Обменом водительских удостоверений займутся МФЦ, а документы на машину будут храниться на серверах...
Читать в полной версии
Выдачей и обменом водительских удостоверений с ноября займутся многофункциональные центры госуслуг (МФЦ). Сами права, как и документы на автомобиль, а также страховые полисы могут стать полностью электронными. Страховую историю привяжут к водителю, штрафовать и брать плату за пользование дорогами и парковками будут автоматически. Современные сетевые технологии могут облегчить жизнь автомобилистов или ввести для них новые ограничения, не заставляя водителей заниматься бумажной волокитой и разбираться в вопросах оплаты услуг.
Права без ГИБДД
Министерство экономики и развития предложило правительству передать услугу получения и обмена водительских удостоверений в многофункциональные центры госуслуг (МФЦ). Таким образом чиновники хотят разгрузить отделения ГИБДД, забрав у полицейских некоторые бюрократические процедуры. Функция приема экзаменов по-прежнему останется у ГИБДД, но менять права после окончания срока действия или получать дубликат «корочки» взамен утерянной вполне можно в МФЦ, которые, как правило, расположены более удобно и хорошо оснащены. Также МФЦ получат функции оформления международных водительских удостоверений. Если идея найдет поддержку в высших эшелонах власти, получить права в МФЦ можно будет уже начиная с 1 ноября 2016 года.
Электронные права
Первый зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак выступил с инициативой ввести электронные водительские права, которые сделают необязательным наличие у водителя привычного удостоверения, сообщает агентство
«Москва». Технически, пояснил чиновник, к этому все готово, а для введения электронной системы достаточно того, чтобы ГИБДД приняло соответствующие внутренние распоряжения. Брячак отметил, что специально форсировать этот процесс смысла нет: «Само развитие приведет к тому, что в ближайшее время мы придем к такому нововведению, и это будет удобно». Чиновник добавил, что электронные права уже вводятся в Великобритании и США.
Электронный паспорт транспортного средства
Правительство одобрило систему электронных автопаспортов, которая заработает в России и странах Евразийского экономического союза через год. Привычные бумажные ПТС заменит электронная система, в которой будут храниться сведения об автомобилях и их владельцах. Процесс перехода на электронный документооборот продлится два года, на протяжении которых ГИБДД продолжит параллельное оформление бумажных ПТС. Выдавать привычные документы покупателям автомобилей продолжат до июля 2017 года. Новая система облегчит процесс контроля истории автомобиля и затруднит возможности подделки документов. Единым администратором системы станет компания «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростехнологии».
Присвоение регистрационных знаков
Закон о регистрации транспортных средств, который уже прошел в Госдуме первое чтение, предполагает переход от выдачи номерных знаков к их присвоению. ГИБДД перестанет заниматься изготовлением и выдачей табличек, а будет лишь присваивать номера при регистрации автомобиля и выдавать водителю только свидетельство о регистрации. Кроме того, нововведение позволит организовать официальную продажу номеров и выставлять самые «красивые» комбинации на аукционы. Сами таблички автовладельцы будут изготавливать за свой счет в специализированных мастерских.
Дилеры будут ставить машины на учет
Тот же закон официально разрешит дилерам ставить автомобили на учет в ГИБДД, представляя интересы клиента. Сейчас продавцы автомобилей выполняют такую услугу либо по нотариальной доверенности, либо пользуясь серыми схемами или реализуя автомобили уже с номерами. Закон пропишет участие дилера в регистрационных действиях и обяжет его проводить полную предпродажную подготовку и оснащение транспортного средства. При этом весь документооборот между дилером и ГИБДД будет вестись в электронном виде.
Электронные полисы ОСАГО
Банк России намерен обязать всех страховщиков с 1 января 2017 г. запустить сервис по оформлению полисов ОСАГО в электронном виде. Инициатива, как отметили представители регулятора, направлена на повышение доступности и качества предоставления услуги ОСАГО, поскольку электронный полис можно приобрести в любое время и в любом месте. Система электронных продаж на рынке ОСАГО была запущена в середине 2015 г., но на данный момент является добровольной, а не обязательной, поэтому услугу предлагают не более четверти российских страховщиков. Компании, которые со следующего года не будут предлагать электронный полис, оштрафуют или лишат лицензии.
Бонус-малус для водителя
Уже со следующего года страховщики будут привязывать коэффициент бонус-малус (КБМ), от которого непосредственно зависит стоимость полиса ОСАГО, к истории водителя, а не автомобиля. Электронная система учета позволит водителям сохранять свой КБМ при замене автомобиля или после долгого перерыва в вождении. Кроме того, в базе данных РСА вся история по каждому водителю и его автомобилям будет сведена к единому знаменателю. Если в течение последнего года у автовладельца не было аварий, для него будет выбран самый щадящий коэффициент. Если же аварии были, водителю присвоят самый высокий из его КБМ. По расчетам РСА, реформа принесет более выгодные КБМ примерно 20% водителей. Будет упрощена и система расчета КБМ для юридических лиц, которым будет присваиваться средний по парку коэффициент. Это сделает бессмысленной частую смену автомобилей для парков с высокой долей аварийных машин.
Запрет на госуслуги для должников
Минюст намерен лишить допуска к экзаменам на водительские права тех, кто имеет долги по штрафам, налогам и алиментам, а также не выполняющих решения суда. Информация о таких людях должна содержаться в банке данных должников, который ведет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Отказ в допуске к экзаменам станет лишь частью санкций – законопроект предполагает целый список госуслуг, доступ к которым власти намерены запретить должникам. Кроме того, МВД предложило запретить должникам регистрировать транспортные средства и прицепы. Тем, кто не хочет платить штрафы, позволят воспользоваться лишь жизненно важными услугами, например, получить паспорт.
Лишение прав за три нарушения
Единая база данных позволит сотрудникам ГИБДД отбирать права за неоднократные нарушения ПДД. В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий лишение прав на срок от одного года до полутора лет в случае трех серьезных нарушений за год. Лишение будет грозить тем, кто допустил превышение скорости на величину более 40 км/ч, пересечение железнодорожных путей вне переезда, проезд на красный сигнал светофора, невыполнение требования уступить дорогу, разворот, поворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, выезд на встречную полосу и непредоставление преимущества в движении пешеходам. Исключение составляют только нарушения ПДД, зафиксированные дорожными камерами: под лишение прав и штраф попадают лишь случаи, запротоколированные сотрудниками ГИБДД. Кроме того, в правительстве обсуждается возможность возврата бальной системы нарушений, которая в нынешнем виде уже не потребует использования временных разрешений, в которые инспекторы вписывали штрафные баллы.
Плата за проезд
Существующая система камер, распознающих номера автомобилей, позволяет с минимальными вложениями организовать систему взимания платы за въезд в отдельные зоны города без установки шлагбаумов и других блокирующих устройств. Камеры фиксируют проезжающие машины, а центр обработки данных автоматически списывает со счета автомобилиста сумму оплаты за проезд. Платный въезд можно ввести зонально, на отдельных объектах дорожной инфраструктуры или даже по периметру целого города. Таким же образом можно организовать оплату парковки или выплату штрафов за нарушения, не заставляя автомобилиста самостоятельно оформлять платежи.
Иван АнаньевФото: РБК, Lori.ru, Hyundaipressoffice.co.uk