Все козыри лифтбека остались бы малозначимыми, не сохрани Skoda Octavia свое главное преимущество – ценовое. Это по-прежнему одна из самых доступных машин на «фольксвагеновской» платформе MQB...
Читать в полной версии
Новая Skoda Octavia на сотню килограммов легче модели предыдущей генерации. Это самый динамичный хэтчбек в своей ценовой категории (с двигателем 180 л.с.), один из самых просторных в классе и однозначный лидер по объему багажника. Но все бы это осталось малозначимым, не сохрани Octavia главное свое преимущество – ценовое.
Это по-прежнему одна из самых доступных машин на «фольксвагеновской» платформе MQB. А в России цены будут даже ниже среднеевропейских, потому что для Skoda наш рынок очень важен, ну и плюс локализованная сборка на ГАЗе позволяет немного сэкономить на ввозных пошлинах. Все перечисленное почти предопределяет для Skoda Octavia рыночный успех — по всей видимости, прошлогодние 53%, что занимала Octavia среди всех моделей Skoda, будут в нынешнем году перекрыты. Даже несмотря на то, что продажи стартовали только в середине года.
На самом деле, вся эта маркетологическая казуистика обычному потребителю «до лампочки», ему не важны ни доля рынка, ни тем более выбросы СО2. Ему важно видеть, что он получает в пересчете на каждый вложенный рубль. И «шкодовцы» стараются разговаривать с потребителем на понятном ему языке. Даже слоган придумали соответствующий— Simply Clever, что в вольном переводе означает «просто умная». Под «умом» подразумевается способность машины угождать разнообразным прихотям своего владельца: только он подумал «а неплохо бы…», как у Octavia готово решение.
Неплохо бы чем-то счистить лед со стекла… Не вопрос: открываем лючок бензобака и достаем штатный пластиковый скребок. Куда-то выкинуть мелкий мусор тоже не проблема: в дверных карманах есть специальные легкосъемные корзиночки. Положить мобильник так, чтоб не летал по салону и всегда был под рукой — пожалуйста. Вот вам специальный кармашек с крышечкой, а вот вам еще отдельный держатель, вместо подстаканника.
Продолжаем? Автопарковщик, способный поставить Octavia как параллельно тротуару, так и перпендикулярно, охлаждаемый перчаточный ящик с отдельным регулятором температуры, двусторонний коврик багажника – с одной стороны ворсовое покрытие, с другой – резиновое, особая сеточка для багажника, розетка на 220 вольт для задних пассажиров, автоматическое управление дальним светом…
Стоит отметить и мультимедийные возможности. Топовые комплектации оснащаются головным устройством Columbus и немецкой акустикой Canton. Canton – бренд очень известный, и в отличие от каких-нибудь Bang & Olufsen или Mark Levinson занимается не только home audio, но производит и автомобильные аудиокомпоненты. Для Octavia Canton разработал аудиосистему, включающую кроме стандартных фронтальных и тыловых динамиков еще центральный канал и сабвуфер. Саб элегантно вписан в левое крыло багажника, за ним нашлось место и для многоканального усилителя. А CD/DVD-транспорт с двумя слотами для SD-карт (для музыки и навигационных карт) благоразумно спрятали в «бардачок». Есть еще слот для USB-флешки, его не менее благоразумно оставили на центральной консоли.
Первые такты музыки — первое разочарование. Из красивых грилей со знаменитым немецким логотипом льется нечто, даже отдаленно не напоминающее Hi-Fi. На высоких частотах явно слышится избыток искажений, плюс какое-то навязчивое «дзыньканье», как послесловие к каждой верхней ноте. «Серединка» жива и естественна, этого не отнять, но слишком много на себя забирает центральный канал. Пытаюсь найти в настройках регулятор стереобазы — его нет. Басы неубедительные, собственно, настоящих басов вовсе нет, весь воспроизводимый диапазон заканчивается мидбасом, а сабвуфер, даже при максимальном выставленном уровне, едва прослушивается. В целом – очень неровная АЧХ и более-менее приличная звуковая сцена. Попса и «типа, шансон» будут слушаться без проблем, а на что-то боле серьезное замахиваться не стоит. Так что 570 заявленных ватт – коту под хвост. Интересно, кстати, по какой методике эти ватты измерялись.
