Статьи,
29 янв 2016, 13:13
Defender для королевы: чем запомнился внедорожник за 68 лет
С конвейера завода в Солихалле сошел последний Land Rover Defender – один из самых легендарных внедорожников...
Читать в полной версии
В пятницу, 29 января, с конвейера завода в Солихалле сошел последний Land Rover Defender. Таким образом, завершилась 68-летняя история легендарного внедорожника. Британский производитель в последнее время неоднократно заявлял о намерении снять «ветерана» с производства: сначала выпуск собирались прекращать в декабре 2015 года, потом дату перенесли на 2017-й. Низкие продажи не позволяли вложиться в серьезную реконструкцию машины. Подушку безопасности Defender так и не получил, и с каждым годом он все менее соответствовал жестким европейским нормам экологии и безопасности. У идеи сохранения производства легенды оставалось все меньше сторонников. Два года назад представители британского ателье Kahn Design через портал change.org стали собирать подписи за сохранение Defender, но их инициативу поддержали менее 400 человек. За 68 лет было выпущено более двух миллионов классических Defender, но модель запомнят еще и благодаря множеству необычных модификаций.
Center Steer
У первого прототипа Land Rover руль находился посередине. В 1947 году инженер компании Rover Морис Уилкс задумал создать аналог американского армейского «Виллиса», на котором он разъезжал по своему поместью. Новый автомобиль предназначался для фермеров, поэтому он задумывался как помесь внедорожника и трактора. Ближе к серийному производству от центрального расположения руля отказались, но ударились в другую крайность – руль слишком сильно сдвинули к двери, чтобы усадить на переднем ряду троих. Эта характерная особенность сохранилась на Defender до самого окончания производства, и многие владельцы жаловались на синяки на локтях и тесноту за рулем.
Tickford Station Wagon
Land Rover I-Series, производство которого стартовало в 1948 году, был продуктом послевоенной экономии и, по сути, являлся сельскохозяйственным агрегатом с валом отбора мощности для различного оборудования. Кузов выполнялся из алюминиево-магниевого сплава, использовавшегося ранее для военных самолетов - стальной прокат в то время был в дефиците. Первая попытка облагородить внедорожник с матерчатым верхом, не имевший даже наружных дверных ручек, была предпринята уже в следующем году. На шасси автомобиля установили закрытый кузов ателье Tickford со старомодным деревянным каркасом, запаску на капоте прикрыли колпаком, а в салоне установили отопитель салона. «Люксовый» вариант оказался слишком тяжелым и дорогим, но спустя три десятилетия компания снова вернется к идее комфортабельного внедорожника и выпустит Range Rover.
Royal Ceremonial Vehicle
Еще одна роскошная версия Land Rover была специально для британских королевских особ. Одна из машин входила в кортеж королевы Елизаветы и принца Филиппа и участвовала в их шестимесячном путешествии по Британскому Содружеству в 1953-1954 годах. Открытый автомобиль был выкрашен в традиционный для королевских лимузинов бордовый цвет «кларет», а на передних крыльях располагались специальные синие габариты. Включенный синий сигнализировал о том, что в машине находится королевская особа – она стояла в задней части кузова, держась за поручень, и приветствовала подданных. С тех пор Land Rover продолжает поставлять подобные открытые автомобили для королевской семьи.
Roadless 109 Forest Rover
На базе классических внедорожников Land Rover строились специальные машины, порой существовавшие всего в нескольких экземплярах. Например, вездеход от компании Roadless Traction, созданный для Комиссии по делам лесного хозяйства, недовольной проходимостью обычных Land Rover. Forest Rover отличали гигантские тракторные колеса и мосты Studebaker. Передняя колея для лучшей маневренности была сделана шире задней, но машина все равно оказалась тяжелой в управлении. К тому же и расход топлива был чрезмерным. Тем не менее, «Лесной» изготовили в 20 экземплярах. Еще один вездеход был создан фирмой Cuthbertson&Sons – шотландцы заменили колеса на гусеничные тележки. Проходимость на мягком грунте выросла, однако маневренность такой машины оставляла желать лучшего.
