Статьи,
14 апр 2016, 14:26
Краш-тест за миллионы: как «ЭРА-ГЛОНАСС» остановила суперкары
Российская система экстренного реагирования оказалась слишком дорогой для производителей роскошных машин...
Читать в полной версии
Российская система экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» оказалась слишком дорогой для производителей роскошных седанов и суперкаров. Люксовые марки жалуются на дорогую процедуру сертификации новых машин с системой экстренного реагирования и хотят послаблений. В настоящее время технический регламент Таможенного союза предписывает оснащать все новые автомобили, впервые проходящие сертификацию, системой «ЭРА-ГЛОНАСС» – в случае ДТП она оперативно передаст сигнал о помощи, координаты машины и характер происшествия экстренным службам. В случае неполадок водитель может вызвать помощь самостоятельно – первый такой случай был зафиксирован в Подмосковье в феврале: автомобилисту преградило дорогу упавшее дерево, а мобильный телефон не работал. По данным федерального сетевого оператора «НП ГЛОНАСС», такими системами оснащаются почти три десятка моделей, среди которых Lada Vesta, автомобили марок Jaguar, Land Rover, Bentley, Changan, DongFeng, Haima, BAIC, а также легкие коммерческие автомобили Mercedes-Benz, Ford и Iveco, автобусы ПАЗ, ЛиАЗ и MAN.Устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» должно не только иметь соответствующий сертификат от одной из специализированных лабораторий, но и доказать работоспособность в случае аварии – для этого оснащенный им автомобиль проходит фронтальный и боковой краш-тесты, а с 2017 г. обязательным станет еще и тест на опрокидывание. Подобные испытания и могут стать серьезной преградой для люксовых брендов. По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году продажи таких машин выросли, но всего их было продано около тысячи. Больше половины пришлось на седаны Mercedes-Maybach (692 единицы), Rolls-Royce продал 143 машины, а Bentley – 208, Maserati – 77, Ferrari – 20, Lamborghini – 19, а Aston Martin – всего три автомобиля.Компания Volkswagen Group Rus официально опровергла слухи о возможном уходе с российского рынка бренда Bentley. Более того, системой «ЭРА-ГЛОНАСС» уже оснащен новый внедорожник Bentayga. Однако в VW подчеркнули, что в будущем могут возникнуть некоторые трудности с выполнением требований по сертификации других моделей Bentley.
«Во-первых, возможности сертификационного органа ограничены – сейчас действует только одна лаборатория, осуществляющая сертификационные тесты, поэтому в будущем задержки в сертификационном процессе весьма вероятны. Во-вторых, стоимость разработки системы, ее внедрения в производство и самой сертификации каждой модели чрезвычайно высока. Как следствие, продажи тех моделей, которые реализуются малыми партиями, могут перестать быть рентабельными, что может повлечь за собой уход некоторых моделей с рынка», – говорится в официальном обращении немецкого концерна. Это заявление выглядит противоречивым. Дело в том, что автомобили британского производителя не входят в область применения правил ЕЭК ООН № 94 и 95: их полная масса больше 2,5 тонн, а у Bentayga сиденье водителя расположено выше 700 мм над уровнем дороги. Таким образом, люксовые седаны, большие внедорожники и кроссоверы освобождены от сертификационных краш-тестов и могут обойтись более простой системой вызова с тревожной кнопкой. Bentayga получила систему экстренного реагирования по большей части из имиджевых соображений. Причем, ее протестировали и на опрокидывание, но на стенде и без разрушения самой машины. Штучным суперкарам полной массой менее 2,5 тонн придется проходить сертификацию по полному циклу. С самими устройствами и их сертификацией проблем возникнуть не должно: в Европе разрабатывают аналогичную спутниковую систему eCall, а большинство люксовых марок входят в состав мультибрендовых концернов, поэтому переставить терминал экстренного реагирования с массовой модели на более дорогую несложно. «Для дорогих и спортивных автомобилей никто не выпускает датчики и системы, выточенные из золота. Это массовый продукт, который адаптируется под конкретный автомобиль. Все эти блоки и детекторы выпускаются миллионными тиражами, вопрос в их настройке, которая, конечно, потребует времени», – рассказал корреспонденту Autonews.ru заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин.
Что касается краш-тестов, то во ФГУП НАМИ предлагают сэкономить, объединив сертификационные испытания с испытаниями «ЭРА-ГЛОНАСС». О введении новых требований было известно еще в январе 2013 года. «Мы сразу предложили автопроизводителям совместить краш-тест на пассивную безопасность и на проверку системы «ЭРА-ГЛОНАСС», чтобы не попасть на двойные траты. В рамках испытаний мы можем выпустить два протокола: один на международный рынок, второй – для Таможенного союза. Однако иностранные компании предпочитают проходить сертификацию в Европе и сами создали себе двойную работу», – отметил Загарин. Иностранные автопроизводители, в свою очередь, предлагают упростить сертификацию по аналогии с европейской системой eCall, которая предоставляет исключение для моделей, реализуемых малыми партиями. В январе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам проработать этот вопрос. По информации газеты
«КоммерсантЪ», в правительстве его восприняли негативно: в случае послаблений для ввозимых малыми партиями автомобилей в Россию могут попасть транспортные средства без современных систем безопасности. «В российском автопарке около 44 млн автомобилей, а в год продается 1 млн новых машин. Если мы действительно заботимся о безопасности людей, то важно задуматься над возможностью внедрения этой системы на уже существующий парк. Необходимо сделать исключение для малых серий автомобилей, чтобы не потерять многообразие рынка и не потерять налоговые и таможенные поступления в бюджет», – такое мнение высказал операционный директор направления Luxury Automotive компании «Авилон» Вагиф Бикулов.Он считает, что негативная позиция правительства основана на опыте действующего законодательста. Сейчас импортер распродает 150 автомобилей, а затем получает новый сертификат на следующие полторы сотни машин. Однако в рамках существующего Техрегламента эту лазейку исключат, установив лимит на ввоз малой партии машин без права повторного получения ОТТС.Бикулов отметил, что производители автомобилей в люксовом сегменте поддерживают внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС», а проблемой является процедура омологации в рамках нового Техрегламента.
«Зачем разбивать автомобиль, если сегодня технологии позволяют проверить работоспособность системы без разрушительных испытаний? Особенно для автомобилей малых серий. Важно допустить использование декларирования соответствия с применением собственных доказательств вместо обязательной сертификации третьей стороной по схеме 2С. На сегодняшний день технические возможности производителя позволяют протестировать систему экстренного реагирования без необходимости реального краш-теста», – рассказал Бикулов. Сложности с сертификацией новых машин в России продолжают возникать. Представитель автомобильной компании, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что выдача ОТТС для одной из новых иностранных моделей затянулась из-за того, что на фотографии салона машины в европейском сертификате не было кнопки «ЭРА-ГЛОНАСС». В настоящее время в России невозможно получить ОТТС на новый автомобиль без системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Однако если речь идет, например, о новом двигателе для существующей модели, то ранее выданный сертификат можно расширить. Срок его действия составляет три года, однако автопроизводителей смущает требование техрегламента об оснащении с 1 января 2017 г. системой экстренного реагирования всех транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории стран Таможенного союза. На текущий момент неизвестно, будут ли действовать старые ОТТС. Кроме того, игроки рынка опасаются коллапса, которой произойдет в НАМИ при новой сертификации автомобилей.
Евгений БагдасаровФото: IIHS, nis-glonass.ru, glonassunion.ruВидео: GLONASS Union