Лидер чемпионата мира завоевал «Большой шлем», а его напарник Нико Росберг сошел с дистанции...
Читать в полной версии
Гран-при Италии должна была выиграть команда Mercedes AMG. Гонка, которая проводится на трассе, известной как «Храм скорости», не могла покориться кому-то другому – слишком велико преимущество моторов Mercedes-Benz по мощности и эластичности над всеми соперниками. Однако вместо предсказуемого дубля «Серебряных стрел» болельщики в Монце увидели два совсем разных «Мерседеса». Пока Льюис Хэмилтон уносился вперед с космической скоростью, Нико Росберг едва мог совладать с конкурентами из Williams и Ferrari. Закончилась гонка со счетом 25:0 в пользу действующего чемпиона.
Очень большой шлем
В середине августа Льюис Хэмилтон вошел в «турбо-режим»: кажется, что сейчас у чемпиона мира получается абсолютно все. Британец
встречается с Рианной,
делает новые татутировки, участвует в карнавале и
курит сигары на Барбадосе, меняет
одну безумную прическу на
другую, но вместо возможного спада формы одерживает победу за победой. После
триумфа в Бельгии чемпион мира сокрушил соперников на Гран-при Италии – так, как еще не делал этого прежде.Льюис Хэмилтон занял первое место во всех сессиях свободных заездов в пятницу и субботу, стал быстрейшим в каждом сегменте квалификации, выиграл поул-позицию, показал быстрейший круг и на протяжении всей гонки не покидал первого места – чтобы в итоге одержать 40-ю победу в карьере. Последние четыре фактора формируют «Большой шлем» – редчайшее достижение в Формуле-1, которое покорялось только трем действующим пилотам чемпионата: вместе с Хэмилтоном в «списке избранных» фигурируют Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель.
«Большой шлем» сложен именно потому, что для его получения недостаточно просто выиграть гонку при старте с «поула» – для этого статуса должны сложиться воедино множество факторов, которые позволили бы победителю штамповать лучшие круги и даже на пит-стопах не отдавать лидирующую позицию. В Монце Хэмилтон перевыполнил «норматив»: к безошибочной гонке Льюис прибавил доминирующую квалификацию и тренировочные заезды. Получился своеобразный «очень большой шлем»: Хэмилтон оставался быстрейшим в каждый момент времени, проведенный на трассе, с пятницы по воскресенье.Теперь Льюису остается всего одна победа до того, чтобы сравняться с кумиром его детства Айртоном Сенной. Квалификационный рекорд «Бразильского волшебника» Хэмилтон также может побить через две недели. Во время своей карьеры Сенна был известен как мастер квалификаций: Айртону до сих пор принадлежит рекорд по количеству последовательных поул-позиций. На рубеже 1988 и 1989 годов спортсмен стартовал с «поула» восемь раз подряд. На Гран-при Италии-2015 в Монце Льюис Хэмилтон выиграл седьмую поул-позицию к ряду – до «вечного» рекорда Сенны осталось совсем чуть-чуть. А если вспомнить, что за весь 2015 год Хэмилтон «проиграл» соперникам всего одну квалификацию (на старте
Гран-при Испании британец стоял вторым), становится очевидно: в этом сезоне у Льюиса впереди еще много рекордов.
Загадочная утечка Росберга
Из борьбы за победу Нико Росберга выключил его собственный мотор – главный козырь команды Mercedes AMG в этом чемпионате. Перед этапом в Италии немецкий производитель серьезно усовершенствовал силовой агрегат: работы над мотором шли до самого начала уикенда, из-за чего двигатель нового поколения привезли на трассу в четверг перед гонкой. Mercedes-Benz даже не успел изготовить дополнительные экземпляры мотора, поэтому клиентам штутгартского концерна, командам Williams, Lotus и Force India, пришлось довольствоваться прежней модификацией силовой установки.Новая версия Mercedes PU106B Hybrid позволила болидам разгоняться еще быстрее, однако уже в пятницу на машине Росберга обнаружилась таинственная утечка. Мотор остался невредимым, но что именно вызвало потерю технической жидкости, осталось неясным. Ситуация повторилась на тренировке в субботу – и чтобы не рисковать возможным сходом с дистанции, в Mercedes AMG решили заменить обновленный агрегат на мотор первоначальной версии. Проблема в том, что на новую силовую установку в команде не рассчитывали – а потому вместо двигателя с нулевым пробегом Робсергу поставили тот самый мотор, на котором он уже проехал шесть предыдущих гонок.