Columbus – суперсовременный гаджет с 8-дюймовым сенсорным дисплеем разрешением 800х400 и встроенным SSD-диском на 64 ГБ. Он может проигрывать видео, показывать фотографии и, конечно, служить навигатором. В качестве навигационной программы «шкодовцы» использовали специальную версию iGO с картами Navtec – и не прогадали, работает она замечательно! К картам Navtec и раньше претензий было не очень много, а в Поволжье, где проходил тест-драйв новой Octavia, навигатор ориентировался как у себя дома. Спасовал он только в одном месте – при подъезде к острову Свияжск, куда дорогу проложили относительно недавно. Navtec там просто отключил ведение, в отличие от «Яндекса», упорно предлагавшего поехать по еще не открытой дороге! Не знаю даже, что хуже…
Перед экраном Columbus установлен оптический датчик, реагирующий на поднесение пальца и услужливо активирующий дополнительную панель инструментов внизу экрана. Резистивная сенсорная матрица понимает «малтитач», то есть движением двух пальцев, как в смартфоне, можно увеличить или уменьшить масштаб карты. Непонятным осталось только одно: почему переход в ночной режим не увязали с датчиком внешней освещенности. Получается, что при намеренном включении ближнего света днем дисплей «Коламбуса» настойчиво переходит на ночной тип подсветки…
Этот же дисплей служит для вызова меню управления функциями автомобиля. Настраивать можно довольно много параметров – режимы работы стеклоочистителей, автопарковщика, внешнего и внутреннего освещения.
Сюда же запрятали экранную кнопку выключения системы стабилизации. Точнее, системы антипробуксовки, ибо целиком ESP отключить нельзя. Что ж, это современная тенденция. Хорошо, что хотя бы «ручник» оставили чисто механическим, без модного электропривода.
«Ну что ж, господа пассажиры, вы прослушали лекцию о возможностях нашего аэробуса. Теперь со всем этим мы попробуем взлететь…»
Едет новая Octavia образцово. В отношении иных автомобилей такой эпитет — просто фигура речи. А тут каждая буква наливается смыслом: о-б-р-а-з-ц-о-в-о. Безукоризненно, предельно правильно, как по учебнику. «Шкодовцы» скромно называют машину «эталоном в своем классе», что тоже не оригинально, но в это затертое определение начинаешь верить, лишь только коленвал сделал свою первую тысячу оборотов, а колеса проехали первую сотню метров.
В плотном жестковатом кресле ты понимаешь машину до миллиньютонов и долей градуса, все, к чему ты прикасаешься, дает аптекарски отмеренную дозу возвратных реакций. Руль острый (примерно 2,5 оборота), электромоторчик усилителя расположен прямо на рейке. Эта комбинация позволяет чувствовать малейшие отклонения передних колес и легким покачиванием, без намека на перехват, заправлять машину в довольно рискованные повороты.
Переключение передач — блеск! Минимально короткий ход рычага, почти полное отсутствие продольного люфта, безупречная точность в выборе передачи. Этот узел точно достоин быть эталоном в Парижской палате мер и весов, жаль только, что коробки передач там не выставляют… И вот странность: ездил я и на Volkswagen Jetta, и на Golf VII, и на Audi А3. Там такой же механизм, точь-в-точь. Но там эталонность воспринимается отстраненно, как абсолютно должное. Skoda, при всем к ней уважении, таким реноме похвастать не может. Оттого и восторги: новая Octavia превосходит твои ожидания. Фактически под этим именем нам предлагают «седьмой» Golf с удлиненной базой и шикарным багажником. За 2/3 цены от собственно Golf. Думаю, маркетологам «Фольксвагена» для поддержания продаж Jetta и Golf теперь придется прикладывать значительно больше изобретательности.
У меня была возможность поездить на Octavia только с одним мотором – 1,8 TFSI/180 л.с и двумя коробками передач, механической и DSG7. Поэтому все дальнейшее справедливо только для самой мощной версии Octavia. Машины попроще, с более слабыми двигателями, оснащаются иной задней подвеской (поперечная балка вместо «многорычажки»), поэтому и управляться должны чуть иначе.
