Компания Skoda неожиданно решила продавать в России Superb не только в кузове лифтбек, но еще и универсал. И вряд ли чешский бренд не просчитал все риски...
Читать в полной версии
Автопроизводители жалуются: журналисты советуют везти в Россию дизельные универсалы, такие машины привозят, но продажи оказываются исчезающе малы. Универсалов и однообъемников на российском рынке становится все меньше, спрос на них все ниже. Тем не менее, Skoda решила продавать в России Superb не только в кузове лифтбек, но еще и универсал. И вряд ли чехи не просчитали риски. Предыдущий Superb Combi, несмотря на наличие мощных моторов (200 и 260 л.с.), больше соответствовал возрастным вкусам: мягкие линии кузова, солидная внешность. Новый Combi утратил тяжеловесность предшественника и визуально не кажется таким большим. Superb III стал шире, что гармонизировало его пропорции, а уменьшившаяся высота крыши придала машине стремительность. В профиль универсал выглядит даже изящнее лифтбека Superb, у которого корма получилась длинноватой.
Во внешности «Суперба» соединились две стилистические линии концерна Volkswagen. В обводах кузова, особенно в выпуклых передних арках, читается плавная классика Audi. При этом о выштамповки на боковинах можно резать бумагу - грани острые, линии резкие, как на новых моделях Seat. У Skoda Superb Combi, несмотря на это, свое собственное запоминаемое лицо, которое, во-первых, вполне солидно (ведь это же флагман марки), а во-вторых, способно понравиться тем, кто в силу своей молодости и непрактичности еще не задумывался о таком вместительном универсале. Не зря слоган нового универсала звучит как Space and Style («Пространство и стиль»). И прогресс есть по обоим направлениям. Расстояние между осями нового универсала увеличилось на 80 мм, и вся прибавка пошла на багажник, длина которого выросла до 1140 мм (+82 мм), а объем — до 660 л (+27 литров). Это почти рекорд - даже у нового Passat Variant, построенного на той же платформе MQB, что и «Шкода», багажник равен всего 606 литрам. Большей вместительностью может похвастаться разве что универсал Mercedes-Benz E-Class, но выигрыш небольшой — 35 литров. А при сложенных задних сиденьях у «Мерседеса» и «Шкоды» выходят те же 1950 литров.
Представители чешского бренда уверяют, что при сложенных спинках в багажник поместится что-нибудь длиной в три метра. Например, лестница, если класть наискосок. Но спинки вровень с полом багажника не ложатся, а без фальшпола, предлагающегося в качестве опции, еще и возникает перепад по высоте. Такой фальшпол — мечта контрабандиста: никогда не догадаешься, что под ним неглубокий тайник. Запаска с инструментом — еще один уровень ниже. Следующий секрет сродни половице в средневековом замке, нажатием на которую открывается тайный ход в подземелье. Тянем за неприметный сегмент хромированной накладки — из-под бампера появляется фаркоп. Багажник «Суперба» берет не только объемом. Здесь много крючков, в том числе складных. Чемодан можно зафиксировать специальным уголком, который крепится к полу липучкой. А плафон подсветки вынимается и превращается в фонарик, который снабжен магнитом и его в случае надобности можно прикрепить к кузову снаружи. Например, если потребуется поменять проколотое колесо ночью. Все эти маленькие, но полезные штуковины вроде зонтов в дверях, скребка для очистки стекла в лючке багажника, кронштейна для планшета, который может крепиться как к спинке переднего сиденья, так и на подлокотник заднего дивана, входят в шкодовскую концепцию Simply Clever.
