Статьи, 31 авг 2015, 14:00

Аварии, пейс-кар и заяц: как кузовная серия DTM приехала в Россию

На подмосковном автодроме Moscow Raceway гонщики устраивали аварии и обвиняли друг друга...
Читать в полной версии
В последние выходные августа на подмосковной трассе Moscow Raceway прошли сразу две гонки кузовного первенства DTM – одного из самых скандальных чемпионатов на европейском континенте. Соревнование 24 автомобилей Mercedes-Benz, BMW и Audi давно переросло масштаб Германии: формально серия все еще считается немецкой, но уже много лет проводит гонки по всей Европе. В этом году DTM устраивал этапы в Австрии и Нидерландах, а 30-31 августа переместился в Волоколамский район Московской области. Для России прошедший этап DTM стал третьим в истории – первенство приезжает на Moscow Raceway с 2013 года. Все это время организаторы чемпионата называют российскую гонку лучшей по уровню организации во всем календаре. В преддверии этапа-2015 руководство подмосковной трассы подписало с DTM новый трехлетний контракт: теперь будущее российской гонки гарантировано до 2017 года включительно. Владелец автодрома Рустем Терегулов уточнил, что новый договор стал более выгоден для Moscow Raceway в финансовом плане.
На этом фоне кажется, что российский этап DTM должен собирать толпы зрителей. На деле ситуация обстоит немного не так. Холодная и ветреная погода в сочетании с недешевыми ценами на билеты отпугнули часть болельщиков: вместо полных трибун, которые Moscow Raceway собирал на уикендах молодежной Формулы-Renault 3.5 несколько лет назад, во время DTM большинство кресел оказались пустыми. Впрочем, администрация автодрома не делает из этого трагедии: DTM изначально позиционируется как «элитное» мероприятие, поэтому стопроцентного заполнения мест никто не ждал. К тому же, количество машин на парковках рядом с трассой все равно позволило создать колоссальную пробку на выезде с автодрома: из года в год посетителям Moscow Raceway приходится добираться до дома по 3-4 часа. Так или иначе, этап кузовного первенства по-прежнему дешевле российского этапа Формулы-1. Если «стоячий» билет на предстоящий Гран-при России в Сочи обойдется зрителю в 5 тыс. рублей, то сидячее место на московскую гонку DTM стоит от 1,2 тыс. рублей за один день. Увидеть полный уикенд болельщики могли за 3,1 тыс. рублей, самые дорогие места на крытой трибуне у стартовой прямой оценили в 6,1 тыс. рублей – сравните с 23 тыс. за доступ на главную трибуну Сочи Автодрома. Правда, если в Сочи зрители могут рассчитывать на полноценное спортивное состязание, к спортивной составляющей DTM остаются серьезные вопросы.Пятница: день замен и зайца
Главной темой тренировочной пятницы, 28 августа, стали совсем не свободные заезды, которые проходили на Moscow Raceway, а предыдущая гонка DTM в Австрии. В этом заезде пилот Audi Тимо Шайдер выбил с трассы двух своих соперников из Mercedes-Benz – Роберта Викенса и Паскаля Верляйна. При этом Верляйн борется за чемпионский титул с партнерами Шайдера по команде Audi – Экстремом и Мортарой. И если Паскаль после тарана Тимо остался в гравии и не набрал ни одного очка, то Экстрем и Мортара оказались на подиуме и превзошли Верляйна в общем зачете чемпионата.Столкновение могло бы остаться гоночным инцидентом, если бы за считанные секунды до тарана руководитель автоспортивного подразделения Audi Вольфганг Ульрих не приказал Шайдеру: «Вытолкни их». Тимо послушался мгновенно.Сразу после гонки комиссары дисквалифицировали Шайдера за предумышленное столкновение, но настоящее разбирательство произошло несколько недель спустя – прямо перед этапом на Moscow Raceway. Команду Audi обвинили в манипулировании результатами и насении ущерба имиджу спорта. В отличие от футбола, в автомобильных соревнованиях не приняты «договорные» заезды, а единственный в новейшей истории случай подтасовки результатов отдельной гонки привел к пятилетней дисквалификации вовлеченных лиц – инцидент произошел на Гран-при Сингапура-2008 в Формуле-1. После того случая казалось, что автоспорт получил прививку от нечестной игры – но команда Audi все же рискнула пойти против правил.
