Существует много просто хороших вузов, а есть Принстон и еще несколько увитых плющом старых зданий. Выпуск отсюда гарантирует хорошую должность, связи и немного снобизма. Если посмотреть на самый демократичный из сегментов авторынка, то и в нем найдется место делению на сословия...
Читать в полной версии
Существует много просто хороших вузов, а есть Принстон и еще несколько увитых плющом старых зданий. Выпуск отсюда гарантирует хорошую должность, связи и немного снобизма - даже после всех этих книг о том, что люди рождаются равными. Если посмотреть на самый демократичный из сегментов авторынка, то и в нем найдется место делению на сословия. Все начинается с тех, над кем все смеются, а потом идут покупать – «Лады» и китайские автомобили. Следующий уровень по восприятию марки: Hyundai Solaris/Kia Rio, научившие мир тому, что и недорогая машина может быть красивой. Здесь же французы, пытающиеся делать то же самое с меньшим успехом. И, наконец, Volkswagen Polo, за который играет статус страны-производителя из высшей европейской лиги и, собственно, самого бренда. На немецком, правда, с отчетливым чешским акцентом, говорит и Skoda Rapid, появившаяся в то время, когда седан Polo уже отчаянно требовал обновления. И он его дождался, а мы сравнили обновленного немца с чешским соплатформенником.
Передний парктроник, яркая панель приборов, хорошая акустика и руль с тремя спицами – это точно Polo? В пресс-парке обновленный бестселлер выдавали вечером, перед самым закрытием, поэтому рассмотреть все изменения во внешности не было возможности. За руль я сел ближе к полуночи и через пару километров возникло подозрение, что это никакой не Polo, а Jetta. Но все точки расставили трамвайные пути на проспекте Андропова – с таким грохотом здесь не проезжают, кажется, даже «ГАЗели». Соплатформенная Skoda Rapid – совсем другое дело. Подвеска мягче, внутри тише, но при этом выглядит лифтбек слишком просто даже в топовой комплектации с 16-дюймовыми дисками и небольшим спойлером на пятой двери. Polo берет своей утилитарностью и гармоничностью, Rapid – вместительностью и немыслимой в сегменте динамикой. Но что выбрать? Polo и Rapid построены на одной платформе PQ25, однако считать, что эти модели братья-близнецы, нельзя. Polo Sedan создавался с прицелом, в первую очередь, на российский рынок. В Европе модель продается только в кузове хэтчбек, а через год там дебютирует новое поколение, и общим с российским Polo у него будет только название. Rapid – это, наоборот, европейская модель, производство которой в прошлом году локализовали в Калуге. Но вот парадокс: если на российском рынке бюджетный лифтбек прижился и стабильно попадает в список самых продаваемых по АЕБ, то в Европе Rapid провалился – модели нет даже в топ-50 за первое полугодие.
Polo Sedan дебютировал на российском рынке в 2010 году, а первый рестайлинг пережил только сейчас. Плохая шумоизоляция и очень жесткая подвеска остались без изменений, зато седан значительно преобразился внешне. И это особенно важно: в последние годы Polo стал уступать все большую долю рынка припудренным Hyundai Solaris и Kia Rio. Слишком утилитарный и скучный седан проигрывал «корейцам» еще и в списке оснащения. Теперь Polo выглядит точно не хуже конкурентов. Особенно хороша передняя часть: здесь хром в окантовке бампера, большая решетка радиатора и новая оптика с ксеноном (прерогатива высоких комплектаций). Еще одна опция, которая никак не увязывается с бюджетным сегментом, тоже заметна внешне – это передние парковочные датчики. В этом классе такого нет вообще ни у кого.
На фоне рестайлингового Polo чешский лифтбек не выглядит устаревшим. Rapid очень похож на старшую Octavia, что можно записать только в плюс: прямоугольная оптика, очень правильные черты кузова и большое боковое остекление. В топовой версии есть еще и небольшой спойлер на пятой двери. Еще Rapid, в отличие от Polo, в максимальной комплектации оснащается 16-дюймовыми литыми дисками. Прямоугольные дефлекторы из дешевого пластика, угольно-черная передняя панель и простецкие материалы отделки – таким Polo остался и после рестайлинга. Изменения свелись к новому трехспицевому рулю и возможности заказать вариант с двухцветным салоном. Однако искать в бюджетном сегменте мягкий пластик и кожу неправильно. Здесь на первый план выходит умение производителя работать с тем, что у него есть, поэтому создать интерьер недорогой модели зачастую сложнее, чем сделать то же самое в премиуме. В салоне Rapid, с одной стороны, тоже нет ничего особенного – те же дешевые материалы и модульная передняя панель. Чехи подошли к дизайну более внимательно. Тут добавили хрома, здесь – черного лака и изменили рельеф пластика.
Отличить на ходу Polo от Rapid очень легко - и это несмотря на общую платформу. В случае с чешским лифтбеком, который вышел на рынок через четыре года после дебюта «немца», шасси подвергли некоторым доработкам. Инженеры увеличили колесную базу и расширили колею, благодаря чему Rapid получил не только более вместительный салон, но еще и лучшую управляемость. Тип подвески у Rapid и Polo одинаковый («Макферсон» спереди и торсионная балка сзади), однако конструктивные отличия от Polo есть. Подвеска была усилена под более тяжелые моторы (в Европе Rapid продают с турбодизелями) и получила толстые стабилизаторы поперечной устойчивости. Более того, в подвеске российского Rapid есть отличия и от европейской версии. У лифтбека калужской сборки усиленные рычаги и рулевые тяги. Пробить подвеску на грунтовке непросто: ходы здесь почти как у городского кроссовера. Но о плохой дороге всякий раз напоминает тип и размер резины, которая никак не увязывается с понятием «бюджетник»: на топовом Rapid установлены диски R16 с мягкой резиной Pirelli 225/45.
