Кей-кары, машины-капсулы, трансформеры, беспилотники и другие автомобильные идеи из Японии...
Читать в полной версии
У японцев своеобразная автомобильная культура, и местное мотор-шоу всегда становилось площадкой скорее для локальных, а не мировых премьер. А еще – местом презентации не только прототипов, но и концепций того, какой видят мобильность будущего японские инженеры и дизайнеры. Для человека, привыкшего к обычным европейским и американским машинам, фантазии автомобильных конструкторов Японии всегда казались произведениями из иного мира, но многие их решения так или иначе находили путь в серийное производство. Японцы едят сырую рыбу, ездят и ходят слева, придерживаются строгой корпоративной культуры и имеют странные представления о красоте, но облик современного японского автопрома формирует даже не менталитет, а законодательные ограничения. Например, знаменитые кей-кары, существующие только в Японии, – результат развития и селекции в рамках существующей налоговой и страховой систем. Это четырехместные легковые и грузовые автомобили, укладывающиеся в определенные габариты (длина – 3,4 м, ширина – 1,48 м, высота – 2 м), имеющие двигатель объемом не более 660 куб. см мощностью до 64 л.с. и грузоподъемность до 350 килограммов. Такие транспортные средства облагаются пониженными налогами, страховка на них обходится дешевле, а во многих префектурах при покупке кей-кара не требуется предъявлять документ о наличии парковочного места.
На самом деле увидеть кей-кар в Токио трудно – содержание машины в столице обходится очень дорого, поэтому парк немногих частных автомобилей на улицах состоит в основном из дорогих моделей местного и европейского производства. В провинции при этом кей-каров полно, да и сами жители Токио предпочитают хранить машины за пределами города – в течение рабочей недели они не нужны, а в выходные добраться до автомобиля можно на электричке. Но рынок льготных машин сокращается – недавно правительство увеличило налоги на них ради стимулирования производства глобальных автомобилей и увеличения объемов экспорта, и спрос на кей-кары ожидаемо упал. Впрочем, японцы по-прежнему интересуются компактными и универсальными транспортными средствами, а производители стараются уложить в привычные габариты все больше функциональности и необычных технологий.
Молодое поколение наверняка оценит концепцию автомобиля-гаджета Nissan Teatro for Dayz, который представляет собой площадку для общения и воспроизведения медиа-файлов. Белые панели интерьера – сенсорные экраны, либо поверхности, на которые можно проектором вывести любую управляемую картинку. Электрокар постоянно подключен к интернету и заточен на обмен и воспроизведение контента из Сети. Концепцию общественной гостиной развивает и Suzuki Air Trizer, внешность и концепцию которого японцы отчасти позаимствовали у немцев в период сотрудничества с Volkswagen, переработав идеи на манер кей-кара. В результате получился микровэн, выходящий за льготные рамки, зато имеющий больше функциональности. Кресла складываются, сдвигаются и образуют полукруглый диван, а дисплей на стене вполне может стать экраном домашнего кинотеатра.
Концептуальный Daihatsu Tempo – идея для очень малого бизнеса. Этот трансформер легко превращается в мини-кафе – достаточно лишь поднять боковую створку, открыв прилавок, и включить внешний дисплей-вывеску. Рядом – образец того, каким должен быть транспорт для людей с ограниченными возможностями. Daihatsu Noriori электроприводами распахивает раздвижные боковые двери или огромную заднюю калитку, выдвигает пандусы и трансформирует салон. В машине высотой два метра можно разместить два инвалидных кресла, причем машина, оснащенная пневмоподвеской, способна приседать на остановках, как пассажирский автобус.
Забота о людях с ограниченными возможностями – еще одна важная часть японского менталитета. Технику для инвалидов предлагают и крупные автопроизводители (серийные японские машины для внутреннего рынка оснащаются, например, поворотными и выдвижными креслами), и тюнинговые фирмы, которые дооборудуют стандартные автомобили пандусами и различными техническими устройствами. А такого разнообразия средств личной мобильности для инвалидов не встретить ни на одном другом салоне – на мотор-шоу везут даже экзотические электроколяски с колесами для езды по небольшому бездорожью или способные мгновенно разворачиваться в любом направлении на одном месте.