На заседании спортивного трибунала Audi лишили всех очков, заработанных в злополучной австрийской гонке, приговорили к штрафу в 200 тыс. евро, а руководителю команды и автору того самого приказа Вольфгангу Ульриху запретили появляться на гонках до конца сезона. Тимо Шайдер получил дисквалификацию на одну гонку – немцу предстояло пропустить этап в Москве. Важный момент: победитель заезда в Шпильберге Маттиас Эксрем свои очки сохранил. Формально он и впрямь не при чем – вот только маневр Шайдера и приказ Audi совпал с интересами Экстрема, которому было крайне важно «нейтрализовать» Верляйна, не позволив тому набрать очки.На некоторое время спортивный аспект российского этапа отошел на второй план: вместо особенностей трассы и расстановки сил паддок DTM обсуждал итоги суда. Если Audi предсказуемо сочла наказание слишком жестким, другие стороны недоумевали: если за похожее поведение в Формуле-1 виновных отстранили на пять лет, то что могут дать двухмесячные санкции для Ульриха и всего двухнедельная дисквалификация Шайдера? Тем более, что команда даже не потеряла машину на старте московского этапа: судьи милостиво разрешили Audi заменить Тимо на другого пилота. Заменой оказался лидер чемпионата Европы FIA Формулы-3 Антонио Джовинацци – изначально итальянец должен был приехать в Москву в качестве водителя гоночного такси для VIP-гостей российского этапа DTM, но вместо этого попал за руль самой настоящей гоночной Audi.
В разговоре с корреспондентом Autonews.ru Джовинации признался, что уже изучил Moscow Raceway по прошлогоднему выступлению в Формуле-3. Итальянцу также помог симулятор команды Carlin, за которую он выступает в Формуле-3 в этом году. Примечательно, что у заводского коллектива Audi в DTM своего симулятора нет – и абсолютный новичок чемпионата оказался готов к российскому автодрому едва ли не лучше, чем постоянные пилоты «Четырех колец».Тем временем на самой подмосковной трассе главным событием стал заяц, который проник на территорию автодрома. Бравые маршалы попытались изгнать животное с гоночной территории в перерыве между заездами: заяц не покорился, но ближе к вечеру убежал сам – в гоночные дни про зверя уже не вспоминали.Суббота: день аварий
Двадцать минут - ровно столько чистой борьбы заплатившие за билет зрители увидели в субботу – во второй день гоночного уикенда DTM. Сорокаминутную гонку DTM дважды прерывали желтые флаги. На старте в аварию угодил Мигель Молина: испанца развернуло в первом повороте, после чего в него на полном ходу врезался Кристиан Фиторис. Пилоты не пострадали, однако разрушенные машины оставили на асфальте слишком много обломков: в общей сложности машина безопасности возила за собой пелотон 13 минут. В это время зрителей развлек один из маршалов, забравшийся на место пилота в Audi Молины в процессе эвакуации. Второй отрезок за пейс-каром спровоцировал Маттиас Экстрем. На 11-м круге – ровно на 20 минуте дистанции – лидер чемпионата пошел в атаку на Тимо Глока в борьбе за четвертую позицию. Швед попробовал протиснуться вперед по внутренней стороне седьмого поворота, но вместо этого вынес Тимо с трассы и тут же вылетел сам. Показательно, что Экстрем не просто поздно затормозил, но пытался максимально расширить траекторию на входе в поворот – так, что с внутренней стороны от его машины могли бы уместиться два или три автомобильных корпуса. С внешней стороны остался Глок – двумя колесами на обочине. Иными словами, Экстрем ехал так, словно соперника не существовало.
«Маттиас, посмотри на гонку Паскаля Верляйна и поучись у него! Каким же глупым надо быть, чтобы атаковать в этом повороте», - написал в твиттере Глок сразу после гонки. «Экстрем имел преимущество, но Тимо начал поворачивать так, словно на том участке не было Маттиаса», - не признали неправоту в Audi. Судьи встали на сторону Глока: Экстрема лишили трех позиций на старте следующей гонки. Похоже, в последнее время гонщикам Audi «удаются» столкновения.Что касается Верляйна, то 37-летний Маттиас Экстрем действительно мог поучиться у него терпению при планировании атак. Паскаль большую часть дистанции спокойно ехал вторым, но в нужный момент нашел брешь в обороне Марко Виттмана на BMW и вышел в лидеры, чтобы затем довести гонку до победы. В результате 20-летний пилот Mercedes-Benz и самый молодой участник сезона-2015 снова стал лидером чемпионата – правда, всего на один день.Воскресенье: день борьбы
Воскресная гонка оказалась намного спокойнее субботней. Часовой заезд прошел без происшествий и серьезных драм: стартовавший с поул-позиции Майк Роккенфеллер провел на первой строчке большую часть времени и довел гонку до победы. Для экс-чемпиона DTM этот триумф стал первым за последние два года – в последний раз Роккенфеллер выигрывал заезд DTM как раз в Москве два года назад. Ключом к распределению мест на подиуме оказался аутсайдер чемпионата Лукас Ауэр. В этом году племянник экс-пилота Формулы-1 Герхарда Бергера выступает за команду Mercedes-Benz – и по давней традиции DTM «помогает» своим партнерам всем, чем может. В воскресной гонке DTM Ауэр оттянул свой пит-стоп, чтобы как можно дольше оставаться на трассе и удерживать за собой пилотов других команд – в кильватере Лукаса оказались сразу трое соперников из Audi и BMW. В итоге Ауэра прошли все – но созданные отрывы не позволили пилотам побороться между собой в оставшейся части дистанции.В итоге вторым стал Спенглер, а на третью позицию пробился Экстрем. После неуверенной гонки Верляйна, завершившейся на десятой строчке, Маттиас снова вышел в лидеры чемпионата: теперь конкурентов разделяют шесть очков в пользу пилота Audi.
