Российский гонщик Формулы-1 поговорил с Autonews.ru о моторах и системе наказаний в «Королевских гонках» и немного об автомобилях из обычной жизни...
Читать в полной версии
В Формуле-1 подходит к концу вторая треть сезона, а единственный российский гонщик в чемпионате мира Даниил Квят уже
опередил своего партнера по команде. По итогам 12 этапов из 19 уфимец
занимает седьмое место в общем зачете против восьмой строчки у его напарника по Red Bull Racing Дэниела Риккардо. Разрыв минимален: 58 на 55 в пользу пилота из России. Между тем, за спиной у Риккардо четыре года в Формуле-1, три победы в Гран-при, статус бронзового призера в сезоне-2014 и уникальный статус «победителя Феттеля» – только Дэниел умудрился превзойти четырехкратного чемпиона на такой же машине в равной борьбе. При всех этих заслугах Риккардо проигрывает Квяту три очка – неплохо для 21-летнего пилота из Башкортостана, который дебютировал в Формуле-1 в прошлом году. В беседе с корреспондентом Autonews.ru Даниил Квят вспомнил свой первый сезон в чемпионате мира за рулем Toro Rosso, рассказал, на какой машине ездит в обычной жизни, и наотрез отказался переходить в электрическую Формулу-Е.
- Даниил, в этом сезоне ты перешел из сравнительно небольшого коллектива Scuderia Toro Rosso в чемпионскую команду Red Bull Racing. Изменился ли из-за этого процесс твоей работы на Гран-при?
- Естественно, когда сто человек меняется, [возникает] совсем другой подход. При переходе в другую команду всегда приходится адаптироваться, у разных людей по-разному устроено мышление. Я не знаю точную численность обеих команд, но, по-моему, на фабрике Red Bull Racing работает человек на сто больше, чем в Toro Rosso.
- Может, кто-то из сотрудников Toro Rosso перешел в Red Bull Racing вместе с тобой?- Нет, никто не перешел. Конечно, в Toro Rosso у меня сложились хорошие отношения со многими членами команды, но у 19-летнего парня нет такой власти, чтобы диктовать, кто должен перейти с ним на новое место.
- Насколько сильно отличается нынешний автомобиль Red Bull Racing от болида, на котором ты ездил в прошлом сезоне?Машины, в принципе, похожи, за прошедшее время регламент изменился не сильно. В прошлом году я достиг полного взаимопонимания с машиной Toro Rosso только под конец сезона. Сейчас я нахожусь на том же пути в Red Bull Racing. Всегда нужно время, чтобы понять машину и правильно ее настроить – иногда требуется больше времени, иногда меньше. В любом случае, как профессиональный гонщик ты все равно должен этого добиться.
- Существует мнение, что в этом году шасси Toro Rosso работает эффективнее болида Red Bull Racing. Насколько обоснованно такое суждение?Думаю, в начале сезона так и было: в Toro Rosso действительно построили хорошую машину. Сейчас мы примерно равны по скорости. Каждый раз между нами идет настоящая борьба. У нас одни и те же двигатели, [на трассе] мы с ними всегда близко. Так было весь год – но я не вижу, почему меня должно это напрягать. Я всегда знал, что в Toro Rosso работают профессионалы своего дела, так что, честно говоря, я не особо удивлен. По скорости мы примерно равны, но если посмотреть на таблицу очков, то можно все понять.
- Действительно, в Кубке конструкторов Red Bull Racing опережает Scuderia Toro Rosso на 78 баллов. И все же, моторы Renault очевидно осложняют вам жизнь: при закрепленном в правилах лимите в четыре двигателя на сезон команде приходится постоянно менять выходящие из строя силовые агрегаты. Ты сам помнишь, сколько раз тебя переставляли на последнее место на старте за досрочную смену мотора?- У меня было два или три наказания – я не помню точно.
- Это справедливо – наказывать гонщика за отказ мотора?- Я много раз говорил, что считаю неправильной систему наказаний. Гонщик и команда не могут повлиять на ресурс двигателя. Формула-1 – это высшая точка автоспорта, на ней не стоит экономить. Два или три [лишних] мотора погоды не сделают. Я не вижу смысла наказывать гонщиков.