Впрочем, индивидуальные транспортные средства японцы предлагают не только для инвалидов. С конца 1990-х на каждый салон японцы привозят прототипы машин-капсул, которые берут на борт одного или двух человек и занимают минимум места на дороге. Самая серьезная разработка нынешнего мотор-шоу – Honda Wander Stand. Это прогулочная капсула на двоих, у которой ради экономии места нет ни руля, ни педалей, ни приборов. Информация проектором выводится на ветровое стекло, управлять машиной можно при помощи джойстика, а едет она самостоятельно без участия водителя, причем не только вперед и назад, но боком. Свой вариант для ностальгирующих по кабинероллеру Isetta 1950-х предлагает дизайн-студия Style-d. Двухместная Piana оснащается откидной передней дверью с электроприводом и сменными внешними панелями, а в движение приводится электромотором мощностью 8 кВт (11 л.с.), которого хватает до скорости 75 км в час. На одной зарядке машинка способна проехать 120 километров.
Тем, кому машина требуется лишь для передвижения на короткие расстояния, один из поставщиков Toyota предлагает концепцию Flesby – трехметровый микроавтомобиль на одного с кузовными панелями из мягких полимерных подушек с батареями светодиодов, которые выполняют информационные функции. Форму этих подушек можно менять на ходу для изменения аэродинамики машинки - в наружные панели встроены надувные мешки безопасности для пешеходов.
Двухместный автомобиль-трансформер eXmachina, который в парковочном положении складывается, подтягивая задние колеса к передним – это попытка совместить ездовые свойства обычной машины с компактностью машины-капсулы. Прототип длиной чуть более 2,5 м, оформленный в стиле киношных роботов-трансформеров (японцы обещают и более спокойные внешне варианты), оказался вполне работоспособным, хотя его практичность даже в японских реалиях весьма условна – в сложенном положении он далеко не везде уместится по высоте. Но если eXmachina работает хоть как-то, то капсула CommsConnect Robo – вообще чистой воды фантазия, которую придумал аниме-мультипликатор Седзи Кавамори. Идея превращать одноместную капсулу в двухместную или легкий грузовичок вполне реализуема, но сделать из четырехколесной машины двуногого робота технически едва ли возможно.
Концепция персональных автомобилей-капсул постепенно реализуется в электрических микрокарах типа Nissan New Mobility Concept (японский вариант Renault Twizy) и ему подобных, но развитие технологий автономного вождения открывает новый сегмент персональной мобильности – автоматический каршеринг. Взятые напрокат электрокары после использования смогут автоматически возвращаться на места повышенного спроса или заправочные станции, либо, наоборот, самостоятельно подъезжать к месту вызова, как такси. Такую концепцию предлагает фирма Koito, которая специализируется на изготовлении светотехники и экспериментирует с системами наружной информации для беспилотных автомобилей. Впрочем, до реального применения автопилотов пока не дошли даже японцы, и дело вовсе не в законодательных сложностях. Крупные производители катают по полигонам и улицах городов прототипы машин с целью собрать больше информации о типичных дорожных ситуациях и обучить автопилот системам принятия решений. А концептуальный Nissan IDS учат даже запоминать стиль водителя – как только человек передаст управление машине, она должна ехать точно так же, как если бы водитель оставался за рулем.
Автомобили стремительно обрастают гаджетами, под которыми все глубже скрываются механизмы, а техника, как таковая, перестает быть предметом интереса. Напомнить японцам о том, из чего все-таки сделаны средства передвижения, должен концепт Toyota Kikai – трехместный багги, механизмы и узлы которого выставлены напоказ. Впрочем, для молодых японцев это что-то вроде агрегата в стиле стимпанк, который никогда не будет реализован в металле.
Энергия на экспортВ стране, где нередки природные катаклизмы, понятие автономности остается весьма актуальным не только в смысле беспилотного движения. Представляя новый водородомобиль Honda Clarity Fuel Cell, японцы выставили рядом с машиной Power Exporter – переносной генератор, способный получать электрическую энергию для бытовой сети из топливных ячеек машины. Идея в том, что при отключении магистрального электричества жилье посредством генератора можно подключить к силовой установке водородомобиля, причем полностью заправленный Honda Clarity Fuel Cell сможет обеспечить электричеством небольшой коттедж в течение целой недели. Мощность электрохимического генератора на борту машины – около 100 кВт, а отдача тягового электромотора составляет 130 кВт (177 л.с.) – на 17 кВт больше, чем у прямого конкурента Toyota Mirai.
Иван Ананьев