Закон не писан
Лучшей иллюстрацией гибкости правил DTM стал инцидент с автомобилем Антонио Джовинацци. По регламенту чемпионата командам запрещено вскрывать пломбу на двигателях между заездами – стандартная практика, также существующая в Формуле-1. За нарушение правила предусмотрен штраф пилота на старте следующей гонки. Но если в Формуле-1 штраф «привязан» к машине, то в DTM такой «привязки» можно избежать – достаточно просто сменить гонщика между заездами. Лазейкой воспользовалась команда Audi. Как известно, на следующем этапе за руль должен вернуться скандальный чемпион DTM Тимо Шайдер, а заменявший его в Москве Антонио Джовинацци снова станет тест-пилотом. Штрафы итальянцу не страшны – он покинет чемпионат в любом случае. Отчасти поэтому Audi решилась вскрыть пломбу на моторе Джовинацци перед гонкой: штрафа все равно не будет, а преимущество в лошадиных силах или усиленной надежности можно получить. Что именно делали инженеры Audi под капотом Антонио, доподлинно неизвестно. Судьи DTM этот инцидент проигнорировали.
Уравнять и поделить
Спортивная модель DTM устроена по замысловатой схеме весовых гандикапов и многочисленных штрафов, призванных уравнять шансы команд на успех. Так, за каждую победу Mercedes-Benz, BMW или Audi получают дополнительные килограммы к массе машины. Финиш в конце пелотона, напротив, позволяет облегчить автомобили. К московскому этапу разница в весе между регулярно побеждавшими Audi и отстающими BMW достигла 35 килограммов – при цене в две десятых секунды за каждые 10 килограммов лишнего веса.При этом разрывы между командами остаются на минимальном уровне: в полсекунды с легостью умещаются 18 машин из 24, а весь пелотон укладывается в девять десятых – немыслимая плотность для чемпионата с тремя разными производителями. Секрет в том, что назвать гоночные Mercedes-Benz, BMW и Audi действительно разными нельзя: компании совместно проектировали машины, «разделив» ключевые узлы между собой. Разница остается в деталях – в аэродинамическом обвесе, настройках подвески и тому подобных мелочах, которые помогают удерживать разрывы на рекордно низких значениях.
Дополнительным допингом для зрелищности становится система облегчения обгонов DRS. В отличие от Формулы-1, где похожим устройством разрешено пользоваться один раз за круг, в DTM активировать DRS можно три раза по ходу одного круга – заметная помощь отстающим и неудобство для лидеров.С одной стороны, это хорошо для болельщиков: у гонок всегда оказываются разные победители, и ни один из производителей не может намного оторваться от остальных. С другой стороны, подобная искусственность вредит имиджу спорта: пилоты регулярно рассказывают, что отстали от конкурента только из-за весового гандикапа, а фанаты чувствуют фальшь в борьбе трех «производителей» на почти идентичных машинах. Фарсовости добавляют регулярные приказы из боксов, при которых руководство команд «режиссирует» гонкой, выводя вперед одних и отбрасывая назад других пилотов. Отсюда же традиционная мягкость судей: нельзя слишком сильно наказывать одного из производителей, ведь компания может обидеться и покинуть чемпионат. Чтобы сохранить хорошие отношения со всеми тремя представленными в DTM автомобильными марками, комиссары подчас закрывают глаза на откровенную грубость и неспортивное поведение отдельных пилотов. На выходе получаются зрелищные заезды с регулярными авариями и многочисленными обгонами. Можно ли это называть профессиональным автоспортом, каждый решает сам.Антон Погорельский, специально для Autonews.ru