Лучший гонщик, самый яркий дебют, разочарование года и другие итоги чемпионата мира-2015...
Читать в полной версии
Чемпионат мира Формулы-1 2015 года закончен. Позади 9 месяцев острой борьбы: с начала марта до конца ноября команды и пилоты провели 19 гонок, соврешили сотни обгонов, устроили множество аварий и подарили болельщикам превосходный сезон с интереснейшими баталиями. Autonews.ru отобрал ключевые эпизоды минувшего сезона: от обгона, который запомнился всем, до человека, который вернул поклонникам гонок веру в справедливость.
Гонщик года: Льюис Хэмилтон
Лучшим гонщиком года-2015 стал Льюис Хэмилтон. В минувшем сезоне британец выиграл свой третий титул в Формуле-1. Впервые в карьере Хэмилтон
сделал это досрочно – за три этапа до конца сезона. В этом году спортсмен одержал 10 побед,
побил рекорды Айртона Сенны и окончательно обосновался в списке великих: теперь вряд ли найдутся люди, которые не включат Хэмилтона в число лучших пилотов в истории Формулы-1.Помимо спортивных успехов Льюис оказался идеальным послом чемпионата мира. Хэмилтон снимается в рекламных роликах вместе с Шараповой, регулярно появляется на светских мероприятиях и при этом умудряется оставаться собой: всюду возит двух бульдогов,
носит по три золотые цепи сразу, записывает музыку и разбивает Pagani Zonda, возвращаясь с вечеринки в Монако в 3 часа ночи. Нет, это не «правильный» Феттель и не скучный Росберг – за таким пилотом, как Хэмилтон, хочется наблюдать. Даже глава Формулы-1 Берни Экклстоун
считает Хэмилтона «нашим лучшим чемпионом мира». Десятилетия спустя Льюиса будут вспоминать как одного из самых отвязных, ярких и искренних гонщиков за всю историю Формулы-1.
Новичок года: Макс Ферстаппен
С номинацией «новичок года» в этом сезоне все слишком очевидно. Макс Ферстаппен – главное открытие Формулы-1. Голландец дебютировал в чемпионате в 17 лет, сходу навязал борьбу именитым соперникам, проводил одну зрелую гонку за другой и едва не завоевал несколько подиумов – раз за разом Макса останавливала только феноменальная ненадежность двигателя Renault. Но главное – для Ферстаппена словно не существует страха, командной субординации и законов физики. Макс
атакует там, где этого никто не делает, удерживает машину после безнадежных заносов, и категорически
не приемлет приказы из боксов: на требование команды пропустить напарника пилот просто
отвечает «нет».
Команда года: Manor Marussia
Да, мы помним: кубок конструкторов-2015 выиграла команда Mercedes AMG. Но с теми ресурсами, что были в распоряжении «Мерседеса», упустить победу было бы безрассудством. Таким же безрассудством, как пытаться выйти на старт без денег, базы, гонщиков и двигателей – то есть с теми вводными, что были у Manor Marussia в начале сезона. Команда
обанкротилась еще в прошлом году, штаб-квартиру купили конкуренты, а спонсоров не было. Но Manor Marussia все равно вышла на старт, а потом провела полный сезон, начала регулярно финишировать и даже заключила контракт о поставке моторов с чемпионами из Mercedes-Benz.В марте 2015-го сотрудники возвращались в Manor под честное слово руководителя команды Джона Бута. Горстка механиков и инженеров в рекордные сроки адаптировала прошлогодний болид к новым правилам, пропустила первую гонку, но все же смогла выйти на старт второй. Таких историй давно не было в Формуле-1. Путь Manor Marussia – это отчаянная авантюра, которую осуществили люди, без памяти влюбленные в гонки. Никто больше них не заслуживает звания «Команда года-2015».
