Глава направления систем автономного вождения Nissan Стюарт Каллегари - об автопилотах в России
Читать в полной версии
В 2017 г. серийный Nissan Qashqai получит систему автономного движения ProPilot. Корреспондент Autonews.ru узнал у главы отдела разработки автопилотов Стюарта Каллегари, какие технологии будут доступны в ближайшие годы, когда система сможет заменить человека и готовы ли инженеры Nissan довериться автопилоту на российских дорогах.
- Представители Nissan уже неоднократно заявляли, что компания планирует начать продажу автомобилей с полностью автономной системой управления к 2020 году. Что в понимании Nissan значит «автономное управление»?
- Мы работаем над тремя ступенями автономного вождения. Первый из них – это система ProPilot 1.0, которая уже в следующем году будет представлена на модели Qashqai. Эта так называемая «однополосная» технология - она помогает при движении на шоссе и в пробках, система может автоматически контролировать дистанцию до впереди идущего автомобиля, может замедляться при заторах и ускоряться, когда поток автомобилей снова начнет двигаться. ProPilot 2.0 - это «многополосная» версия системы, которая уже будет способна автоматически менять полосу движения и совершать обгоны. Третья ступень ProPilot 3.0 будет способна ездить в городских условиях и даже пересекать перекрестки.
- То есть ProPilot 1.0 не может заменить человека?
- Нет, это все-таки система помощи водителю. Человек по-прежнему участвует в управлении автомобилем, но может не испытывать стресс, находясь в пробке. Кроме того, система поможет в целом улучшить движение, сократить количество столкновений, которые зачастую происходят по невнимательности или из-за усталости водителя.
- Должны ли автомобили с автопилотом копировать поведение реальных водителей?
- Я считаю, что нет. Мы все очень разные, каждый водитель индивидуален, а система должна ориентироваться на стандартное вождение. Если машина будет копировать поведение неадекватного водителя, то это сведет на нет значимые плюсы автопилотирования. Возьмем, например, движение в центре Парижа – здесь многие ведут себя за рулем агрессивно, вклиниваются в полосу. Цель автопилотирования – обеспечить постоянный поток транспорта, пусть он будет не очень быстрым, но постоянным и безопасным. Я по-прежнему верю, что водитель сам хочет управлять автомобилем, а автопилот нужен нам в напряженных ситуациях, в пробках или на магистралях, когда люди не хотят быть вовлечены в вождение. Я не могу углубляться в детали, но в будущем системы будут понимать, как потребитель ими пользуется, значит, смогут адаптироваться к конкретному водителю исходя из его привычек. Но я не верю, что система должна подстраиваться под поведение.
- Какие меры должны быть приняты на законодательном уровне для развития беспилотников?
- Я считаю, что законы точно не должны диктоваться автопроизводителями. На мой взгляд, уже многие страны и правительства вовлечены в этот процесс. Например, разрешаются тесты и это самый главный плюс для компаний. Еще важно, чтобы потребитель мог попробовать разные системы автопилотирования. Когда на дорогах станет больше машин с функциями автопилота, мы сможем увидеть выгоду и достоинства этих систем. Это повлечет за собой активное формирование нового законодательства. Кроме того, мегаполисы не могут продолжать строить все новые и новые дороги или закрыть города от транспорта. Автономное управление должно поспособствовать решению этих проблем. Я уверен, что концепция Nissan Intelligent driving скоро будет менять мир.
- Nissan подписал контракт с NASA на пять лет. Каких результатов компании хотят добиться за этот срок?
- Я не могу рассекречивать наши планы. Мы давно сотрудничаем с NASA и, например, использовали их данные ранее, чтобы создать сиденья zero gravity (сиденья, обеспечивающие индивидуальный уровень поддержки каждой части тела - прим. редактора), представленные на X-Trail и Qashqai. NASA необходимы масштабные шаги в развитии технологий, но я не имею права раскрывать секреты. Nissan постоянно работает над развитием взаимовыгодных партнерских отношений. Например, недавно мы подписали соглашение с Microsoft, цель которого - подключение автомобилей к сетевым сервисам и информационным сетям.