Самый дорогой Volkswagen Polo не боится ни выбоин, ни волн с большой амплитудой. Безболезненно проскочить, не сбавляя ход, можно почти любую неровность. Самый заметный недостаток Polo - это барабанные тормоза на задних колесах. Такое решение здесь применили, чтобы удешевить конструкцию (на хэтчбеке Polo, как и на Rapid, установлены дисковые тормоза). С малых скоростей седан тормозит неплохо, а вот с шоссейных 110 км/ч замедляется неохотно, всякий раз приходится продавливать педаль. У Rapid этой проблемы нет: спереди и сзади на топовой версии установлены дисковые тормоза. Схватывают они моментально, как на старшей Octavia, однако ABS могла бы срабатывать чуть позже: отдачу в педаль начинаешь чувствовать даже на мокром асфальте в городских режимах. Если раньше бюджетники характеризовались маломощными моторами (вспомните, например, Renault Symbol), то сейчас все совсем по-другому. Топовый Rapid с 1,4-литровым TSI (122 л.с.) и роботизированной коробкой DSG с места обойдет абсолютно всех в своем сегменте. Быстрейший представитель B-класса (Skoda Fabia RS не в счет) всякий раз провоцирует отключить систему стабилизации, которая грубо обрубает тягу, стоит только начать быстро ускоряться.
Нагатинская набережная, 6 часов утра, светофор. Рядом (зачем-то под стрелку) пристраивается предыдущий Mercedes-Benz C180 с огромными черными дисками и маленькой наклейкой Нюрбургринг на заднем левом стекле. Последняя намекает на то, что сейчас будет гонка. На первой передаче у «немца» больше шансов за счет лучшего крутящего момента и заднего привода, но после 60 км/ч Mercedes остался не у дел: как только DSG перешла на вторую передачу, Rapid оказался впереди на полтора корпуса. Согласно паспортным характеристикам, до 100 км/ч Rapid разгоняется за 9,5 секунды. Ближе к отсечке задор постепенно сходит на нет, но запаса тяги в 200 Нм лифтбеку при массе в 1 230 кг хватает, чтобы динамично ускориться с любых городских скоростей. Обновленный Polo – спокойный и размеренный, с самым обыкновенным 105-сильным атмосферником и неторопливым 6-ступенчатым «автоматом». В техническом плане Polo пока остается настоящим бюджетником. Топовая версия представлена именно с этими агрегатами, а в будущем Volkswagen обещает начать продажи Polo с мотором, как у Rapid. Та версия получит индекс GT и будет поставляться только с DSG. Пока же приходится довольствоваться малым: вялой динамикой на уровне 12,1 с до «сотни» и расходом топлива, как на быстром Rapid. Зато этот двигатель предельно надежен и нетребователен к качеству топлива: ресурс агрегата до капитального ремонта, согласно отзывам владельцев на форумах, составляет 500-600 тыс. километров.
Когда Polo в кузове седан выходил на российский рынок, он продавался за сумму от 399 000 руб. – пять лет назад модель была одной из самых дешевых иномарок в России. После рестайлинга базовая версия обходится уже минимум в 554 900 рублей. Речь идет о машине с 85-сильным бензиновым мотором, МКП и минимумом штатного оборудования. Но и здесь у Polo есть опции, которых еще несколько лет не было в базе ни у одного бюджетника. Например, две фронтальные подушки безопасности, 4 электростеклоподъемника и кондиционер. В высоких комплектациях есть кожаный руль, климат-контроль, подогрев сидений и мультимедийная система. С топовым мотором (105 л.с.) и АКП такая версия обойдется минимум в 739 900 рублей. Остальные опции доступны пакетно. По сути, дозаказать можно практически любое оборудование, которое Volkswagen предлагает и для старшей Jetta. В конфигураторе есть обогрев лобового стекла, круиз-контроль, парковочные датчики спереди и сзади, датчики света и дождя, тонировка задних стекол, ESP, Bluetooth и боковые подушки безопасности. Позже Polo предложат еще и с биксеноновой оптикой и новой мультимедиа с функцией MirrorLink, которая позволяет выводить на экран изображение со смартфона.
С полным набором доступного оборудования стоимость Polo уже сейчас (без учета биксеноновой оптики, MirrorLink и турбомотора) приблизилась к отметке в 800 тыс. руб. – почти как базовая Jetta (от 789 000 рублей). Цена тестового экземпляра составляет 760 470 рублей. Skoda Rapid в топовой модификации обойдется еще дороже - от 855 000 рублей. Дополнительное оборудование (ксеноновая оптика, задний парктроник, кнопка запуска мотора и мультимедиа) увеличит цену машины почти в 900 000 рублей. Примерно столько, скорее всего, будет стоить и Polo с новым двигателем в версии GT. Какой курс доллара – такие и бюджетники.
Роман Фарботко Фото: Полина Авдеева