Сколько мест в X-Class, чем плох рынок СШA и куда делась знаменитая мерседесовская подрулевая «кочерга»
Читать в полной версии
Из-под пола кафе стокгольмского культурного центра Artipelag торчит огромный валун размером с хороший грузовик. Показалось, что это инсталляция для презентации пикапа Mercedes-Benz, но сотрудники галереи пояснили: камень настоящий, а в здании галереи видна лишь его верхняя часть. «Валун был здесь всегда, и мы просто построили здание вокруг него, вписавшись в существующий ландшафт», – объяснил один из них.
О том, что мерседесовцы строят свой первый полноценный пикап на базе Nissan Navara, было известно уже давно. В идее использовать крепкую базу нет ничего нового – вопрос лишь в том, как именно распорядиться основой и как правильно подать готовый продукт своим клиентам. У создателей Artipelag получилась инсталляция в духе современного искусства, немцам же пришлось изобретать совершенно новый автомобиль, оставаясь в рамках надежной, но архаичной платформы. Интрига состояла не только в том, как будет выглядеть первый в истории премиальный пикап, но и в том, будет ли он восприниматься самостоятельным продуктом, на который без стыда можно повесить фирменную звезду. Сделать предстояло совсем не клон существующей машины, как получилось в случае «каблучка» Citan на базе Renault Kangoo.
Зачем вообще премиальный производитель пошел в этот узкий специализированный сегмент? Главным термином презентации, прошедшей в пригороде Стокгольма, стало слово Lifestyle. Пикапы становятся модными, говорят мерседесовцы, а интересы клиентов смещаются – если прежде пикап был рабочим инструментом, то теперь это автомобиль для развлечений и отдыха. И в этой новой роли пикапам уже недостает набора привычных владельцам легковых машин качеств. Помимо проходимости, практичности и функциональности, современный клиент хочет качества отделки, мощности и даже представительности. Mercedes-Benz намерен предложить все это первым. Именно поэтому X-Сlass будет выпускаться только в исполнении Double Cab. «Мы делаем машину для людей и активного отдыха, – говорит один из ключевых технических специалистов проекта Штефан Майер. – А двухместные пикапы пусть останутся рабочими лошадками».
Мерседесовцы подсчитали, что в ближайшие 10 лет сегмент среднеразмерных пикапов во всем мире вырастет на 39% и по объему продаж обгонит рынок полноразмерных пикапов. Рост будет идти, в основном, за счет стран Латинской Америки, включая Мексику и даже Кубу. Далее в списке приоритетных рынков – Европа, Россия, ЮАР и Австралия. Хотя Россию пока можно ставить на одно из последних мест – у нас доля пикапов составляет 0,8% рынка, хотя в Аргентине и Австралии достигает 11,6% и 14,1% соответственно. Тем не менее, даже в России это порядка 10 тыс. машин ежегодно, а с выходом премиального пикапа должно стать еще больше. А вот на США – самый крупный в мире рынок пикапов – мерседесовцы пока не смотрят. «Мониторим сегмент», – говорят немцы, подразумевая, очевидно, что в Штатах средний размер пока не играет значительной роли, а более крупный сегмент полностью закрывают местные производители.
Редкий случай: машины, которые немцы выкатили на сцену Artipelag, оказались ярче и красивее рендеров. Более того, концепты не выглядят слишком уж футуристичными и далекими от конвейера. И эти мерседесовские пикапы очень хороши внешне – как спокойный белый автомобиль в исполнении stylish explorer, так и агрессивный внедорожный powerful adventurer с высоченным клиренсом, вычурными бампером и грузовыми (кстати, вполне серийными) колесами с огромными грунтозацепами. У концептов отличаются зеркала и решения задней части – элегантная, скромная и совершенная корма белого против мощной «сетки» кузова желтого внедорожника. Какое решение пойдет в серию, неизвестно, но самое главное немцам удалось в любом случае – пикап Mercedes-Benz совершенно не похож на донорский Nissan. Разве что форма задней двери выдает японские корни.
Салон – совершенно новый и для марки, и для класса в целом. Такого уровня проработки стиля и качества материалов в этом сегменте действительно не было никогда. Органы управления отделаны алюминием, на панели – шпон дуба, а кресла и дверные панели покрыты отменной кожей и нежным нубуком. Немцы уверяют, что серийный продукт примерно таким и станет – с поправкой на варианты отделки и набор обрудования. Но и с последним все будет хорошо: сенсорные панели и дисплеи высокого разрешения, фирменная система Command и привычный экран в центре передней панели. Набор систем-ассистентов – не хуже, чем у легковых моделей Mercedes-Benz. Кстати, многофункциональной подрулевой «кочерги», традиционной для всех легковых моделей марки, здесь нет – органы управления заимствованы у Nissan, хоть и выглядят по-другому.
Вопросы комфорта будут, очевидно, принципиально важными для покупателей X-Class, и мерседесовцы поясняли, что шасси Nissan Navara имеет для этого достаточный потенциал. Подвеску не просто перенастроят. В отличие от Nissan с его традиционной для пикапов рессорной задней подвеской, у X-Class сзади будет сложная пятирычажка с пружинами, что позволит немцам обеспечить и комфорт, и приличную управляемость. При этом пикап по-прежнему сможет брать на борт тонну груза, то есть, в понимании мерседесовцев, 60 ящиков колы, 4 кубометра дров или 1400 стейков.
Привод – постоянный полный, в наличии понижающая передача и блокировки дифференциалов. Но рынкам типа австралийского с дорожными условиями попроще предложат и заднеприводные машины. От донора немецкий пикап будет отличаться и двигателями, хотя подробности мерседесовцы пока хранят в тайне. Известно лишь, что на машину будут ставить собственные бензиновые и дизельные двигатели V6, которые работают со своими же «автоматами». Более доступные версии укомплектуют 4-цилиндровыми агрегатами Альянса, скорее всего, производства Renault. А вот гибрида не обещают – мол, рынок пикапов таких силовых установок пока не требует.
Будет ли версия AMG? «Мы только в середине проекта, поэтому говорить пока не о чем», – отнекиваются инженеры. Но в кулуарах признаются, что действительно работают над такой машиной, а подробности обещают в следующем году. И раз уж немцы готовы ставить на машину собственные моторы V6, то не исключено, что в исполнении AMG дело дойдет до хорошо известного 4-литрового V8 с двойным наддувом, который на различных машинах развивает от 476 до 571 лошадиной силы. Перенастроить подвеску, тормоза и рулевое управление, как и предложить агрессивный боди-кит, труда не составит.
Производство Mercedes-Benz X-Class до конца 2017 г. наладят на заводах Nissan в Барселоне и аргентинской Кордобе. Второй завод обеспечит внутренний и бразильский рынки, европейское предприятие – все остальные. Среди конкурентов мерседесовцы называют топ-версии Volkswagen Amarok и Ford Ranger, однако немцы подчеркивают, что речь о принципиальном сравнении. Прямых конкурентов у X-Class пока нет. «Когда вы увидите и потрогаете эту машину, то поймете – это настоящий Mercedes-Benz», – улыбается Штефан Майер. Судя по тому, насколько хорошо проработаны концепты, серийный пикап действительно будет стоять на рынке особняком, не выдавая ни архаику базового шасси, ни японские корни машины.
Иван Ананьев
Фото: Niklas Björling / dpa / Global Look Press, Mercedes-Benz
Видео: Mercedes-Benz