Штутгартский концерн почти не скрывает, что «выращивает» Паскаля на смену действующим пилотам: по сути, Верляйн объединил в себе главные маркетинговые козыри нынешних гонщиков «Мерседеса». Как и у Росберга у Верляйна есть немецкий паспорт; как и у Хэмилтона, у Верляйна темнокожие предки из дальних стран – в случае с Паскалем речь идет об острове Маврикий в Индийском океане, откуда приехала его мать.
Для перехода в основной состав Mercedes AMG Верляйну не хватает только опыта – и здесь команда способна на сюрпризы. До ухода Росберга Паскаль претендовал на место в Sauber. Теперь Тото Вольфф способен найти Верляйну место получше – например, в Williams. В этом случае немец мог бы заменить там Вальттери Боттаса, а сам Боттас, в свою очередь, попасть к Хэмилтону в Mercedes AMG. Этот вариант тем более вероятен, что менеджером Боттаса является сам Тото Вольфф – то есть в конечном итоге австрийцу, который возглавляет Mercedes AMG, предстоит вести переговоры о контракте Вальттери с самим собой.
Впрочем, у Mercedes AMG есть и еще один вариант – тот самый, о котором наверняка мечтают любители Формулы-1 по всему миру. Чемпионская команда может нанять Фернандо Алонсо. Да, испанцу уже 36, но он все еще способен выигрывать гонки и мечтает выиграть свой третий титул. Сейчас Алонсо связан контрактом с McLaren, однако как мы видим на примере Росберга, подписанные контракты выполняются далеко не всегда. Надо полагать, Фернандо вряд ли откажется от такого шанса: другой возможности попасть в чемпионскую команду Формулы-1 у него может и не быть. Болельщики же будут предвкушать повторение эпической борьбы 2007 г., когда Алонсо и Хэмилтон сражались за титул в одной команде. В тот момент все завершилось войной между двумя пилотами, увольнением Алонсо и упущенной победой в чемпионате. Пожалуй, такой итог легко отвратит от кандидатуры Алонсо Тото Вольффа, но фанаты все равно указывают ему на такую возможность.
В любом случае, уход Нико Росберга – это сказочный подарок для того, кто займет его место, резюмировал пилот Red Bull Дэниел Риккардо. «Я рад, что ему хватило смелости сказать «с меня хватит». Правда, я не думаю, что уйду из Формулы-1, если завоюю свой первый чемпионский титул до 40 лет», – добавил Риккардо.