Своими глазами: какой он, Datsun для России
Корреспондент Autonews.ru увидел, как на АвтоВАЗе собирают первую модель возрожденного бренда Datsun – седан on-DO...
Читать в полной версии
Бу Андерссон
«Если я сегодня скажу рабочим АвтоВАЗа прыгнуть из окна, они прыгнут. А менеджеры – пока нет».
С весны прошлого года это моя третья встреча с группой разработки и внедрения Datsun на российский рынок. Два предыдущих мероприятия, как и это, носили закрытый формат, но проходили в Японии, в инжиниринговых центрах Nissan. И если во время наших предыдущих встреч менеджеры компании больше говорили о стратегии вывода на рынок бренда Datsun и его философии, то сейчас было немало слов о самом продукте – седане, получившем имя on-DO. Автомобиль уже собирается на одном конвейере вместе с Lada Granta и Kalina. Пока идет его опытное производство: происходит отладка оборудования и обучение персонала. Выпуск товарной партии начнется в этом месяце.Как и прежде, сотрудники Nissan не устают повторять, что Datsun будет полностью соответствовать критериям японского качества. Особенно часто акцентировал на этом внимание глобальный директор марки Винсент Кобе. Он и в этот раз с уверенностью заявил, что Nissan принес на российский рынок только свои компетенции и опыт, а все остальное, что необходимо, уже было здесь. «Мы создаем российский продукт, но с японским ДНК», – заключил он.«Мы создаем российский продукт, но с японским ДНК».
Еще прошлым летом в Японии главный разработчик Datsun Мотохиро Мацумура говорил мне, что АвтоВАЗ обладает большой инженерной базой и опытом по части выпуска машин сегмента low-cost. В частности, он высоко отмечал используемую для Datsun вазовскую платформу Granta и Kalina. Также иностранные специалисты неоднократно повторяли, что российские инженеры - очень хорошие профессионалы. Поэтому на стадии запуска проекта Datsun проблем по инженерной части было гораздо меньше, чем в сфере организации производства и контроля качества. Более 90% компонентов, из которых будет собираться on-DO, выпускаются в России. Из основных деталей будут импортироваться только маркировочные шильды, шутят инженеры.Из основных деталей будут импортироваться только маркировочные шильды, шутят инженеры.
Автомобиль был перелицован за счет новой оптики, крыльев, бамперов и прочих навесных деталей. При этом, как уже известно, все базовые агрегаты те же, что и у Lada, но они прошли свою индивидуальную адаптацию и испытания не только в России, но и в Японии. Например, на автомобиль будет устанавливаться 1,6-литровый 8-клапанный 87-сильный двигатель с несколько улучшенными скоростными характеристиками и повышенной экономичностью. Подвеска почти такая же, как на обновленной Kalina, но, опять же, со своими некоторыми конструктивными особенностями. Пятиступенчатая коробка передач с тросовым приводом тоже «ладовская», и, кстати, осталась без изменений. То есть ее качество инженеров полностью устроило. К слову, «автомат» будет предлагаться для второй модели Datsun. Ее выход на рынок запланирован на начало следующего года. Известно, что это будет хэтчбек, но официально данная информация пока не анонсируется.Поставщики металлического листа для кузова остаются прежние вазовские - «Северсталь» и Магнитогорский металлургический комбинат, но более пятидесяти штампов для производства деталей кузова и его сборки, которые полностью осуществляются на ВАЗе, были спроектированы и сделаны в японском инжениринговом центре Zama. Кроме того, по словам разработчиков, очень много внимания было уделено повышению уровня шумоизоляции. В частности, для сокращения шума от колесных арок, которые являются одним из основных источников лишних звуков в салоне, они будут закрываться плотными фетровыми локерами. Для снижения аэродинамических шумов были разработаны зеркала новой формы.«Когда я только сюда пришел, они совсем не улыбались», - говорит Бу Андерссон.
На предприятии внедряется система контроля качества ATW альянса Renault-Nissan: на всех производственных постах идет постоянный мониторинг работы персонала; мастера наблюдают за подчиненными; одна смена контролирует друг другую. Да, это тотальный контроль. По всему заводу расставлены стенды с графиками и таблицами, в которых фиксируется кто, как и что делает, какие ошибки допускает. Красным цветом отмечаются все проблемные места. Судя по данным суточных графиков, их число за два месяца заметно сократилось. Одновременно с этим вырабатывается система уровней карьерного роста для персонала – один из главных мотивационных факторов в подобной схеме. «Посмотрите на людей. Они умеют хорошо работать. И сейчас им нравится этим заниматься. Когда я только сюда пришел, они совсем не улыбались», – говорит Андерссон, показывая на рабочих у конвейера. Не вижу я на их лицах радости от работы и сейчас. Наверное, это связано с присутствием первого лица компании.«В покрасочном цеху согласно стандарту ATW, теперь на одного мастера приходится не более 30 подчиненных. Ранее эта цифра достигала 60. С новыми требованиями у мастера появилось время для полноценного контроля», – говорит мне инженер цеха. «А сколько краски уходит на покраску одного седана Datsun?» – спрашиваю я. «В среднем около 3,9 килограмма, - отвечает инженер. – Но мы сейчас работаем над снижением этого объема». Уточняю: «Что, слой краски будет становиться меньше?» – «Нет. Сейчас красится полностью весь автомобиль - вместе с внутренней частью. Но посмотрите на современные иномарки, они изнутри таким количеством краски, как у нас, не покрываются, в этом нет необходимости».
«С поставщиками всегда есть проблемы. Важно установить с ними хорошие отношения».
«Хорошо, свое качество вы проконтролируете, а поставщиков?» – спрашиваю у ответственного за инжиниринг машин Datsun с российской стороны Максима Саржина. «Согласно стандартам альянса Renault-Nissan, мы контролируем компоненты в процессе их производства, а не когда они уже произведены. Последний вариант это старый советский метод с использованием штампа ОТК. Сейчас он для нас не совсем приемлем», – рассказывает инженер.«Насколько известно, у АвтоВАЗа есть проблемы с поставщиками, и даже при производстве Lada Largus на конвейере B0», - говорю я сидящему рядом Бу Андерссону. «С поставщиками всегда есть проблемы, - парирует он. – В половине случаев они исходят от нас, в половине от них. Важно установить с ними хорошие отношения. Именно такую задачу я поставил четырем своим лучшим топ-менеджерам, каждый из которых работает с пулом из трех ключевых производителей наших компонентов». – «Но вы же добиваетесь от них для себя снижения стоимости и увеличения отсрочки по выплатам на 30 дней». – «Мы разослали нашим поставщикам эти просьбы. Некоторые согласились, а некоторые нет. Но только первая из них обеспечивает нам экономию в 5 миллиардов рублей». – «Конечно, ведь то, что вы предлагаете поставщикам, осложняет их жизнь». – «Да, но мы работаем с большими объемами. А потом, я все-таки смотрю, как люди реагируют на мои требования». – «У вас есть поставщики с низкой рентабельностью?» – «Возможно, есть. Но, если потребуется, мы пойдем им навстречу».