Петр Шкуматов подвел итоги митинга против платных парковок и перечислил основные претензии к Максиму Ликсутову...
Читать в полной версии
На Пушкинской площади 15 декабря прошла акция протеста против расширения зоны платной парковки. Один из организаторов митинга, координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов подвел итоги мероприятия и рассказал корреспонденту Autonews.ru об основных претензиях к заместителю мэра Москвы по вопросам транспорта Максиму Ликсутову.
– Объявление о том, что 26 декабря парковка станет платной еще на почти 300 улицах столицы, вызвало шквал негатива среди автомобилистов в соцсетях. А сколько народу в итоге пришло на настоящий митинг? - Акция на Пушкинской стала самой многочисленной, но МВД выдало какие-то смешные цифры. Банальный подсчет по плотности размещения людей и площади, которую они занимали, дает цифру около 3000 человек одномоментно. Понятно, что люди приходили и уходили, так что всего на площади побывали от четырех до пяти тысяч (
по данным МВД на площади было не более 500 человек; по подсчетам корреспондента РБК, работавшего на месте, на акции присутствовали около 700 человек – прим. редакции).
– Вместо согласованного митинга вы оформили мероприятие как встречу с депутатами, и многие из них действительно выступали перед собравшимися. Не было ли ощущения, что они пришли просто попиариться на актуальной сейчас теме?
- Действительно, это была встреча с депутатами, которых было довольно много, включая несколько известных представителей КПРФ и «Справедливой России». Они говорили не только про парковки, поднимали широкий круг вопросов, но это ведь и есть политика. Задача депутатов – помогать гражданам в решении их проблем. Мы привыкли к тому, что у нас депутаты бездеятельные и занимаются чем угодно. Например, решением своих бизнес-вопросов, а не разбираются с проблемами граждан. И сам ваш вопрос родился как раз из этого шаблона. Но те же Рашкин с Родиным (
депутаты Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин и Владимир Родин – прим. редакции) ходили в ОВД Тверской и сидели там до тех пор, пока полицейские не отпустили всех задержанных. А ведь там не было журналистов. То есть депутаты, которые были на акции, пришли туда помогать москвичам, привести ситуацию к здравому смыслу.
– Вся эта история с митингами – это банальный протест против платных парковок, или у людей все-таки были какие-то конкретные требования к руководителям города? - У нас в итоге сформировалось три требования. Во-первых, отправить в отставку главу столичного департамента транспорта Максима Ликсутова. Во-вторых, отменить решение о расширении зоны платных парковок за пределы ТТК. А в-третьих, изменить механизм принятия решений в части организации платных парковок и установки тарифов, передав этот вопрос на районный уровень местным депутатам и жителям. Это как раз то, о чем Путин говорил на своей пресс-конференции, как о свершившемся факте. Хотя в действительности все полномочия у муниципальных депутатов отобраны, и они в этой сфере ничего не решают.
– Сложно представить, что депутаты будут по своей воле продвигать тему с платными парковками, если она вызывает столько негатива у избирателей. - Ошибаетесь. Большая часть депутатов Единой России давно выступает за введение платных парковок, в том числе и в спальных районах. Понятно, что, если этот вопрос станет для населения критическим, в какой-то момент жители этих людей не переизберут заново. Но на текущий момент тех, кто выступает за платные парковки, действительно много.
– Вы выступаете за то, чтобы зона платных парковок не выходила за пределы ТТК. Значит ли это, что плата за стоянку в центре уже не вызывает дискуссии? - Конечно вызывает. Сегодня мы говорим о том, что муниципальные собрания должны решать, где именно вводить плату. Но если в центре она хоть как-то обоснована, то в удаленных районах это абсурд. К тому же у любой платной парковки должны быть четко обозначенные границы, за которые она точно не пойдет. Сейчас законодательство позволяет организовать такую хоть в деревне Кукуево, если так решит местный глава. Это мина замедленного действия, которая будет приводить к серьезным социальным конфликтам. Мы любим ссылаться на Европу, но там все зоны платных парковок находятся в исторических центрах, за которыми парковка абсолютно бесплатна. Наш закон – это абсолютный радикализм.
– Существует ли какая-то альтернатива платным парковкам? В городе действительно полно мест, требующих наведения порядка, а иных способов регулирования, кроме финансовых, пока не изобрели. - Давайте отделять наведение порядка от платных парковок. Парковки не наводят порядок. Его наводят штрафы, эвакуаторы и инспекторы ГИБДД. В тех местах, где нарушения происходят постоянно, необходимо постоянное присутствие инспекторов. Платные парковки не решают транспортную проблему, они вообще не имеет отношения к порядку. Вот я сейчас еду по Цветному бульвару, где все стоят в три ряда. И толку от платных парковок никакого. Так что гипотеза про порядок является ошибочной. Надо смотреть глубже. Основная причина в том, что у нас при планировании территории забывают про парковки. Строят огромные торговые и бизнес-центры, которые не имеют инфраструктуры, чтобы в них приехать. И вот эти заложенные изначально проблемы пытаются решить платной парковкой. В Москве сосредоточено 15% населения страны, и это при том, что плотность дорог на душу населения здесь в 8 раз меньше, чем в Лондоне. В итоге проблемы: теснота, взаимная агрессия. Решение этих проблем кроется не в транспортном регулировании, а в области социально-экономического развития страны, создании условий для приложения труда в других экономических центрах. Иначе все всегда будут ехать сюда и ходить друг у друга на головах.
