Новости,
20 июл 2005, 10:02
Безопасных "народных" автомобилей в России не будет
Производители упорно не хотят оснащать свои автомобили современными средствами безопасности, утверждая, что этого не хотят сами покупатели
Читать в полной версии
Практически каждый день на улицах Москвы происходят аварии, фатально заканчивающиеся для участников ДТП. Москвичи уже давно привыкли к видам искореженных Лад и дешевых иномарок, к сотням погибших людей. По статистике ГАИ, в 2004 году в России было зарегистрировано более 208 тыс. дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибли 34,5 тыс. человек, ранения получили более 250 тыс. человек. При этом число раненых увеличилось за год на 12,7%. По мнению специалистов, множества смертей удалось бы избежать, если бы автомобили были оснащены современными системами безопасности, такими как ABS и подушки безопасности.Разработка средств безопасности водителей и пассажиров за рубежом – это целая индустрия с многомиллиардными бюджетами. В Европе с октября 2003 года действуют правила по безопасности легковых автомобилей ЕЭК ООН (№94, №95), по которым машины должны быть оснащены определенным набором средств, обеспечивающим безопасность водителя и пассажиров при фронтальном ударе в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч и боковом ударе. Десятки государственных, межгосударственных и общественных организаций постоянно проводят проверки безопасности машин, устанавливая все более жесткие нормы.В России же только в конце прошлого года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) направила предложение в Минтранс об обязательном оснащении отечественных легковых автомобилей средствами пассивной безопасности. По словам руководителя Ространснадзора Александра Нерадько, есть необходимость в принятии правил, по которым все легковые автомобили в обязательном порядке должны оборудоваться антиюзовыми тормозными системами (ABS) и подушками безопасности. По оценке ведомства, эта мера позволит сократить количество погибших и пострадавших в автомобильных авариях на 20%.В Минпромэнерго к подготовке специального технического регламента "О безопасности автотранспортных средств" планируют приступить лишь в третьем квартале 2006 года. Обычно подготовка подобного регламента занимает полгода-год, как минимум. Затем, если к регламенту никто не предъявил претензий (что является практически фантастикой), должно пройти еще полгода до момента его вступления в силу. Таким образом, в лучшем случае обязательное оборудование ABS автомобилей российского производства может начаться не ранее конца 2008 года. Пока же в России обязательны только ремни безопасности. Подушки, ABS и прочие средства остаются в нашей стране невостребованными. Спустя ровно неделю после предложений A.Нерадько представители "АВТОВАЗа" заявили о готовности к введению новых законодательных требований к пассивной безопасности автомобилей. По словам представителей компании, совместно с зарубежными партнерами якобы уже разработаны удерживающие и антиблокировочные системы (ABS) для автомобилей Lada. На европейский же рынок АВТОВАЗ гонит автомобили полностью отвечающие нормам ЕЭК ООН, а недавно начал "бить" свои новые модели на крэш-тестах на стандартам EuroNCAP – последняя модель завода, "Калина", показала, по заверениям автовазовцев, очень хорошие результаты. И если раньше Лады умудрялись вписываться в европейские нормы и без подушек безопасности, то с III квартала этого года на экспорт пойдут уже "десятки" с подушками безопасности водителя. В то же время представители автозавода отметили, что пока запрет на эксплуатацию в России автомобилей без подушек безопасности и ABS не введен, наличие в автомобилях таких опций в нашей стране определяется исключительно покупательским спросом. Правда, есть в России один автомобиль, который оснащается производителем ABS в добровольном порядке – это "ГАЗель", оборудованная для использования в качестве маршрутного такси. При этом, микроавтобус с ABS даже не подорожал – на ОАО "ГАЗ" так устали от обвинений в адрес предприятия в изготовлении "маршруток-убийц", что взяли все расходы насебя.Интересно, что не только национальные производители грешат тем, что не оснащают свои автомобили ABS. На территории России есть два "иностранца" - Ford и Renault, которые производят современные автомобили. При этом, и для Ford Focus II, и для Renault Logan ABS заказать можно. Но – за дополнительную плату. Для Focus II, производство которого в России стартовало чуть ли не одновременно с зарубежными заводами, доплата составляет 400 долларов. А Renault предлагает "пакет безопасности", который включается в себя ABS, систему распределения тормозных усилий EBV, пассажирскую подушку безопасности и два задних подголовника стоимостью 670 долларов. Причем для базовой версии Authentique с 1,4-литровым двигателем этот пакет вообще нельзя заказать!Как сообщила Autonews.ru пресс-секретарь ЗАО "Форд Мотор Компании" Екатерина Кулиненко, при формировании предложения на второе поколение Ford Focus были учтены пожелания клиентов, которые были недовольны тем, что ABS являлась стандартной опцией в Focus первого поколения в комплектации Ghia, т.к. это вело к удорожанию автомобиля. "Мы идем за рынком, - отметила Е.Кулиненко. – "К сожалению, пока не все российские покупатели считают наличие на автомобиле ABS необходимой опцией". Все производители соглашаются с тем, что ABS или подушки безопасности являются очень эффективными средствами спасения жизни и здоровья. Правда, оснащение автомобиля ABS увеличит его стоимость минимум на 300 долларов, а двумя подушками безопасности – еще на 600 долларов. Таким образом, стоимость автомобиля вырастет практически на 1.000 долларов. А наш покупатель, всю жизнь проездивший на "Жигулях" и "Волгах" готов экономить на всем, лишь бы получить автомобиль подешевле.Между тем, год назад Всероссийский союз автостраховщиков выступил с инициативойповысить коэффициент ОСАГО для автомобилей, не оборудованных современными средствами пассивной и активной безопасности, и понизить для тех машин, которые ими оборудованы. Свою позицию страховщики объясняют тем, что по статистике подушки безопасности примерно вдвое снижают смертность и инвалидность при ДТП. Однако, учитывая то, что российский автопарк сегодня в большинстве своем — отечественные машины и старые иномарки, в которых такие подушки отсутствуют, инициатива всерьез рассмотрена не была. Кроме того, эксперты подчеркивают, что если это предложение будет принято, оно ударит по карману подавляющего большинства российских автовладельцев.
Алексей Лаврухин, Антон Максимов