Гонка года: Гран-при США
На Гран-при США-2015 было все. Ураган, который накрыл Остин прямо перед началом уикенда, квалификация, которую перенесли на воскресенье. А еще было много аварий – больших и маленьких, а также коронация нового чемпиона мира (Льюис Хэмилтон оформил свой третий титул именно в Америке). Но главное не это – в США зрители получили годовую дозу адреналина, который может обеспечить только Формула-1. Пилоты обгоняли, ошибались, вылетали с трассы, проваливались в конец пелотона и героически возвращались вперед.В этой гонке шанс показать себя был абсолютно у каждого участника. Поначалу солировал Квят – если бы не испорченная тактика и не собственные ошибки, Даниил вполне мог побороться за победу. Затем инициативу перехватил его напарник Дэниел Риккардо, потом вперед мог выйти Феттель. И все это время среди лидеров был Льюис Хэмилтон, который в итоге и выиграл эту хаотичную и непредсказуемую гонку. В окончательном результате даже наблюдалась какая-то логика: следом за Льюисом финишировал вице-чемпион мира Нико Росберг, третьим стал бронзовый призер сезона Себастьян Феттель. А ведь по ходу заезда ничто не предвещало такого завершения Гран-при. Обидно, что после финиша этапа ураган все-таки добил трассу– неделю спустя пришедший с океана тайфун повредил несколько трибун, затопил тоннель и нанес серьезный ущерб дороге и постройкам. Деньги на ремонт не получены до сих пор, поэтому Формула-1 всерьез рискует лишиться одной из самых зрелищных трасс во всем чемпионате.
Разочарование года: Red Bull Racing
Когда-то Red Bull Racing была командой, которую уважали все болельщики Формулы-1. Это была команда, которая не боялась давать шанс молодым пилотам – и в случае успеха срывала банк. Так случилось с Себастьяном Феттелем и Дэниелом Риккардо. Команда, которая без устали показывала, что Формула-1 – это весело, и не жалела сил, чтобы очаровать самого равнодушного зрителя. Вирусные видеоролики, бесплатные гоночные шоу в разных уголках мира, неожиданные флеш-мобы с участием пилотов - Red Bull Racing покорила многих. Испортить такую репутацию получилось на удивление быстро.В 2015 году болельщики увидели, что Red Bull Racing – это не те ребята, которые просто наслаждаются гонками и хотят стать лучшими в объективном соревновании. После скандала с моторами Renault стало ясно, что для команды важна победа любой ценой, а все остальное не более, чем умелая PR-кампания. С самого начала сезона Red Bull Racing нещадно критиковала своих мотористов за маломощный и ненадежный двигатель, а в середине сезона просто разорвала с ними контракт. В Red Bull Racing заявили, что могут уйти из Формулы-1, если не получат конкурентоспособный двигатель, а в прессе уже появились сообщения о возможной организации альтернативного чемпионата под эгидой Red Bull.Когда с 2010 по 2013 год Red Bull Racing выигрывала четыре титула Формулы-1 подряд, ни один из соперников не угрожал команде уходом из чемпионата и не требовал доступа к техническим ноу-хау чемпионов. Но стоило Red Bull Racing проиграть, как начались ультиматумы и жалобы на техническое неравенство. Все закончилось наиболее нелепым способом из воможных. Увидев, как жестко Red Bull Racing критиковала Renault за малейшие просчеты в двигателях, остальные поставщики под разными предлогами отказались работать с австрийским коллективом. Так одна из богатейших команд чемпионата с многомиллионными ресурсами осталась без двигателя на следующий сезон. После продолжительных переговоров команда вернулась на исходную позицию: судя по всему, поставлять двигатели для Red Bull Racing в 2016-м снова будет Renault. Но теперь уже за деньги – раньше команда получала силовые установки на правах привилегированного партнера. В любом случае, о статусе «самой открытой и позитивной» команде можно забыть.
Потеря года: Жюль Бьянки
Пилоты Формулы-1 не погибали во время Гран-при с 1994 года, когда за один уикенд разбились Роланд Ратценбергер и Айртон Сенна. Период без жертв оборвался в 2015-м: в июле во французской больнице
скончался бывший пилот команды Marussia Жюль Бьянки. Француз провел в чемпионате два года, набрал свои первые очки на Гран-при Монако-2014, а на прошлогоднем этапе в Японии
вылетел с трассы, врезался в трактор и больше не приходил в сознание.Бьянки оставался в коме девять месяцев. Все это время семья Жюля надеялась на его выздоровление, но в середине 2015-го гонщик умер. За 21 год без жертв Формула-1 успела отвыкнуть от смертельных аварий настолько, что некоторые участники даже просили организаторов вернуть в гонки «побольше опасности». После гибели Бьянки эти разговоры прекратились. Формула-1 – это по-прежнему опасный спорт.