Сто восемьдесят лошадиных сил обеспечивают вполне спортивную динамику, по энерговооруженности новая Octavia максимально приблизилась к Octavia RS прежнего поколения. Плюс, конечно, совершенно неспортивное удобство управления тягой: турбомотор начисто лишен характерных признаков турбированности, характеристика момента вплотную приблизилась к линейной. Провалы при старте, недостаток тяги на низких оборотах? Забудьте, у вас под капотом современный двигатель EA211 с комбинированным впрыском (две форсунки на цилиндр – одна в камеру сгорания, другая – во впускной коллектор) и изменяемой длиной впускного тракта. Его линейность иногда даже пугает: ты привык к определенной зависимости тяги от оборотов, а тут стереотипы восприятия не срабатывают. Это, опять же, не спортивно: нет явной рабочей зоны, загнав мотор в которую ты можешь наиболее эффективно «пульнуть». Но разве кто-то называл Octavia спорткаром? Нет, оставьте эти ужимки и прыжки грядущей модификации RS, у «гражданской» версии все ровненько и без перчику. Еще бы: коробка DSG и так работает близко к пределу по входному моменту, ее беречь надо (тут смайлик – для тех, кто понимает), поэтому тягу даже искусственно ограничивают.
Управляемость Octavia типично переднеприводная, с недостаточной поворачиваемостью и абсолютной несклонностью к заносам. Насколько легко машина срывается в скольжение передними колесами, настолько же она упрямо сопротивляется срыву задних. Там и многорычажка вносит свою лепту, и система стабилизации реагирует на каждый шорох. При этом та же ESP как будто отключается в сносе, просыпаясь лишь на очень высокой скорости, когда ограничением топлива уже ничего не добьешься и надо избирательно подтормаживать колеса. Знаете, мне нравится такая настройка ESP, она не считает водителя идиотом и не «отрубает газ» в самых безобидных ситуациях. Кроме тех, что связаны с глубоким скольжением задней осью — тут уж система активирует весь свой арсенал.
Комфорт? В меру. Наверное, кому-то подвеска покажется жестковатой, по мне так это просто фактор информирования водителя. Хуже, что на довольно высокой скорости подвеска перестает сопротивляться пологим волнам, и машина начинает раскачиваться с непредсказуемой амплитудой от носа к корме и обратно. Не пугает, но и не ласкает, уж простите.
Да, чуть не забыл: есть тут такой Driver Activity Assistant, который увеличением усилия на руле подсказывает водителю, что надо делать. Сочла электроника, что ты руль не туда крутишь — придется преодолевать дополнительное усилие. Вероятно, в размеренных условиях движения наличие такой системы оправдано, активным же водителям лучше сразу ее отключить. Тем более что алгоритмы распознавания неправильного руления еще очень несовершенны.
Новую Skoda Octavia можно будет купить уже за 589 900 рублей — это машина с мотором 1,2 литра/105 л.с в минимальной комплектации Active. Ну, что значит в минимальной…Без кондиционера, на штампованных колесах. Но почему-то с системой старт-стоп, отключаемой, слава Богу. Хорошая комплектация Ambition, в которой есть и кондиционер, и простенькая «музыка», и боковые подушки безопасности, оценена в 689 900 рублей. И это видится наиболее правильным выбором среди всех Octavia, ибо не Golf, ни Jetta с таким же мотором и в аналогичном оснащении за приведенную сумму не купить. Тем же, кто хочет от машины максимума, предлагается автомобиль 1,8 в комплектации Elegance с DSG за 939 900 рублей. До миллиона – это важно, аналогично «упакованный» Golf с мотором в 140 л.с стоит тысяч на 200 больше, то есть далеко за миллион рублей.
Особняком стоит дизельная 143-сильная модификация с вилкой цен в 924 900 – 984 900 рублей. Думается, она не станет хитом продаж. Дизель наверняка будут выбирать с кузовом универсал, но он, как и полный привод, появится позже, к концу лета. И это будут машины чешской сборки – спрос невелик, локализовывать производство невыгодно.
Сергей Цыганов специально для AutoNews.ru