- Какие новые технологии автопилотирования будут доступны в ближайшее время на серийных автомобилях?
- Будут доступны некоторые элементы. Например, будут развиваться технологии помощи при парковке, и это должно привести к тому, что автомобиль скоро станет парковаться сам. Кроме того, автомобили будут все больше и больше связаны между собой – водители смогут общаться в пробках. В любом случае, развитие технологий автопилотирования и их появление в машинах будет зависеть от нужд потребителя.
- Это означает, что скоро мы сможем в ближайшее время заказать эти элементы в качестве опции?
- Возможно.
- Считается, что массовое появление автопилотов приведет к снижению аварийности на дорогах. Тем не менее, современная электроника не способна различить выбоины на трассе или, например, открытый люк. Как система может измениться в будущем?
- Система ProPilot 1.0 , которую мы представим на модели Qashqai, сфокусирована на вождении на автомагистралях, а на них, как правило, все хорошо с покрытием. Если говорить об использовании автопилота в городских условиях, то необходима система высшего уровня, у которой больше требований к данным GPS, к деталям и особенностям окружающей среды. В такой системе должно быть больше коммуникации между автомобилями. Я верю, что через время автомобили с автопилотом действительно станут более чувствительными.
- Машины с автопилотом уже не раз были замечены в ДТП. Вам не кажется, что люди пока относятся к автопилоту с некоторой опаской?
- У машины с автопилотом есть очевидное преимущество в плане безопасности. Вот, например, моему отцу 65 лет, и когда он целый день присматривает за детьми, то очень устает. До своего дома ему ехать около 60 километров. Он вынужден вести машину сонным и уставшим. Для него очень актуальна система автопилота, ведь она осведомляет водителя о том, что происходит на дороге и может помочь безопасно добраться до дома.
- Нужны ли автопилотируемому автомобилю опознавательные знаки?
- На данный момент опознавательные знаки не нужны, потому что водитель контролирует ситуацию и он ответственен за происходящее. Возможно, это потребуется при переходе к тотальному автономному вождению. Для каких-то компаний это актуально, но мы в Nissan считаем, что водитель все равно должен быть вовлечен в управление автомобилем. Лично я убежден, что людям нравится самим водить машину. Кстати, своего рода идентификация есть у нашего концепта IDS. Возможно, специальные знаки будут обязательным требованием законодательства, и именно оно будет диктовать автопроизводителям, что следует, а что не следует делать.
- Должен ли автопилот будущего подавать сигналы другим участникам движения и пешеходам?
- Конечно, в этом есть смысл, это важная коммуникация. Любой участник движения чувствует себя более комфортно, когда знает, что будет происходить. Наш концепт IDS как раз об этом. Он оснащается светодиодной полосой вдоль кузова – это своего рода подсказки для соседей по потоку, также у него есть световое табло, на которое выводятся информационные фразы или пиктограммы для пешеходов.
- Можете ли вы себя представить за рулем автопилота в России?
- Думаю, да. Правда, что касается автономного управления, то все камеры, радары, датчики очень зависимы от погодных условий. Например, в тумане или при сильном ливне, когда недостаточная видимость и нам некомфортно ехать быстро, мы начинаем вести машину медленнее. То есть тогда, когда я бы с удовольствием перешел в режим автономного управления, автопилот просто откажется работать, потому что у него недостаточно данных. Может на следующих ступенях развития автопилота, когда системе будет доступен суперточный сигнал GPS, когда будет налажена коммуникация между автомобилями и система сможет определять точное местоположение машины, технология станет способнее. Но она все равно будет зависеть от погодных условий. В этом мы похожи. Автопилоту в плохих погодных условиях некомфортно, как и человеку.
- Понимаю, что вы не можете рассекретить данные, но опишите, пожалуйста, идеальный автопилот будущего.
- У компании Nissan уже есть представление об идеальном автопилоте будущего – это IDS. Мы в Nissan считаем, что люди любят ездить на машине, поэтому мы не хотим заставить наших клиентов не делать этого – это ключевой момент. Наоборот, мы стремимся к тому, чтобы люди наслаждались вождением как можно больше. И IDS – это как раз хороший пример того, как это сделать.
Фото и видео: Nissan