Правый руль, «механика» и боковые зеркала размером со спичечный коробок – Land Rover Defender 109 уверенно карабкается по лесу в окрестностях английского Гейдона. За шиворот заливается вода, а по лицу бьет куст крапивы
Читать в полной версии
Правый руль, «механика» и боковые зеркала размером со спичечный коробок – Land Rover Defender 109 уверенно карабкается по лесу в окрестностях английского Гейдона. За шиворот заливается вода, а по лицу бьет высокий куст крапивы. «Дави на педаль и не отвлекайся, - кричит англичанин, сидящий слева. – Иначе заглохнем прямо здесь, в колее». У внедорожника 1979 года выпуска нет гидроусилителя – в каждом повороте приходится накручивать руль намного раньше, чем в современной машине, а чтобы выжать каменную педаль тормоза, нужно хорошенько упереться поясницей в жесткую спинку сиденья. Это совсем не то автомобильное будущее, ради которого мы приехали на закрытый полигон Jaguar Land Rover.
Стоило пересесть в ползущий позади нас Range Rover Sport, как внедорожник на фоне честного Defender тут же показался пришельцем с другой планеты: он самостоятельно подстраивает шасси под дорожные условиях, отличает песок от гравия, тормозит перед глубоким бродом и измеряет расстояние от крыши до веток.
«Все технологии, над которыми мы ведем активную работу - это кирпичики будущего автопилота, - прищурился руководитель отдела исследований Jaguar Land Rover Тони Харпер. – Основополагающая деталь – это технология связи между автомобилями. Мы учим машины общаться, рассказывать друг другу о дорожных ситуациях и предупреждать об опасности».
На тестовом полигоне все Range Rover Sport пока еще частично закрыты камуфляжем, а внутри каждого автомобиля – царство планшетов, проводом и камер. На дополнительном мониторе, прикрепленном в одном из Range Rover Sport поверх мультимедийной системы, появилось сообщение: «Камни». Это впереди идущий внедорожник сообщил моему автомобилю об особенностях дороги. Но определять тип покрытия система умеет и сама: к переднему бамперу прикреплен модуль, который очень напоминает экшн-камеру. За пару метров до смены дорожного покрытия на зернистый экран системы выводится сообщение с названием покрытия.
«Наш радар очень похож на парковочный датчик, так что никаких проблем с тем, как встроить систему в бампер, не будет. Не боится радар и плохой погоды. Вы же пользуетесь парктрониками в дождь? Сбоев не бывает», - заверил представитель технической группы Land Rover.
О серийном производстве англичане со свойственной им дипломатичностью стараются не рассуждать, хотя некоторые опции из представленных журналистам в Гейдоне уже приобрели производственные очертания. Например, система Terrain Response нового поколения, которая следит за дорожным покрытием и подстраивает подвеску, рулевое управление, коробку передач и двигатель таким образом, чтобы минимизировать риск застрять: Grass/Gravel/Snow («Трава/Гравий/Снег»), Mud/Ruts («Грязь и колея ») и Sand («Песок»). Но если сейчас у системы есть режим Auto, в котором она действует по ситуации, то уже в ближайшем будущем внедорожники Land Rover начнут работать на опережение.
«Нет-нет, руки с руля не убирайте, - посоветовал инженер подразделения Terrain Response. – Наша система способна ехать сама, но не до такой же степени». На огромном мониторе, грубо вмонтированном в переднюю панель, настоящая матрица: две стереокамеры за пять метров вперед распознают тип дорожного покрытия, глубину ям, колею и, учитывая погодные условия, система полностью руководит внедорожником. Электроника при включенном круиз-контроле тормозит перед лужами, разгоняется на прямых участках и сбрасывает скорость перед ямами – мне остается только рулить.
Но пока еще Range Rover без помощи водителя едет по пересеченной местности уж очень искусственно – он слишком заблаговременно тормозит и нелогично сбрасывает газ на прямых участках, если ехать не по центру проселка, а прижиматься к траве. В ближайшие месяцы инженеры пообещали довести систему до ума: 3D-модель местности, которую компьютер создает в режиме реального времени, будет прорисована еще точнее, а значит, внедорожник будет вести себя смелее в режиме круиз-контроля и не досаждать постоянными торможениями.
«Настоящий автопилот должен уметь оценивать ситуацию впереди себя, сзади себя, под собой и над собой», - заявил Харпер, представляя новую технологию слежения за высотой. Совсем скоро серийные Jaguar Land Rover получат и такую опцию. Range Rover оснастили камерой и радаром в районе салонного зеркала, которые измеряют высотку преграды. Если электроника посчитает, что внедорожник не сможет проехать, то на дисплей мультимедийной системы будет выведено соответствующее предупреждение. Такую же опцию получит и седан XE. Ему опция может пригодиться в городе, если водитель закрепит на крыше велосипеды или дополнительный багажник, забудет об этом и попытается въехать на подземный паркинг с низким проемом.
«Мы не хотим ограничивать автономные системы ездой по асфальту. Когда водитель сворачивает с трассы, технологии должны продолжать оказывать ему помощь. Мы хотим быть уверены, что вы сможете использовать систему на протяжении всего пути, даже если это гравийная дорога или тяжелое бездорожье», - поделился планами Тони Харпер.
В какой-то момент расстояние между Jaguar F-Pace и Jaguar XE сократилось до метра с небольшим, а на спидометре – 70 миль в час. Я прекрасно понимал: если водитель кроссовера начнет резко тормозить, то я просто не смогу среагировать. «Ни в коем случае не трогайте педаль тормоза. Даже если будет страшно. Очень страшно», - инструктор повторил свою мантру несколько раз. Вдруг корма F-Pace засияла светодиодными стоп-сигналами, а я тут же зажмурился, предвкушая сильный удар. Но XE встал, как вкопанный, а мы повисли на ремнях безопасности.
Уже несколько месяцев на закрытом полигоне англичане обкатывают новое поколение круиз-контроля, который работает быстрее и безопаснее, чем адаптивный. Главное отличие в том, что система не измеряет расстояние до впереди идущей машины, чтобы соблюдать безопасную дистанцию. Вместо этого роботы общаются через Wi-Fi, передавая друг другу информацию о запланированной траектории, ускорениях и торможении.
Седан за несколько сотых секунды получил информацию об интенсивности торможения соседа по потоку и замедлился сам таким образом, чтобы сохранить заданную дистанцию. Разница в скорости работы по сравнению с адаптивным круиз-контролем оказалась поразительна. Более того, новая технология позволяет еще и экономить топливо, исключая постоянные притормаживания и разгоны.
Но есть проблема: очень умный Jaguar пока еще не может переброситься парой фраз с не менее образованной BMW – они разговаривают на разных языках. И только ржавая «пятерка», внезапно вылетевшая на встречную полосу, даже не попытается предупредить об опасном маневре общительных иностранцев.
Фото: Jaguar Land Rover