Со стратегической точки зрения решение имело смысл: если бы Нико получил совершенно новый мотор, правила обязали бы его использовать тот же агрегат на протяжении нескольких следующих гонок. Все это время его партнер по команде Льюис Хэмилтон имел бы преимущество в лошадиных силах – только за счет разницы в поколениях двигателей. Решение Mercedes AMG помогло избежать неравенства, но поставило под угрозу конкретный Гран-при: моторы Форулы-1 не рассчитаны на преодоление семи Гран-при подряд. Особенно, если в составе этих гонок оказываются две самые тяжелые трассы для двигателей – бельгийская Спа-Франкоршам и итальянская Монца. Просто сравните: к 12-й гонке сезона McLaren-Honda расчехлила свой девятый мотор. Нико Росберг использовал второй. Силовой агрегат Росберга держался до последнего: за два круга до финиша Нико занимал третью строчку и стремительно приближался к шедшему вторым Себастьяну Феттелю. Мотор испустил дух перед поворотом Variante Ascari – под восторженный рев итальянских трибун Mercedes AMG подарил одной Ferrari гарантированное второе место, а второй обеспечил подъем с шестой на пятую позицию. В общем зачете сход Росберга позволил Феттелю приблизиться к Нико на расстояние атаки: еще одна подобная гонка, и Ferrari сможет вмешаться в борьбу за вице-чемпионское звание.
«Я слишком стар для этого»
Третье место на Гран-при Италии завоевал Фелипе Масса – это второй пьедестал почета для бразильца в этом сезоне и его третий подиум на трассе в Монце. Спортсмен отреагировал на свой успех цитатой из боевиков девяностых. «Я слишком стар для этого», – заявил Фелипе сразу после финиша. Что именно имел в виду 34-летний Масса, остается неизвестным: то ли он уже мысленно распрощался с финишами в первой тройке, то ли слишком остро воспринял борьбу со своим более молодым партнером по команде Вальттери Боттасом. 26-летний Боттас так и не смог ничего поделать со «старым» Массой: в субботу Вальттери проиграл напарнику в квалификации, в воскресенье уступил ему в гонке. Теперь на счету финна 91 зачетный балл против 97 очков у ветерана-Массы.Может быть, Фелипе расслабился после продления контракта с Williams на следующий год: перед гонкой в Монце команда подтвердила сохранение дуэта Масса-Боттас еще на сезон. Правда, если бразилец и вправду считает себя слишком старым, не очень понятно, зачем ему потребовался новый контракт.
Кими Райкконен развлекает публику
На домашнем этапе у Ferrari был хороший темп: вместо ожидаемого проигрыша «Мерседесам» Scuderia навязали им борьбу, а в квалификации даже превзошла Нико Росберга, показавшего четвертое время. Но если Себастьян Феттель все сделал как надо, и в итоге финишировал на второй позиции, но Кими Райкконен заставил болельщиков поволноваться: экс-чемпион мира заглох на старте.Что именно случилось с финном, до сих пор непонятно: команда кивает на ошибку пилота, гонщик уверяет, что неправильно сработало сцепление. Так или иначе, Райкконен пропустил всех соперников – и лишь затем смог начать движение. По ходу гонки Кими устроил зрелищный прорыв, совершил несколько красивых обгонов и в итоге финишировал на пятом месте – позади пары пилотов Williams. В общем зачете Масса оттеснил Райкконена с четвертой на пятую позицию.
