Land Cruiser 200 весь в пыли подлетает к финишу ралли-рейда – и это почти такая же Toyota, которая ездит по обычным дорогам…
Читать в полной версии
Land Cruiser 200 весь в пыли подлетает к финишу, усталый француз Николя Жибон вытирает мокрые от пота руки – он победил. И пусть гонщику достанется куда меньше славы, чем триумфатору абсолютного зачета, но для знатоков ралли-рейдов его успех едва ли не более весом, ведь победил Жибон в серийном зачете Production. Его Land Cruiser – практически такая же Toyota, которая ездит по обычным дорогам. И вот уже три года подряд в серийной категории нет равных машинам из Тойота-сити. Более того, из 111 экипажей, вышедших на старт ралли-рейда, 42 машины были внедорожниками Toyota. Чем объясняется такая популярность японской марки среди участников «Дакара»?
Ралли-марафон «Дакар» – это не столько битва заводских команд с многомиллионными бюджетами на автомобилях-прототипах, имеющих мало общего с серийной техникой. «Дакар» всегда был, есть и будет, прежде всего, грандиозным собранием влюбленных в приключения мужчин и женщин, для которых главное – проверить себя в невыносимых условиях, преодолеть все трудности и финишировать. У них нет армии механиков, передвижного склада запасных частей и нескольких автомобилей поддержки. Да и их машины куда ближе к серийным, ведь выступают частники в основном в категории Production, где большая часть переделок автомобиля сводится к обеспечению безопасности пилота и штурмана: каркас безопасности, система пожаротушения, спортивные ремни и кресла.
Одним из самых сложных этапов на «Дакаре» является одиннадцатый спецучасток. Он проходит в немыслимо жаркой провинции Сантьяго-дель-Эстеро. Среднесуточная температура здесь, в окрестностях небольшого городка Терма-де Рио Хондо, где финишировал этап, часто поднимается до 40 градусов по Цельсию. В моторном отсеке Land Cruiser становилось так жарко, что дотронувшись до любой детали, можно было получить ожог. Но несмотря на то, что к финишу радиаторы внедорожников забились грязью, машины преодолели отрезок без каких-либо проблем – двигатели работали в штатном режиме.
Конечно, мотор готовят для жизни в пустыне: устанавливают дополнительные вентиляторы и более мощные воздушные фильтры, а в подвеске появляются спортивные однотрубные амортизаторы с выносным резервуаром, способные держать удар, но в целом это все та же машина, которую можно купить у любого дилера.
Серийным остается кузов, подвеска, двигатель, коробка передач и дифференциалы. Поэтому успех зависит от надежности и пригодности для тяжелых условии базового автомобиля. В пелотоне внедорожников серийной категории можно встретить и экзотические машины вроде «Нивы» или давно снятого с производства Hummer, но основу составляют Toyota: FJ Cruiser, большие Land Cruser разных поколений, Prado и Hilux всех мастей.
Причем такая ситуация наблюдается уже последние двадцать лет и была характерна и для африканского «Дакара», и для южноамериканского. Причина кроется в изначально очень прочной конструкции Toyota Land Cruiser: рама, неразрезной задний мост, турбодизель V8, проверенная временем полноприводная трансмиссия. Сейчас на рынке фактически не предлагаются автомобили с таким же набором характеристик. Раньше с Land Cruiser соперничали и другие японские модели, но после того, как большинство из них превратились из настоящих внедорожников по сути в гигантские кроссоверы, им больше нечего делать на «Дакаре».
Не стал исключением и этот год. Грандиозная популярность марки среди участников позволяла Toyota получать победу за победой, даже не обращая на «Дакар» столь пристального внимания, как на другие гоночные серии. Но с приходом на пост президента преданного фаната автоспорта и гонщика-любителя Акио Тойоды все изменилось. Сейчас в Тойота-сити особенно относятся к автоспорту, и «Дакар» не стал исключением.
В этом году марафон прошел уже в 37-й раз. Стартовала гонка 2 января в столице Аргентины Буэнос-Айресе, прошла по территории Бразилии и финишировала в аргентинском Росарио. Всего дистанция гонки насчитывала 9 237 км, которые предстояло пройти сначала по пампасам Аргентины, затем перевалить через Анды, где высота порой достигала 4500 м, спуститься на каменистое боливийское плато, чтобы затем вновь преодолеть горы и окунуться в пески. Организаторы подобрали маршрут таким образом, чтобы каждый день был сложнее предыдущего, а наиболее значимые пустынные спецучастки пришлись на конец дистанции. Дополнительные трудности участникам доставили продолжительные дожди, превратившие, казалось бы, простые трассы стартовых дней ралли в грязевое месиво, с которым справились далеко не все.
Фаворитом в классе Production являлась Team Toyota Auto Body, которая вывела на старт два практически стандартных Land Cruiser 200, один из которых впервые с 1995 года пилотировал действующий сотрудник компании Toyota Акира Миура. Лидером команды и претендентом на победу был экипаж Николя Жибона и его штурмана Жана-Пьера Гарсена. Всю гонку они боролись за победу с экипажами Сирейжоль/Бегуан и Сейдан/Делоней, которые тоже управляли Toyota, так что вопрос об автомобиле победителе в зачете Production даже не стоял. Примечательно, что само подразделение Toyota Auto Body отвечает в компании за разработку и производство больших внедорожников, таких как Land Cruiser 200 и Land Cruiser 70, и различных минивэнов и коммерческих фургонов, из которых в России продаются Alphard и Hiace.