Задним пассажирам стало просторнее, хотя места для ног здесь столько же, сколько и у машины предыдущего поколения. Cалон оказался шире: в плечах - на 26 мм, в локтях - на 70 миллиметров. А пространство над головами задних пассажиров увеличилось на 15 мм, несмотря на уменьшившуюся в сравнении с предыдущим «Супербом» высоту автомобиля. Но даже без шпаргалки с цифрами понимаешь, что на задних сиденьях полно места - можно сесть втроем, несмотря на высокий центральный тоннель. Жаль только, что профиль заднего дивана недостаточно выражен, а наклон спинок не регулируется. Полноценный блок климат-контроля с регулировкой температуры воздушного потока и подогрев сидений на втором ряду в этом классе встречается не так часто, а бытовая розетка в дополнение к автомобильной розетке-прикуривателю и USB — вообще редкость. Передняя панель — почти такая же, как у «Рапида» или «Октавии», но материалы и отделка ожидаемо дороже. Привычно и расположение кнопок, за исключением разве что блока регулировки зеркал. У Superb он притаился у основания дверной ручки. Кнопки и ручки — такие же, как на многих моделях концерна Volkswagen. Фольксвагеновская вселенная предсказуема, лишена интриги, но удобна.
V6 у нового Superb больше нет, все двигатели — турбочетверки. Самая скромная из них — 1,4 TSI. Моторчик тих, лишен заметного подхвата, но его 150 л.с. и 250 Нм достаточно, чтобы обеспечить полуторатонной машине разгон до 100 км/ч за 9,1 с, а на автобане дотянуть стрелку спидометра до отметки 200 километров в час. При этом тестовая машина была еще и полнопоприводной, а значит, весит больше. Интересно, что в сочетании с полным приводом двигатель 1,4 не стремится при отсутствии нагрузки отключать два цилиндра, что делает характер универсала более ровным. Педаль сцепления мягкая, но в тоже время момент схватывания чувствуешь. Мягко ходит и рычаг коробки передач, без сопротивления и щелчков — с непривычки я сначала даже не мог понять, включилась ли выбранная ступень.Как и все одноклассники, Superb оснащен множеством электронных страхующих систем. Но если активный круиз-контроль неплохо работает даже с МКП, подсказывая, какую передачу выбрать, то система удержания в пределах полосы пока может подруливать исключительно в пологих поворотах.
Ездовые настройки «Суперба» переключаются нажатием одной кнопки. С режимами даже перебор: помимо комфортного и спортивного, есть еще Normal, Eco и Individual. Последний позволяет самостоятельно собирать из имеющихся кубиков характер машины: зажать руль, расслабить амортизаторы, добавить педали акселератора остроты.Между собой нормальный и комфортный режим отличаются полутонами: во втором случае для настроек амортизаторов выбрана комфортная настройка, а для акселератора - экологичная. Разница между «комфортным», «нормальным» и «спортивным» режимом подвески на хорошем асфальте ощущается минимально: во всех вариантах она плотная и не допускает раскачки. Разница между машиной с мотором 1,4 и 2,0 больше: топовый Suberb более склонен к раскачке независимо от режимов шасси. А ведь это версия должна ехать по-другому: она одна из самых мощных (220 л.с.) и динамичных (7,1 с до 100 километров в час).
Машина с турбодизелем оказалась не только шумной, что плохо сочетается с богатой комплектацией Laurin&klement, но еще и вялой. Экологичных дизелей, соответствующих нормам Евро-6, в России, скорее всего, не будет: решено сделать ставку на бензиновые «Супербы». Это при том, что доля дизельных машин у универсала предыдущего поколения была больше. Однако объемы продаж были все равно невелики: 589 Combi за прошлый год, тогда как лифтбеков реализовали больше трех тысяч. Если у двух вариантов нового «Суперба» не окажется различий в линейке моторов, то покупатель будет выбирать между типами багажников. Большие универсалы на российском рынке остались только в премиум-классе. Ford отказался вести в Россию подобную версию Mondeo, Volkswagen не решил, нужен ли ему здесь универсал Passat. По сути, из классических городских универсалов остался только Hyundai i40. А к тому времени, когда Skoda планирует вывести Superb Combi (первый квартал 2016 года), у этой модели может и не оказаться альтернативы.
Универсалу Superb не помешала бы немного приподнятая версия с внедорожным обвесом. Конечно, такая машина будет стоить уже как среднеразмерный кроссовер, но спрос на универсалы повышенной проходимости в России есть. Например, продажи Volvo XC70 в прошлом году росли, да и в этом году она все еще популярна. В «Шкоде» подтвердили, что работают над подобной машиной, но в то же время решение о ее серийном запуске пока не принято.
Евгений БагдасаровФото: автора и компании Skoda