Статьи,
04 авг 2016, 12:53
35 лошадей и 1,5 миллиона долларов. Один век ЗИЛа в цифрах
Старейшему российскому автозаводу в этом году исполнилось сто лет...
Читать в полной версии
В августе 1916 года состоялся торжественный молебен в честь закладки завода Автомобильного московского общества (АМО), на котором планировали выпускать по лицензии итальянские грузовики FIAT 15 Ter. После революции предприятие было достроено, расширено, сменило несколько названий – завод АМО им. П. Ферреро», 1-й ГАЗ, Завод имени Сталина (ЗИС) и наконец, ЗИЛ – в честь легендарного директора завода Ивана Лихачева.
Помимо грузовиков и правительственных лимузинов в разное время завод выпускал автобусы, военные вездеходы и даже танки. В 2013 году конвейер предприятия, находящегося в глубоком кризисе, встал. На месте снесенных заводских корпусов возвели Ледовый дворец, а в бывшем здании заводоуправления разместился Музей хоккейной славы. Тем не менее, часть ЗИЛа дожила до юбилея – в корпусе шестого механосборочного цеха теперь расположена частная компания МСЦ6 АМОЗИЛ, которая занимается обслуживанием, реставрацией и мелкосерийным производством правительственных лимузинов.
Двигатель грузовика АМО Ф-15 - первой модели завода - развивал всего 35 л.с., но при этом позволял перевозить полторы тонны груза и обеспечивал максимальную скорость 50 км в час. Машина представляла улучшенный вариант FIAT 15 Ter и стала первым грузовым автомобилем в СССР: стартовые 10 экземпляров красного цвета приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября 1924 года. Полукустарное производство модели продолжалось на московском заводе до 1931 года, каждый Ф-15 обходился во внушительную сумму.
В первой половине 30-х завод под руководством нового директора Ивана Лихачева был дважды реконструирован: площади увеличены, построены новые цеха и конвейер. Теперь он назывался в честь И. Сталина и был способен выпускать до 100 тысяч автомобилей в год. Лицензионный грузовик Autocar-5S (АМО-3) превратился трехтонку ЗИС-5, первую по-настоящему массовую модель завода: в сутки с конвейера сходили 60 машин. Всего до 1948 года ЗИС сделал более полумиллиона грузовиков, после чего их выпускали на Урале вплоть до середины 60-х годов.
Помимо выпуска грузовиков, завод занялся разработкой «советского бьюика» – большого семиместного представительского лимузина. Оснастка для производства кузова машины была заказана у известной американской фирмы Budd и стоила 1,5 миллиона долларов – почти три миллиона рублей по курсу того времени. По словам автомобильного историка Льва Шугурова, представители ЗИСа купили кузовные штампы для перспективной модели Buick, не пошедшей в производство в США. ЗИС-101 с 8-цилиндровым мотором объемом 5,8 л был запущен в производство в 1936 году и на тот момент стал самым роскошным автомобилем в СССР. Он возил не только чиновников, но также использовался в качестве такси и даже кареты скорой помощи.
В 1939 году молодые инженеры из КБ экспериментального цеха ЗИС по собственной инициативе разработали и построили открытый спортивный родстер на базе ЗИС-101. Внешность машины была выполнена по эскизам дизайнера Валентина Росткова. Восьмицилиндровый двигатель был форсирован до 141 л. с., а в подвеске появились стабилизаторы поперечной устойчивости. В теории, ЗИС-101А-Спорт должен был разгоняться до 180 км/ч, но в реальности во время официальных замеров родстер достиг только 162,4 км в час. Тем не менее, этого хватило, чтобы установить всесоюзный рекорд. Единственный экземпляр машины до наших дней не дожил, но в 2012 году реставрационная мастерская «Молотов-Гараж» сделала реплику спорткара.
