Статьи, 02 дек 2015, 09:00

«Лампочка загорелась - пьяный». Что изменят новые алкотестеры

Какие алкотестеры появятся у сотрудников ГИБДД, и почему МВД хочет упростить процедуру освидетельствования...
Читать в полной версии
Министерство внутренних дел предлагает вернуться к практике регулярного использования инспекторами ГИБДД алкотестеров на дорогах и ускорить процедуру направления водителей на медосвидетельствование. Для этого ведомство планирует закупить упрощенные приборы, которые помогут инспекторам быстро определить факт опьянения и не потребуют использования понятых. Соответствующий проект постановления правительства опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. Действующие правила освидетельствования водителей содержат пять признаков, которые косвенно свидетельствуют об опьянении: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, изменение окраски кожных покровов и поведение, не соответствующее обстановке. Наличие любого из этих признаков позволяет инспектору ГИБДД направить водителя на медицинское освидетельствование, которое может проводиться либо на месте при помощи сертифицированного прибора, либо в специальном медицинском учреждении. Причем в случае, если водитель не согласен с результатами теста портативным прибором, он имеет право пройти полноценное освидетельствование в медицинском учреждении.Суть идеи МВД заключается в том, чтобы разрешить использование упрощенных приборов, которые не будут являться доказательством состояния опьянения, но, помимо других признаков, позволят инспектору принять решение о том, чтобы направить водителя на полноценное освидетельствование. Autonews.ru спросил у экспертов, как может изменить жизнь водителей предлагаемое нововведение.Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов полагает, что новые алкотестеры будут представлять собой простые недорогие маркеры вроде советских «трубочек трезвости», но в более современном электронном виде. «Насколько я понимаю, в новых приборах вместо цифр и распечаток будут простые светодиодные индикаторы. Если загорелся зеленый – водитель трезв. Красный показывает состояние опьянения, то есть сам факт наличия паров спирта в выдыхаемом воздухе», – говорит юрист.
Еще одним принципиальным отличием станет более простая схема работы с новыми алкотестерами. Сейчас, если у инспектора есть основания полагать, что водитель пьян, сотрудник ГИБДД может сделать освидетельствование на месте или выписать направление в медучреждение только в присутствии двух понятых, либо при включенной видеозаписи. Прибор распечатывает данные с содержанием алкоголя в выдыхаемом воздухе – при превышении разрешенного порога инспектор составляет акт о состоянии опьянения, а водитель отстраняется от управления автомобилем. Упрощенный алкотестер понятых не потребует, поскольку на основании только его данных водитель не может быть лишен прав. Впрочем, писать бумаги инспектору придется все равно, уверен Смирнов: «Протокол должен составляться в любом случае, иначе придется переписывать все процессуальные процедуры. Прибор в данном случае является основанием для отправки на освидетельствование, а это требует документов». Вице-председатель Комитета защиты прав автомобилистов Алексей Дозоров не уверен, что упрощенные приборы будут работать точно. «Те алкотестеры, которые используются сейчас, являются средством измерения, должны проходить проверку, иметь сертификат. А будет ли проходить такие проверки этот индикатор?» – задается вопросом правозащитник. Врач-нарколог и президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков, в свою очередь, считает сомнительной практику использования прибора с неясным принципом действия. «Я врач, а не специалист по лампочкам. Нужно понимать, как это работает, по каким критериям. Почему и когда лампочка будет загораться? Сегодня очевидно, что решать должны не приборы, а признаки, сопряженные с поведением, запахом и внешностью человека. Если лампочка будет загораться при очевидной дозе алкоголя, то признаки опьянения и так будут хорошо видны», – говорит Зыков. Нельзя исключать и ложные срабатывания, напоминают эксперты. «У нас есть норма на 0,16 мг / литр выдыхаемого воздуха. Приборы, особенно простые, могут реагировать на пары изопропилового спирта от незамерзайки. Или на квас. В любом случае получить красную лампочку ничего не стоит даже абсолютно трезвому человеку», – поясняет Дозоров.
По его словам, упрощенную методику контроля давно используют некоторые инспекторы ГИБДД, покупая на собственные деньги бытовые приборы. «Они и сейчас используют китайские алкотестеры, которые не оставляют следов применения и являются средствами запугивания водителей. Смотри, мол, лампочка загорелась, значит, пьяный, давай решать вопрос», – рассказывает Алексей Дозоров. В любом случае, эксперт рекомендует соглашаться только проверку официально разрешенными приборами или ехать в медучреждение: «Если человек потребовал нормального освидетельствования, то у него уже нельзя вымогать взятку, поскольку прибор фиксирует сам факт его использования», – напоминает правозащитник.Сертифицированных приборов на всех не хватает, но и бытовые «заменители» не решают проблему, добавляет Смирнов. «Официальных приборов, которые дают распечатку, на вооружении ГИБДД не так много. А любые личные приборы из магазина запчастей незаконны, проверка ими не считается освидетельствованием», – говорит юрист «За рулем».Алексей Дозоров вспоминает, что инспекторы часто настаивают на освидетельствовании, даже если алкотестер ничего не показывает, но человек может быть под воздействием наркотиков. Иногда, по его словам, такие ситуации сотрудники ГИБДД могут использовать для вымогательства взятки даже у абсолютно трезвых людей. «Например, человека везут на освидетельствование и говорят ему, мол, лучше просто подпиши отказ от освидетельствования, погуляешь пешком полтора года. Не подпишешь – у тебя 100% найдут наркотики, поставят на учет в диспансере». – приводит пример правозащитник. Юрист Смирнов, в свою очередь, считает, что масштабы проблемы раздуты, а в использовании инспекторами бытовых приборов особого смысла нет: «Сотрудники ГИБДД обычно проводят освидетельствование, когда уже явно видно, что человек неадекватен. За уши эти нарушения никто не притягивает, потому что на каждую процедуру тратится много времени. Если у них нет уверенности, они лишний раз не повезут водителя на освидетельствование».
Даже если не брать в расчет коррупционную составляющую, вопрос освидетельствования водителей требует специального профессионального подхода, считает президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. «Как только появляется тема экспертизы на дороге, появляется много накладок и неточностей. Все эти темы, связанные с ГИБДД, всегда сопрягались с дискуссией, насколько вообще целесообразно давать им право проводить анализ в каком-либо виде», – вспоминает врач-нарколог. Гаишники вообще не должны заниматься анализом алкоголя в крови, уверен эксперт, а функции контроля нужно возложить на специализированные подразделения медицинских организаций. По его словам, система таких учреждений уже существует в Москве и быстро развивается в регионах.«Мы должны учитывать и внешность, и особенности поведения, поэтому работать тут должны специалисты. Всегда будут люди с физиологическими особенностями, в том числе и с постоянно повышенным количеством алкоголя в крови, не говоря уже о лекарственных препаратах», – объясняет свою позицию Зыков.Иван АнаньевФото: РБК