Forward Control
С начала 1960-х компания выпускала грузовички Forward Control с кабиной над двигателем - своеобразные аналоги ульяновских «Буханок» и «Головастиков», выпуск которых начался позже. Машины отличались увеличенной грузоподъемностью и стали базой для различной спецтехники, в том числе пожарных машин. А для военных нужд в начале 1970-х был разработан еще один бескапотник – One Tonne. Он оснащался упрощенной угловатой кабиной и постоянным полным приводом с вакуумной блокировкой межосевого дифференциала. Мотор V8 объемом 3,5 л позволял перевозить 105-миллиметровую гаубицу L118 и тонну боеприпасов в кузове.
Pink Panther
Внедорожники Land Rover поступали и на вооружение различных армий, а на их базе даже создавались броневики. Британский производитель выпускал специальную авиадесантную версию Lightweight со сниженной массой и другим оперением. Но самый известный военный Land Rover – «Розовая пантера». Он был так назван из-за специфического камуфляжа, пригодного для условий пустыни. В 1969 году «пантеры» состояли на вооружении Специальной воздушной службы (Special Air Service, SAS), британского спецназа, и участвовали в локальном конфликте в Омане. Для разведки и патрулирования их оснастили увеличенными топливными баками, двумя пулеметами, дымовыми гранатометами. А на передних крыльях располагались специальные короба для автоматических винтовок.
Bowler Wildcat
Небольшая компания Bowler с середины 1980-х начала выпускать выносливые внедорожники для ралли-рейдов на базе Land Rover с моторами V8. В 1997 году первую модель Дрю Боулера Tomcat сменила более совершенная Wildcat c силовым каркасом, интегрированным в пространственную раму и композитными кузовными панелями. А в 2007-м компания переключилась на более совершенную модель Nemesis с элементами оперения от Range Rover. А права на обслуживание раллийных «Дефендеров» были переданы другой британской компании - Qt Services. В 2011 году Bowler вместе с голландский производителем суперкаров Spyker был приобретен банкиром Владимиром Антоновым. А после того, как он разорился, шефство над производителем раллийных внедорожников взяла компания Jaguar Land Rover.
Land Rover с длинным носом
В 2008 году немцы Томас Белл и Хольгер Кальвелаге построили на базе Land Rover Series II родстер Bell Aurens Longnose с длинным капотом. Первоначально они хотели оснастить машину авиационным мотором V12 Rolls-Royce Merlin, но в итоге ограничились более скромным V8, иначе машине был бы закрыт доступ на дороги общего пользования. В 2009 году во время испытаний был сфотографирован необычный Land Rover Defender с удлиненным капотом и очень низкой посадкой. Позже выяснилось, что это был ходовой «мул» кроссовера Spyker D12 Peking-to-Paris с кузовом «Дефендера». В 2015 году семейство длинноносых пополнил внедорожник Flying Huntsman 105 Longnose с мотором 6,2 от Chevrolet Corvette, созданный ателье Kahn Design.
Flying Huntsman 110 WB 6x6
В качестве ответа внедорожнику Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6 британское ателье представило на прошлогоднем Женевском автосалоне свой вариант роскошного шестиколесного внедорожника на базе Land Rover Defender. Под удлиненным капотом Flying Huntsman 110 WB 6x6 расположилась V-образная «восьмерка» LS3 от Chevrolet Corvette. Силовой агрегат мощностью 430 л.с. работает в паре с 6-ступенчатым «автоматом». Интерьер «Летающего охотника» облагородили, а для удобства водителя британцы использовали руль меньшего диаметра. Kahn Design заявила, что может оснастить свой внедорожник и другими вариантами силовых агрегатов, а также забронировать по классам B4 или B6.
Евгений БагдасаровФото: Land Rover, Autorevue.cz, Flickr.com, Autovisie.nl, Sas1946.com, Cars-pics-db.com, Gtspirit.com, Autowp.ru