Шинный полу-скандал
Главным событием после финиша Гран-при Италии стала возможная дисквалификация команды Mercedes AMG. Как выяснилось, прямо перед стартом представители Международной автомобильной федерации (FIA) обошли болиды Хэмилтона, Феттеля, Райкконена и Росберга и замерили давление в шинах на каждом из четырех автомобилей. Результаты проверки оказались нетривиальными: давление в покрышках Хэмилтона и Росберга оказалось ниже предельного значения, рекомендованного монопольным поставщиком резины для Формулы-1 компанией Pirelli.Команды традиционно занижают давление в шинах, чтобы ускорить болиды – но только теперь этот вопрос получил особое значение. На предыдущем этапе в Бельгии покрышка взорвалась на Ferrari Феттеля. В Pirelli заявили, что избежать такого сценария можно, если заставить участников «докачивать» шины до минимально допустимых значений – и FIA в ультимативном порядке принудила команды исполнять рекомендации поставщика. Уровень давления при этом замеряется в боксах – перед тем, как машина начнет движение.
Что заставило комиссаров Гран-при Италии измерить давление на стартовой решетке, остается неизвестным – но именно в этот момент показатели шин на болидах Mercedes AMG выпали из «правильного» окна. FIA уведомила об этом команду незадолго до финиша: судьям потребовалось больше часа для того, чтобы предположить возможное нарушение правил. Команда тут же потребовала от Хэмилтона ускориться и нарастить преимущество над Феттелем: если бы федерация наказала Льюиса 25-секундным штрафом на финише гонки, британец потерял бы гарантированную победу. Чемпион исполнил приказ и на финише привез сопернику 25 целых и 42 тысячных доли секунды – в случае штрафа Хэмилтон удержал бы первую строчку с микроскопическим отрывом в 0,042. Примечательно, что команда даже не объяснила пилоту, зачем ему рисковать вылетом на последних кругах дистанции. «Надо ускориться, выжми максимум. Пожалуйста, не задавай вопросов – мы все объясним тебе после финиша», – это все, что услышал Хэмилтон от своего инженера за пять кругов до конца гонки.После длительного разбирательства комиссары постановили: давление в шинах упало вследствие экстремально низкой температуры покрышек после завершения прогревочного круга. Все операции с шинами команда проводила с разрешения специалистов Pirelli и представителей федерации – а перед выездом автомобилей из боксов все значения соответствовали регламентированным. Команда избежала наказания, Хэмилтон сохранил первое место.
168 штрафных позиций
Гран-при Италии установил новый рекорд по числу штрафных позиций, которые пилоты должны были потерять на старте. Если в
Австрии удивление вызывали 50 мест, виртуально прибавленые к результатам пилотов McLaren, то в Монце клиенты Renault и Honda пробили новый рубеж: на шестерых они заработали 168 позиций штрафа. Кому-то меняли двигатель, кому-то коробку передач, кому-то и то, и другое – а пилот Toro Rosso Макс Ферстаппен и вовсе схлопотал проезд через пит-лейн за внезапно оторвавшийся кожух мотора.Удивительно, но несмотря на все наказания, клиенты Renault все-таки смогли набрать очки. Представитель Red Bull Racing Дэниел Риккардо финишировал восьмым, его напарник Даниил Квят – десятым. Австрийская команда может утешать себя тем, что «отработала» все наказания досрочно: на Гран-при Сингапура Red Bull Racing получит относительно свежий мотор без каких бы то ни было штрафных санкций. В отличие от Монцы с ее длинными прямыми и бесконечными разгонами городская трасса в Сингапуре даст Риккардо и Квяту шанс зацепиться за финиш в первой пятерке. Ночная гонка Формулы-1 в Азии запланирована на 20 сентября.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ruФото: Global Look Press