Министерство внутренних дел и страховщики выступают за усиление контроля за операторами техосмотра...
Читать в полной версии
Министерство внутренних дел предложило усилить надзор за операторами техосмотра, передав его государству – Федеральной службе по аккредитации. В настоящее время этими функциями занимается Российский союз страховщиков (РСА). По мнению МВД, отсутствие должного контроля ведет к недобросовестной конкуренции между операторами техосмотра, массовой фальсификации диагностических карт и негативно влияет на безопасность, передает
«Коммерсантъ». Аварий, связанных с техническими неисправностями транспортных средств, стало больше, и особенно это касается мотоциклов и легковых автомобилей. За последние четыре года количество погибших в таких дорожно-транспортных происшествиях выросло на 256 человек (+91%), а количество раненных – на 2 282 человека (на 156%). В основном ДТП происходили из-за неисправности тормозной системы, внешних световых приборов, рулевого управления, ходовой части и шин.
Что предлагает МВДМВД, реагируя на «негативное развитие ситуации», предлагает передать права аккредитации операторов техосмотра от РСА к Федеральной службе по аккредитации. Росаккредитация, по мнению авторов поправок, опубликованных на федеральном портале
проектов нормативно-правовых актов, наделена «достаточными полномочиями» по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ведомство может проводить плановые и внеплановые проверки «с обязательным участием в них МВД России».
Кто сейчас контролирует техосмотрВ 2012 г. ГИБДД лишили функций проведения техосмотра и доверили его коммерческим организациям, контроль за которыми поручили Российскому союзу автостраховщиков. Талон ТО был заменен диагностической картой, без которой стало невозможным получить полис ОСАГО.
Таким образом правительство планировало избавиться от коррупции и очередей. Игроки рынка признают, что после того, как техосмотр перестал быть государственным, пройти его стало легче. Кроме того, значительно снизилась коррупционная составляющая, хотя и не исчезла полностью. «По сути, появился маленький бизнес. Раньше нужно было заключать договор с МВД с арендой территории – сейчас можно просто открыть пункт технического осмотра (ПТО), заключить договор с РСА и работать. Причем, количество пунктов не ограничено», – отметил представитель компании РЕСО-Гарантия Никита Ситников. Российский союз автостраховщиков дает аккредитацию, исходя из представленных компанией документов, подтверждающих наличие оборудования, помещения достаточной площади и экспертов. В отдельных случаях представители РСА выезжают на ПТО для проверки. Получивший аккредитацию оператор заносится в реестр и получает пароль для внесение информации в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).
Насколько эффективен контроль за операторами ТОПоддельные диагностические карты в настоящее время являются серьезной проблемой – по данным Союза организаций технических экспертов «Техэксперт», на начало 2016 г. более 80% автомобилистов не проходили реальную процедуру техосмотра. Не все автовладельцы проходят техосмотр своевременно в том случае, когда срок действия диагностической карты истек до окончания действия полиса ОСАГО.
РСА проверяет операторов только в том случае, если имеются жалобы – за прошлый год их поступило в Союз свыше шестисот, больше половины – от простых граждан. Сотрудники РСА отчитались о 269 документарных и 144 выездных проверках по 160 адресам. У 203 операторов (290 ПТО) аккредитацию приостановили, а у пяти – аннулировали. В РСА признают, что не обладают правами, которые позволили бы навести порядок в отношении ТО. Возможности Союза в надзоре за операторами ограничены проверкой требований аккредитации и правил проведения техосмотра. Реестр операторов ТО и контроль за информационной системой все еще находятся в компетенции МВД. По словам члена правления Союза Николая Галушина, если бы это произошло, РСА мог бы исключать недобросовестных операторов из реестра, «воздействовать на них и повышать, пусть и за счет кнута, качество работы».
Изменит ли ситуацию инициатива МВДСами страховщики выступают за усиление контроля, но при этом скептически относятся как к инициативе МВД, так и к приводимой ведомством статистике. Через несколько дней после прохождения техосмотра автомобиль может быть неисправен, так как передвигается по российским дорогам, на которых может произойти все. А установить, стало ли отсутствие надлежащего техосмотра причиной аварии, без дорогостоящей экспертизы невозможно.
«Просто смена одного органа аккредитации на другой не повысит безопасность. Кто сегодня больше всех заинтересован в снижении количества дорожно-транспортных происшествий? Страховщики – потому что они за это платят деньги. Меньше ДТП – больше выручка. Кроме того, в РСА уже сложился обученный коллектив, и он понимает, что делать. Зачем увеличивать государственные расходы и раздувать штат Росаккредитации? Пусть бизнес себя регулирует», – пояснил корреспонденту Autonews.ru заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов.
Что предлагают страховщикиВ РСА, в свою очередь, предлагают создать единый профессиональный союз операторов технического осмотра с обязательным членством вместо существующих 60 объединений. Деятельность участников будет регулироваться внутренними профессиональными правилами. В профессиональный кодекс можно будет достаточно оперативно вносить изменения, тогда как на принятие законопроектов требуется значительное время. Кроме того, Российский союз автостраховщиков хочет получить контроль над единой автоматизированной информационной системой технического осмотра (ЕАИСТО). Сейчас она находится под присмотром МВД и, по словам страховщиков, до сих пор работает в тестовом режиме, а потому недостаточно безопасна. Отмечены случаи воровства паролей операторов с помощью фишинговых атак, что позволяет злоумышленникам добавлять поддельные сертификаты в систему.
Снизить количество ДТП, возникших из-за неисправности автомобиля, РСА предлагает с помощью права регресса – страхователь без действующей диагностической карты возмещает убытки сам. Сейчас такое правило действует в отношении такси, автобусов и грузовиков.
Что будет с ценами на техосмотрВ настоящее время каждый регион устанавливает максимальную предельную стоимость прохождения ТО. В Москве она, например, составляет 720 руб., в Дагестане – 304 руб., в Тюмени – 293 рубля. Недобросовестные операторы демпингуют и работают по минимальным расценкам, поэтому при сложившейся в сфере техосмотра ситуации страховщикам невыгодно проводить диагностику автомобиля. «Установленные цены практически не окупают содержание самого пункта оборудования, оплату услуг экспертов. Наши граждане не горят желанием ехать на пункт технического смотра, и многие просто разоряются. Если вы сейчас заедете к дилеру или на крупный сервис для того, чтобы сделать диагностику узлов и агрегатов, с вас возьмут не менее 1800 рублей. Вот и вся разница», – рассказал Сергей Ефремов. По данным союза «Техэксперт», более тысячи операторов, имеющих высокотехнологичную производственно-техническую базу и прошедших тщательный конкурсный отбор, еще до начала действия Федерального закона о техосмотре прекратили свое существование.
Евгений БагдасаровФото: Lori.ru