В 1948 году на базе нового правительственного лимузина ЗИС-110 начался выпуск бронированных машин для высшего руководства СССР, прежде всего для Сталина. Они носили индекс 115 или 110с и внешне практически не отличались от серийной модели – бронекапсула, выдерживающая попадания из огнестрельного оружия, была спрятана под кузовными панелями. Спецмашину можно было опознать по шинам большего диаметра и более выпуклым колпакам, закрывавшим усиленные ступицы, и третьей противотуманной фаре. Масса бронеавтомобиля превышала 4,3 тонны, одна только дверь весила 300 кг, а стекла толщиной 75 мм поднимались с помощью гидравлических домкратов. Мотор увеличенной мощности позволял модели разгоняться до 100 км в час.
В начале 60-х группа зиловских конструкторов в инициативном порядке разработала автобус малого класса на шасси лимузина ЗИЛ-111. Авторы идеи планировали загрузить новой машиной цеха, занимавшиеся штучными правительственными заказами. Сильными сторонами нового автобуса, рассчитанного на 17 человек, были лимузинный комфорт, мощный двигатель V8 c автоматической коробкой передач и элегантный кузов с панорамным остеклением. ЗИЛ-118 произвел впечатление за рубежом: на международной автобусной выставке в Ницце он получил 9 наград – рекордное количество в истории автопрома СССР. Для рентабельности проекта ЗИЛ должен был выпускать 2000 автобусов в год, но в реальности все ограничилось мелкосерийным производством.
Вездеходы для армии ЗИЛ выпускал с 1930-х, но самым необычным стал комплекс «Синяя Птица», разработанный для поиска и спасения приземлившихся космонавтов. Конструктор Виталий Грачев в середине 70-х сконструировал плавающий шестиколесный вездеход с алюминиевой рамой и стеклопластиковым кузовом. У него была полностью независимая подвеска и впечатляющий клиренс в 590 миллиметров. Вездеход существовал в двух вариантах: ЗИЛ-49061 оснащался пассажирским отсеком с кондиционером, медицинским оборудованием и запасом провизии, а грузовой ЗИЛ-4906 перевозил шнекоход, способный добраться туда, где застрянет колесная машина. Для того, чтобы автомобили были максимально заметны, их красили в яркий синий цвет: отсюда и название – «Синяя птица».
Грузовик нового поколения ЗИЛ-130 с бензиновым мотором V8 и грузоподъемностью пять тонн был разработан в начале 60-х, а его полномасштабное производство началось в 1964 году, после очередной реконструкции завода. Автомобиль пережил несколько модернизаций, например, в 1977 году его грузоподъемность увеличили до 6 тонн, а массу буксируемого прицепа - до 8 тонн. Он выпускался во множестве вариантов и стал самой массовой моделью московского предприятия – до конца 1994 года было изготовлено 3 388 312 штук. После этого выпуск машины был перенесен в Новоуральск и продолжался до начала 2000-х.
Новый правительственный лимузин ЗИЛ-114 с угловатым кузовом начали производить в 1971 году, и вплоть до двухтысячных завод выпускал его модернизированные версии. С 1986 года в производство пошла модель 41047 с немного измененным дизайном и сдвоенными прямоугольными фарами. В длину этот семиместный лимузин достигал 6339 мм и на момент своего создания был самым длинными серийным легковым автомобилем. И самым тяжелым – снаряженная масса достигала 3,5 тонн. Двигатель V8 объемом 7,7 л развивал 315 л.с., но разгон до «сотни» занимал долгие 13 секунд. За 16 лет производства было выпущено всего полторы сотни ЗИЛ-41047.
В 2007 году Министерство обороны заключило с Заводом имени Лихачева контракт на разработку новых парадных кабриолетов. Открытый автомобиль получил индекс 40441 и мотор V8 с электронным впрыском и увеличенной до 350 л.с. мощностью. Шестиступенчатая американская АКП Allison специально разрабатывалась для легковых ЗИЛов. Бампера и светотехнику изготовила фирма Cardi, а довольно громоздкий складной верх заказали у некой немецкой фирмы. Изготовленные ЗИЛом кабриолеты военную приемку не прошли. Одну из машин позже выкупил Виктор Янукович, на тот момент президент Украины. Всего было изготовлено 4 кабриолета ЗИЛ-40441, пятую машину МСЦ6 АМОЗИЛ планирует представить на Московском автосалоне в августе.
Евгений Багдасаров
Фото: autowp.ru, antosheffski