- Трудности Renault, поставщика моторов для Red Bull Racing, начались в 2014 году – в тот самый момент, когда компании пришлось сконструировать гибридный двигатель с множеством электрических систем и ограничением расхода топлива. Может, Формуле-1 не стоило переходить на гибридные моторы?- Вообще, я нормально отношусь к гибридам. На дорогах общего пользования такие моторы помогают экономить топливо. Но если мы говорим о Формуле-1, то в ней не должно быть таких пределов. Машины Формулы-1 должны быть громкими, быстрыми, они должны стоить дорого.
- На какой машине ты ездишь в обычной жизни?- На гибридной Infiniti Q50S – мне предоставили эту машину. Мне нравится автомобиль – на нем удобно путешествовать и удобно ездить в городе.
- Ты и в командировках обязан ездить на Infiniti?- Нет, я не помню такого пункта в контракте.
- На дорогах общего пользования ты предпочитаешь ездить за рулем, или садишься в пассажирское кресло?- Все зависит ото дня. Мне нравится водить в обычной жизни, я спокойно езжу за рулем. Но во время Гран-при Формулы-1 машину водит мой тренер – в такие дни я хочу сконцентрироваться на трассе.
- Гонщик Формулы-1 вообще способен получать удовольствие от управления обычным автомобилем?- Конечно. Я люблю ездить на чем угодно. Если у машины есть четыре колеса и двигатель, значит, на ней можно получить удовольствие.
- Может, ты и за автомобильными новинками следишь? Разбираешься в моделях, отличаешь одно поколение модели от другого?- Не очень. Когда есть какие-то большие новости, я, конечно, [их узнаю], но не сказал бы, что я сижу на каких-то порталах и все читаю.
- А как насчет электрической Формулы-Е? Сейчас там выступает твой бывший напарник Жан-Эрик Вернь вместе с другими экс-пилотами программы поддержки Red Bull – Себастьеном Буэми, Хайме Альгерсуари. Нет желания составить им компанию и принять участие в гонке электрокаров?- Ой, нет. Там хорошие гонщики, но очень странные машины. Они выглядят не очень быстрыми.
- Даже в свободное от Формулы-1 время?- Только если жизнь заставит (смеется).
- Поговорим о твоих напарниках. В прошлом году ты выступал вместе с Жаном-Эриком Вернем, в этом – с Дэниелом Риккардо. При этом раньше они сами соперничали друг с другом в составе Toro Rosso: за два совместных сезона в Формуле-1 один набрал 29 очков, другой – 30. Несмотря на почти равные результаты, в Red Bull выбрали Дэниела, а Жана-Эрика, де-факто, уволили из команды после трех лет выступлений. Что особенного есть в Риккардо, чего не было у Верня?- Риккардо очень упорно работает – и над собой, и над машиной. Думаю, по уровню таланта все гонщики очень похожи. Но то, как ты развиваешь этот талант, то, как ты учишься показывать идеальные круги, имеет решающее значение.
- Получается, опережать Риккардо сложнее, чем Верня?- Говорить так было бы неуважительно по отношению к Жану-Эрику. Но, пожалуй, да, чтобы опередить Дэниела, с моей стороны все должно быть абсолютно идеально.
- Ты выступаешь в автоспорте уже много лет – до Формулы-1 у тебя были сезоны в молодежных «формулах» и в картинге. Начал ли ты спокойнее относиться к соревнованиям за это время? Не перестал ли волноваться перед стартом?- Если честно, за 15 лет в гонках приятное волнение перед стартом никуда не ушло. Конечно, ты всегда стараешься подойти к гонке как можно спокойнее, но при этом все равно постоянно думаешь, все ли правильно сделал.
- Сколько часов сна нужно гонщику Формулы-1, чтобы нормально выспаться?- Восемь.
- Получается столько спать перед гонками?- Да. Всегда.
- Не приходится спать в самолетах?- Обычно мы прилетаем заранее, чтобы этого избежать.
- Ну и главный вопрос. В программе поддержки пилотов Red Bull вместе с тобой много пилотов – Риккардо, Сайнс-младший, Ферстаппен, в молодежных сериях при поддержке Red Bull выступают Пьер Гасли и Коллум Илотт. Кого ты считаешь быстрейшим?- Думаю, каждый гонщик назовет быстрейшим себя.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ruФото: Infiniti-redbullracing.com