– Невозможно быстро построить вторую столицу и перенести в нее всю деловую активность. А проблемы с трафиком и парковками в Москве существуют здесь и сейчас. И разве опыт центра столицы, где уже давно ввели платные парковки с высокими ценами, не показывает, что в целом эта система может работать? - Она работает очень жестоким способом – определяются лишние автомобилисты, которые по экономическим причинам выбывают из движения. Это самый грубый способ выкидывания автомобилистов. Происходит социальное расслоение, которое приводит к появлению класса людей, не имеющих доступ к тем или иным пространствам. Это не соответствует конституции, согласно которой государство должно повышать социальный уровень граждан и улучшать их благосостояние. В конце концов можно хоть завтра увеличить стоимость литра бензина до 100 рублей, довести налог на машину до 100 тысяч, а стоимость парковки до 500 рублей. Все дороги станут пустыми, но насколько это соответствует целям и задачам государства? Этот вопрос нужно решать на федеральном уровне. Создавать предприятия, перемещать образовательные центры. Ну невозможно решить транспортную проблему здесь и сейчас. Как запущенное заболевание, которое невозможно победить одним хорошим лекарством. Чем больше мы будем друг другу врать про платные парковки и платный въезд в город, тем дальше мы будем запускать это заболевание.
– А если всю систему реализовать как следует, чтобы она работала без сбоев, была простой и понятной, не выписывала бы ошибочные штрафы и не предлагала бы неразумных запретов? В таком случае люди могли бы выбирать и планировать свои поездки, а не отказываться от них вовсе? - Именно так и должна работать система транспортного регулирования. Вопрос в том, поможет ли она в принципе в столь перенаселенном городе глобально решить проблему. Уверен, что нет. Это то же самое, что лечить тяжелое сердечное заболевание пиявками. Самочувствие может и станет временно получше, но причины заболевания не устранены. И опять остается эта социальная диспропорция.
– Платная парковка во дворах – это наша будущая реальность, или метод запугивания населения ради нагнетания атмосферы вокруг парковочной темы? - Существуют документы департамента транспорта, в которых четко написано, что вопросы платных парковок во дворах прорабатываются. Значит, на это тратятся деньги, время. Наверное, все реально. К тому же есть много людей, которые говорят: у нас весь двор завален машинами, они на тротуарах и газонах, невозможно пройти и негде погулять. Но проблема то в том, что наши чиновники много лет подряд преступно игнорировали вопросы автомобилизации населения. Разрешали застройку всех свободных пятачков многоэтажками, необеспеченными машиноместами, не развивали многоуровневые стоянки, которые уже сто лет как строят в развитых городах мира. Многолетнее игнорирование тенденций и привело к тому, что все дворы оказались заваленными машинами, а теперь их предлагается разгрузить за счет взимания платы. А куда машины девать? Этот вопрос должна решить государственная программа по развитию многоуровневых паркингов и мест хранения, потому что жители сами не смогут их сделать. В том числе, программы перепрофилирования государственной недвижимости. Амстердам и Брюссель, например, так делают. Это вопрос государственной политики. Они должны сделать, а не ограничивать.
– Почему звучат требования отставки Ликсутова? Представим, например, что на его место приходит другой человек. Зачем ему менять транспортную политику, если она, насколько мы знаем, поддерживается на высшем уровне? - Задача Ликсутова – решить транспортную проблему, и он обещает решить ее с помощь инструмента, который ее не решает. Чем быстрее Ликсутов это признает, тем быстрее федеральные власти задумаются о том, что такую политику надо менять. А сейчас на федеральном уровне поддерживают ложную идею, которая педалируется московскими властями: у нас, мол, все хорошо, трафик улучшился на 12%. Это вообще-то опровергается негосударственными сервисами мониторинга трафика. То есть поддержка правительства основана на ложных данных.
– Какова конечная цель этого противостояния с московским властями с точки зрения общественников? Просто отменить плату за парковки? - Конечная цель в том, чтобы вернуть транспортную политику государства в рамки здравого смысла. Сейчас политика государства качается от одной крайности к другой. С одной стороны, давайте стимулировать автопроизводство до 3 млн машин в год, с другой, давайте настолько закрутим гайки, чтобы люди пересели на общественный транспорт. Понимания того, что делать с транспортом, нет. Есть рефлекторная реакция на проблемы и последовательность несистемных действий. Наша задача – привести эту политику в нормальное русло. Сбалансировать градостроительный кодекс, пересмотреть нормы и принципы планирования территории. Около каждой многоэтажки должна быть нормальная стоянка. Вот рядом со мной строится 19-этажный дом с 6 парковочными местами. И вы еще удивляетесь, почему во дворах наступает коллапс? Ну кое-как разместим еще 40 машин, а остальные куда? Чиновники, пользуясь недостатками законодательства, принимают такие решения о застройке территории. А территории нужно развивать сбалансированно. И как пользователи этих территорий мы вправе считать, что государство должно за счет бюджета решать проблему размещения автомобилей.
– Сколько лет потребуется городу, чтобы навести порядок? - Если начнем прямо сейчас, нужно не менее десяти лет. Это с нормальной политикой регулирования. Быстро все эти проблемы, очевидно, не решаются. Необходимо это принять, признать, и начать действовать последовательно и системно.
Иван Ананьев Фото: Lori.ru, PhotoXPress.ru