Новости,
30 дек 2004, 12:30
RBC daily: Фрадков спасет российские грузовики
-----
Читать в полной версии
На днях руководители предприятий грузового автопрома России и Белоруссии обратились с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову. Компании ОАО "КамАЗ", РУП "МАЗ", АМО "ЗИЛ", ОАО "РусПромАвто", ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", ОАО "Автодизель", УП "ММЗ", СП ЗАО "МАЗ-МАН", ЗАО "ЦК МФПГ "БелРусАвто" решили обратить внимание российского руководителя на необходимость создания благоприятных условий для развития производства грузовых автомобилей. Основным условием называется повышение импортных пошлин как на подержанные, так и на новые грузовики, ввозимые на территорию Таможенного союза России и Белоруссии. Дело в том, что пошлинная политика обеих стран в этой сфере уже не актуальна, так как рыночная ситуация сильно изменилась, что привело к значительному росту импорта старых грузовиков, особенно в Белоруссии. Ожидается, что если меры по тарифной защите внутреннего рынка будут приняты, то они создадут необходимые условия для стабильного развития грузового автопрома обеих стран. При этом в Минпромэнерго обещают, что основная просьба автопроизводителей – радикально повысить ввозные пошлины на подержанные грузовики – почти наверняка будет выполнена. Российские и белорусские производители предлагают правительству прежде всего сделать импорт подержанных грузовиков – основных конкурентов их продукции по ценам – невыгодным делом. Суть предложений заключается в том, чтобы привести пошлинную политику в соответствие с международной практикой. Точнее, установить на постоянной основе таможенную пошлину на ввозимые грузовики, бывшие в эксплуатации, в размере 50%, но не менее 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Кроме того, по мнению авторов письма премьеру, следует изменить критерий отнесения транспортного средства к категории подержанных. Такими должны признаваться автомобили, с момента производства которых прошел 1 год и более, а не 3 года и более, как это принято сейчас. Примечательно, что автопроизводители решили подстраховаться и не ограничиваться только регулированием импорта подержанных автомобилей. Они предложили российскому правительству еще ряд мер, согласно которым предлагается довести таможенные пошлины на новые грузовики до 22% – уровня стран Евросоюза. Кроме того, стимулом для производства грузовых автомобилей, по мнению представителей автопрома, станет запрещение легальных способов обхода уплаты таможенных пошлин и налогов при импорте. Имеется в виду режим так называемого "временного ввоза" транспортных средств, при котором таможенные платежи вообще не взимаются. Вместе с тем вопрос об изменении пошлинной политики в отношении импорта подержанных грузовиков остается самым принципиальным. В компании "АСМ-Холдинг", специализирующейся на анализе российского автомобильного рынка, не считают сегодняшнюю ситуацию с импортом подержанных грузовиков в Россию критичной, но отмечают, что логика представителей грузового автопрома вполне понятна. "На сегодняшний день причины, по которым следовало бы ужесточать пошлинный режим в отношении подержанных грузовиков, явно не просматриваются. Так, в 2004 г. производство отечественных грузовых автомобилей увеличится по сравнению с прошлым годом на 4-5%. С другой стороны, этот результат мог бы быть и лучше, – комментирует RBC daily происходящее Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга". – Поэтому целью обращения автопроизводителей к Михаилу Фрадкову является не преодоление уже возникшей критической ситуации, виной возникновения которой стал большой объем импорта подержанных грузовиков. Смысл данной инициативы – обеспечение защиты рынка в будущем. Производители грузовиков просто хотят обеспечить себе стабильную работу в перспективе, и за это их осуждать нельзя". Впрочем, есть еще одна трактовка того, почему автопроизводители обратились со своим предложением именно сейчас. Как рассказали RBC daily в одной из российских компаний, составлявших письмо Михаилу Фрадкову, изначально идея об ужесточении пошлинного режима была подана белорусской стороной. Дело в том, что в этой стране в отличие от России ситуация с ввозом старых грузовиков уже сейчас очень остра. Машины возрастом более 3 лет более конкурентоспособны по ценам и сильно загрязняют окружающую среду, что также немаловажно. Поскольку Россия и Белоруссия намерены завершить создание Таможенного союза, российские автопроизводители просто присоединились к этой идее. Если меры тарифной защиты внутреннего рынка в результате будут приняты (решение об этом может быть принято уже в конце зимы), то они создадут минимально необходимые условия для стабильного развития грузового автопрома обеих стран и привлечения в отрасль инвестиций, в том числе из дальнего зарубежья. В ведомстве Виктора Христенко обещают, что, по крайней мере, основной вопрос – об изменении пошлинной политики в отношении импорта подержанных грузовиков – будет решен положительно. "В Минпромэнерго уже ознакомлены с предложениями производителей грузовиков об изменении пошлинной политики. Решения по ним будут разработаны в ближайшее время. Какими они будут – говорить пока преждевременно, но пошлинный режим для ввозимых подержанных грузовых автомобилей наверняка будет изменен", – сообщили RBC daily в пресс-службе Минпромэнерго.