Где хотят изменить скоростной режим, что будет со штрафами и когда отменят +20 км/ч...
Читать в полной версии
За превышение разрешенной максимальной скорости более чем на 60 км/ч предлагают сажать на 15 суток – такую инициативу внес председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон Цветков. По мнению автора идеи, лихачей не останавливает ни штраф в размере 5 тыс. рублей, ни перспектива лишения прав на полгода. Цветков уверен, что возможность лишения свободы станет весомым аргументом даже для тех, кто способен садиться за руль и без прав. «Пока идет оформление документов и суд, у нарушителя есть как минимум два месяца, в течение которых он будет продолжать ездить. А потом он уже без прав сядет и поедет», - объяснил корреспонденту Autonews.ru председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности. Аналогичную меру ответственности Цветков предлагает ввести и для собственника транспортного средства, если водитель, нарушивший скоростной режим, не может быть установлен: «Собственник должен понимать, что передает кому-то в управление объект повышенной опасности. И должен нести ответственность за то, кому именно он доверяет свой автомобиль».
«Проблема в том, что сотрудников ГИБДД на дорогах осталось немного».
Цветков ссылается на статистику ГИБДД, согласно которой в одной только Москве ежедневно фиксируется более 2,5 тыс. нарушений скоростного режима. Количество зарегистрированных превышений на более чем 60 км/ч не превышает пяти в сутки, но и этих людей достаточно для того, чтобы создавать опасные ситуации, уверяет Цветков: «Только угрозой ограничения свободы мы уменьшим количество неадекватных водителей, которые носятся со скоростью 150 км/ч, и сможем защитить добропорядочных участников движения». Однако юрист издательского дома «За Рулем» Сергей Смирнов считает эту меру пресечения, напротив, более легкой: «Водители за счастье посчитают, если их на пять суток оформят и позволят там отдохнуть. Лучше посидеть пять суток, а больше обычно не дают, нежели лишиться прав и, например, остаться без работы».Изъять водительское удостоверение за превышение скорости смогут только сотрудники ГИБДД. Камера способна лишь выписать штраф, говорит Цветков: «Сейчас, конечно, большинство нарушений скоростного режима фиксируется на камеры. А по камерам мы не можем вводить административный арест. Проблема в том, что сотрудников ГИБДД на дорогах осталось немного».
Немало споров недавно вызывала и практика составления протоколов за превышение средней скорости, но в Подмосковье и других регионах такие системы уже функционировали, а в следующем году заработают вновь. Комплексы установят на 50 участках областных дорог, а за превышение средней скорости автомобилистов будут штрафовать на сумму от 500 до 5000 рублей. Критики ссылаются на то, что понятие средней скорости движения никак не описывается нормативными документами, но юристы уверены, что здесь все по закону. «О методиках того, как именно должна определяться скорость движения автомобиля на дороге, в законах ничего не говорится. Поэтому никто не запрещает измерять скорость как одномоментно, так и на протяженном участке дороги», – уверяет юрист издательского дома «За рулем». Использовать такие комплексы разрешает и решение специальной комиссии МВД.Система работает по несложному алгоритму: две камеры фиксируют время, за которое автомобиль проехал контролируемый участок, и вычисляют среднюю скорость движения. Нарушение фиксируется, если средняя скорость окажется выше максимально разрешенной на данном участке. Впрочем, руководитель проекта Probok.net Александр Шумский считает этот путь тупиковым: «У нас камеры – это средство наказания, а не предупреждения нарушений. Нужно выяснять причины превышения скорости и использовать средства успокоения трафика – например, сужать полосы, а не запугивать граждан штрафами».
Наконец, с конца сентября штрафы за превышение скорости стали получать и владельцы мотоциклов. Пока квитанции выписывает единственная камера на Дмитровском шоссе, установленная по ходу потока и считывающая задние номерные знаки автомобилей и мотоциклов. Еще летом зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев предлагал увеличить штрафы для байкеров за нарушения правил обгона, но идея штрафовать мотоциклистов на 5 тыс. рублей при отсутствии четких критериев нарушения принята не была.
«У нас камеры – это средство наказания, а не предупреждения нарушений».
Вопросами ограничения скоростного режима чиновники занимаются уже давно. Одной из последних инициатив депутатов стала идея на европейский манер ограничить в городах скорость отметкой 50 км в час. Предложение озвучили сенаторы Вадим Тюльпанов и Владимир Федоров. По мнению авторов, эта мера поможет сократить количество аварий и поспособствует уменьшению числа пробок. Согласно статистике ГИБДД, до 70% всех ДТП происходит в городах и населенных пунктах, а самым распространенным видом аварий является наезд на пешехода. Столичный ЦОДД предлагал даже снизить порог разрешенной скорости в пределах Бульварного кольца до 40 км в час. В ведомстве посчитали, что такая скорость будет не только безопасна для пешеходов, но и комфортна, так как автомобиль, движущийся более чем в 10 раз быстрее скорости идущего по улице человека, создает для него психологический дискомфорт. Именно такое ограничение действовало с 1929 по 1933 год во всех населенных пунктах СССР, и только потом предел был повышен до 50, а затем и 60 км в час.
