Тест-драйвы, 28 фев 2014, 08:09

Слишком умный. Тест-драйв Nissan Leaf

В третьей и последней части зимнего тест-драйва электрокара Leaf – о том, почему Россия до него не доросла...
Читать в полной версии

Совсем недавно в Nissan сообщили, что, соогласно исследованию компании, около 90% всех купивших электрокар Leaf посоветуют его своим друзьям. Если бы я ездил на этой машине в тех странах, на которые приходится ее большая часть продаж, возможно, тоже бы дал такой совет. Но Россия до Leaf пока не доросла – для него нужно быть слишком умным.

Да, мне очень не нравилось в Leaf то, что его приходилось часто и подолгу заряжать, но не менее волновал и тот факт, что я не мог, как на обычном автомобиле с ДВС в любой момент, когда захочу, нажать на педаль газа «в пол», чтобы испытать удовольствие от хорошего ускорения. Приходилось постоянно думать о том, как бы не израсходовать энергию аккумулятора попусту. Я, словно один из высокоточных приборов машины, постоянно считывал, сравнивал, анализировал. И никаких эмоций, только суровый прагматизм.

Оказываясь за рулем хорошего дорожного спорткара, можно тоже сказать, что чувствуешь себя одной из его частей. Но в спорткаре ты – та деталь, которая управляет. А за рулем Leaf возникает твердое ощущение того, что машина указывает тебе что и как необходимо делать. Нет, я конечно, мог взбунтоваться. И к чему бы это привело? Разве что к вызову эвакуатора.

В общем, получать удовольствие от вождения автомобиля, о чем так любит говорить каждый автопроизводитель, заманивая покупателей в свои шоурумы, я не мог. А ведь это несоответствие ожиданиям потребителя. И судя по всему, это главная причина, по которой Nissan не привозит в Россию Leaf. Но выходит, что 90% покупателей этого электрокара все же получают от него то, на что изначально рассчитывают. И, кстати, в прошлом году продажи Leaf в Европе выросли до 11 120 штук - на 204%. Это самый высокий показатель на рынке электромобилей в регионе. Более того, в январе этого года модель стала самой продаваемой в Норвегии – где, как и у нас, холодные зимы.

 
Но в Северном Заполярье, в окрестностях норвежского города Тромсе, где Nissan Leaf не редкость и где я недавно побывал, водители не простаивают подолгу в пробках, чтобы попасть на работу. Там хорошо развита дорожная и жилая инфраструктура, много частных домов. Проживая в тех краях, вы можете вечером поставить Leaf в свой гараж, подключив его к бытовой розетке, а к утру он заправится на все 100%. Расходы на электричество в этом случае, как известно, будут во много раз ниже, чем на углеводородное топливо. Салон не придется сильно прогревать, что значительно снизит энергопотери. При полном уровне заряда батареи бортовое меню машины Energy Information покажет, что можно проехать где-то 158 километров. С включенным климат-контролем пробег, по расчетам компьютера, сократится до 117 километров. И пусть этот запас хода далек от реального, но 40 км вы точно проедете – именно столько в среднем за день преодолевает на машине европеец. И, что немаловажно, будете ехать в свое удовольствие, время от времени играя педалью «газа».  
В США 93% владельцев электрокаров имеют собственный гараж. В нем они размещают специальные зарядные станции, которые сокращают время зарядки до 4 часов. Дополнительные расходы, связанные с эксплуатацией таких станций, покрываются государством. Вообще, как в США, так и в Европе, правительства активно поддерживают развитие электрокаров: дотируются все статьи расходов для автовладельца, начиная от транспортного налога и заканчивая городской парковкой, а также создание зарядных сетей. Последнее частному инвестору делать без дотаций вообще невыгодно.  
В Великобритании уже установлено около 200 бесплатных станций экспресс-зарядки, что позволяет все увереннее и дальше отъезжать на электрокаре от своего дома. Всего же в Европе таких станций уже 1000 единиц. Ну, а в России зимой, как выяснилось, добраться в загородный коттедж за 100 километров от Москвы на электрокаре – большая проблема. В столичном регионе есть только четыре экспересс-зарядки, все они в самом городе. Из них одна платная, у которой 20 минут подключения обойдется в 200 руб., из-за чего в зимние морозы электрокар лишается фактора экономичности в сравнении с автомобилем с ДВС (за час аккумулятор может зарядиться чуть больше, чем на половину).  
Для полной заправки батареи Leaf от обычной розетки ночью в теплом гараже при 10-процентном остатке заряда потребуется примерно 23 киловатт-часа электроэнергии, посчитали в Revolta. По ночному московскому тарифу при цене 1,16 руб. за кВтч такая заправка обойдется в 27 рублей. Да, и это на 40 км нормального хода.  
В России зарядные сети можно было бы развивать в регионах, где нет высокого дорожного трафика и широко распространен частный жилой сектор, у многих есть гаражи. Но, как говорят в компании Revolta, занимающейся в стране созданием зарядной инфраструктуры, для регионального автолюбителя электрокар с ценой под 1,5 млн руб. (начальная цена Leaf в Великобритании, где он выпускается, за вычетом 5 тыс. фунтов, выделяемых в рамках госстимулирования, составляет 20 990 фунтов - около 1, 25 млн руб.) – слишком дорогое приобретение.  
И даже при том, что по стоимости содержания электромобиль существенно ниже, чем авто с ДВС, такая покупка с экономической точки зрения себя не оправдает. Дмитрий Панов, специально для Autonews.ru