У гоночного Land Cruiser 200 под капотом находится точно такой же дизельный V8 объемом 4,5 л, который устанавливается и на серийные внедорожники. На гоночной машине он агрегатируется с 5-ступенчатой «механикой». Так как основой для гоночного Land Cruiser 200 послужила модель до рестайлинга, то мощность ее V8 даже ниже, чем у текущей серийной машины – 245 против 249 лошадиных сил. Однако крутящий момент выше – 726 против 650 ньютон-метров. Уступает раллийная машина и в размерности диском и резины – 285/70 R17 против 285/60 R18. Связано это с тем, что на бездорожье высота профиля резины куда важнее внешней красоты. Зато у гоночного Land Cruiser 200 кованые диски – они гораздо прочнее литых.
Помимо успеха Toyota Auto Body в классе Production в топовой категории Super Production под флагами полузаводской команды GAZOO Racing SA последние годы за самые высокие места борются пилоты на прототипах Hilux V8.
В прошлом году именно пилот тойотовского пикапа Язид аль-Раджи большую часть гонки был единственным конкурентом победившего в итоге катарца Нассера аль-Аттийя. К сожалению, молодому арабу не хватило опыта – он не уберег свой пикап и вынужден был сойти. В этом году Hilux вновь продемонстрировал свою силу и привез южноафриканца Жинеля де Вильерса на третье место в общем зачете. Причем после того, как Жинель пересел в 2012 году за руль Toyota, он ни разу не опускался ниже четвертого места: южноафриканец дважды был вторым (2012 и 2015 гг.), дважды третьим (2013 и 2016 гг.) и один раз четвертым (2014 год). Дополнил успешное выступление де Вильерса еще один пилот из команды GAZOO Racing - Лерой Поултер, ставший на финише пятым. Что касается аль-Раджи, то для него нынешний «Дакар» сложился не столь удачно – он финишировал за пределами дясятки лучших на одиннадцатом месте.
Более того, в классе прототипов Superproduction повторилась та же ситуация, что и в серийном зачете Production –Hilux V8 стал одной из самых популярных моделей. Сменил MINI Countryman ALL4 на Toyota и единственный российский экипаж на «Дакаре» - Владимир Васильев и Константин Жильцов. Несмотря на то, что конкуренция в этом году была как никогда сильна, трасса – особенно убойна, а сами ребята неоднократно ошибались, подбирая не те настройки подвески, Hilux привез россиян на восьмое место в абсолютном зачете. И это при том, что Васильев травмировал руку за три этапа до финиша марафона и доезжал «Дакар» на обезболивающих.
«Оказаться в топ-10 по итогам ралли-марафона – это всегда приятно. Занять в такой сильной компании восьмое место – очень хороший результат. Понятно, что хотелось бы выступить лучше. К сожалению, не сложились несколько дней. Более того, этот «Дакар» был более раллийным, чем ралли-рейдовым. Свою силу мы показали в песках Фьямбалы. Я получил удовольствие от езды там. Если бы были три-четыре таких дня в гонке – результат был бы иным. Сейчас надо отдохнуть день-два, на большее нет особо времени. Дел полно, необходимо готовиться к следующим гонкам, у команды много работы», – прокомментировал
итоги гонки Константин Жильцов.
Многоопытный штурман не зря упомянул другие гонки, к которым предстоит готовиться, ведь сезон для Владимира и Константина только начинается – последние годы россияне регулярно сражаются в за Кубок мира по ралли-рейдам. Более того, Васильев уже выигрывал Кубок и становился в его зачете вторым. Так что у Toyota как никогда высоки шансы добавить в копилку достижений и этот трофей.
Популярность Toyota среди участников «Дакара» объясняется сочетанием высокой скорости машин и их надежности. В этом году 28 из 67 финишировавших экипажей управляли различными Toyota. Таким образом 41,8% всех внедорожников на финише составили «Тойоты». Для сравнения в прошлом году до финиша добрались те же 67 машин, но Toyota среди них было всего 22, что составило 32,8%. Еще одна важная цифра, позволяющая понять причину популярности Toyota – процент добравшихся до финиша пилотов на машинах японской компании составляет 66,6%, а для автомобилей других марок он равен 56%.
Естественно,
Тойода-сан остался доволен выступлением пилотов Toyota: «В этом году мы увидели великолепное выступление пилотов команды GAZOO Racing SA, которые доказали, что могут бороться на самом высоком уровне. Я невероятно горд третьей подряд победе коллектива Team Land Cruiser Toyota Auto Body в категории Production. Мои поздравления победившему экипажу Николя Жибона и Жан-Пьера Гарсена. Land Cruiser выиграл несмотря на то, что был обездвижен в первой половине гонки и смог завершить один из этапов на буксире за Land Cruiser экипажа под номеро 342. Лишь работа механиков до зари позволила экипажу будущих победителей продолжить гонку».
Антон Ширяев, специально для Autonews.ru