В развитых странах всегда существует четкое разделение на городские улицы и скоростные магистрали, что никак не получается сделать в Москве, говорит руководитель проекта Probok.net Александр Шумский: «В городах Европы приняты две градации – 50 и 30 км в час. Все, что относится к магистралям, едет быстрее. Магистрали – это кольца и вылетные трассы, где скорости должны быть более высокими, но у нас даже они имеют пересечения и пешеходные переходы».
«Скорость 110 км/ч на трассе соблюдать проще, чем условные 90 км/ч».
Городской режим с ограничением в 50 км/ч Шумский считает более безопасным, чем существующий, а подход с развешиванием знаков - неверным: «Такая скорость действительно более комфортна для пешехода, но снижать ее нужно не декоративными ограничениями в виде знаков, а физическими средствами успокоения трафика – это пешеходные переходы, узкие полосы, повороты, парковки».Снизить максимально допустимую скорость чиновники пытались и на МКАД. Установить ограничение 80 км/ч в этом году предлагали глава ГИБДД Москвы Виктор Коваленко и представители столичного ЦОДД. Однако речь шла лишь о временных ограничениях на период ремонтных работ, чтобы сделать поток более равномерным и избежать резких маневров в местах заторов на ремонтируемых участках. Вернуть на кольцевую скорость 100 км/ч чиновники планировали сразу после окончания реконструкции МКАД, но с оговоркой, что на полную реализацию проекта реконструкции может уйти 5–10 лет, в течение которых будет построено 200 км новых дорог, проездов и связок. Власти Москвы проект пока не поддержали, а масштабная перестройка самых проблемных развязок МКАД, напротив, подходит к концу.
Еще одной ограничительной мерой может стать введение штрафа за превышение скорости на 10 км/ч, которые уже учитывают погрешность измерительных приборов и спидометра. По сути речь идет о снижении фактической скорости на всех участках дорог. Шумский советует не торопиться, поскольку нынешнй порядок является вполне адекватным: «С одной стороны, превышение на 20 км/ч является существенным, и сейчас можно ехать в спальных районах 80 км в час. Но здесь как раз должны работать физические средства успокоения трафика. А в целом существующие ограничения с учетом дополнительных 20 км/ч позволяют вполне адекватно ехать без нарушений. Например, скорость 110 км/ч на трассе соблюдать проще, чем условные 90 км/ч - у водителя нет стимула соврешать лишние перестроения, чтобы ехать быстрее». Ввести особые ограничения предлагалось и для новичков со стажем управления менее трех лет – МВД по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривало идею ограничить максимальную скорость для начинающих на уровне 70 км в час. Авторы законопроекта опираются на статистику – по данным ГИБДД, неопытные водители становятся участниками 15% всех ДТП, которых можно было бы избежать, будь у них больше опыта. Руководитель проектов «Русского АвтоМотоКлуба» Наталья Акаткина не уверена, что подобные ограничения могли быть уместны везде: «Медленный водитель на дорогах с однополосным движением может затормозить весь поток и стать причиной аварийно-опасной ситуации. Водители, которые два года ездили медленно, окажутся не готовы к высоким скоростям». Пока неясно и то, как ГИБДД будет контролировать соблюдение скоростного режима молодыми водителями. Юрист журнала «За Рулем» Сергей Смирнов пояснил корреспонденту Autonews.ru, что требование об оснащении автомобиля наклейкой «Начинающий водитель» носит рекомендательный характер, а автоматические системы фиксации нарушений не в силах определить, кто именно был за рулем: «При регистрации автомобиля водительское удостоверение предъявлять не требуется, и даже если машиной владеет новичок, управлять ей может кто угодно».
«Водители, которые два года ездили медленно, окажутся не готовы к высоким скоростям».
Председатель правления Некоммерческого партнерства «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев считает, что вето на скорость действительно может повлиять на снижение числа ДТП с участием молодых водителей, но способно привести к росту аварийности у тех, кто прошел этот срок: «Водители, которые два года ездили медленно, окажутся просто не готовы к более высоким скоростям». При этом возможности отработать скоростную езду у новичков не будет даже в автошколе, считает эксперт, поскольку даже обновленные образовательные программы содержать слишком мало часов практики.
Иван АнаньевФото: Global Look Press, РБК, «Автодор», Stroi.mos.ru