Обгон года: Ферстаппен и Наср
На Гран-при Японии маневр Макса Ферстаппена в первом повороте Сузуки уже
называли «обгоном года». Там было, на что посмотреть: Ферстаппен и Наср с двух сторон опередили чемпиона мира Дженсона Баттона в очень узком месте, где любое неверное движение приводит к мгновенному вылету с трассы. Обгон получился смелым на грани отчаяния и очевидно заслужил главный приз, но в Международной автомобильной федерации (FIA) решили иначе. Главный регулятор правил в Формуле-1
номинировал на звание «гоночный момент года»
обгон все тем же Ферстаппеном все того же Насра на
Гран-при Бельгии. Этот эпизод оказался не менее безрассудным: голландец пошел в атаку на пилота Sauber по внешней стороне затяжного поворота Blanchimont. Но это не совсем поворот, а скорее затянутый излом на длинной прямой, идущей в гору: скорость в этом месте переваливает за 315 км/ч, а болид так и норовит сдернуть с траектории. В этом месте не обгоняют - никто, кроме Ферстаппена. Макс выскочил на внешнюю дугу, выехал на обочину правыми колесами, но в итоге «дожал» Насра к последующему торможению – когда-то так умели Вильнев, Монтоя и молодой Шумахер.
Человек года: Гидо ван дер Гарде
Человек года – это не про спортивные успехи. Им принято называть того, кто делает наш мир чуточку лучше. В Формуле-1 сезона-2015 таким человеком оказался Гидо ван дер Гарде. В прошлом году голландский гонщик подписал двухлетний контракт с командой Sauber. Согласно этому договору, Гидо должен был провести сезон-2014 в качестве запасного пилота, а в чемпионате-2015 перейти в основной состав швейцарского коллектива. Для получения места призового пилота спонсоры ван дер Гарде даже перевели команде денежный задаток. Как выяснилось позже, без этой субсидии Sauber могла разориться: в тот момент у коллектива почти не было спонсоров, и финансовая помощь ван дер Гарде спасла конюшню от надвигавшегося банкротства.Вместо благодарности руководительница Sauber Мониша Кальтенборн подписала контракты призовых гонщиков еще с четырьмя спортсменами – при том, что машин у команды по-прежнему две. Одним из подписантов оказался Жюль Бьянки, трое других – это Адриан Сутил, Фелипе Наср и Маркус Эрикссон. Двое последних получили места – в нужный момент их спонсоры заплатили больше денег. Сутил и ван дер Гарде были уволены.Тогда Гидо обратился в суд и потребовал Sauber предоставить ему болид для выступления в гонках. Суд встал на сторону пилота – и на
первом этапе сезона в Австралии ван дер Гарде самостоятельно зашел в боксы Sauber, облачился в комбинезон и принялся показательно готовится к гонке. В случае недопуска голландца на старт судебные приставы должны были арестовать имущество Sauber. При этом отстранение любого из основных пилотов грозило Sauber не меньшими проблемами – те неминуемо последовали бы примеру коллеги и точно так же засудили бы команду за нарушение контракта. Для швейцарского коллектива это означало только одно – банкротство и скорая ликвидация.
Все разрешилось перед гонкой. В Австралию срочно прилетел 71-летний основатель команды Петер Заубер, который уже давно вышел на пенсию, а потому не принимает участия в работе конюшни. Ван дер Гарде в закрытом режиме пообщался с герром Заубером, а затем случилось невероятное: Гидо отказался от всех претензий.На протяжении многих лет команды навязывают гонщикам собственные условия контрактов, запрещают им оставлять расстегнутой верхнюю пуговицу одежды, ограничивают в хобби, а в случае малейшего спада формы легко разрывают договора. Ван дер Гарде показал: гонщик может успешно отстаивать свои права. Голландец обратился в общегражданский суд, доказал, что был уволен незаконно, и получил свое место назад.Но это еще не все. В тот момент, когда спортсмен мог пойти до конца и похоронить команду за самонадеянно подписанные контракты, ван дер Гарде остановился. Может быть, он подумал о трех сотнях человек, которые работают на базе Sauber в Швейцарии и никак не замешаны в своеобразной игре своего босса. А может, Гидо элементарно простил Монишу Кальтенборн. В любом случае, этот пример возвращает нам ту Формулу-1, которая сущестсвовала в прошлом веке. Формулу-1, в которой гонщики были джентльменами, а все участники соблюдали свои обещания.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ruФото: Global Look Press