Льюис Хэмилтон выиграл Гран-при Бельгии и сравнялся с Айртоном Сенной по количеству подиумов...
Читать в полной версии
Первую гонку после большого августовского перерыва в Формуле-1 традиционно называют вторым стартом сезона. Гонщики перезарядили батарейки, механики отгуляли обязательный отпуск, а команды и мотористы подготовили свежую порцию обновлений двигателей и шасси. Теперь вместо того, чтобы отмерять Гран-при с начала года, болельщики подсчитывают, сколько гонок осталось до финиша чемпионата: Гран-при Бельгии на знаменитой трассе «Спа-Франкоршам» стал 11-м этапом в сезоне и девятым этапом с конца. Подчеркнуть статус второго старта помогли новые правила, которые ввела Международная автомобильная федерация (FIA). Начиная с Гран-при Бельгии, инженерам запретили помогать гонщикам советами на прогревочном круге. Если прежде команды подробно инструктировали спортсменов о процедуре старта прямо перед началом заезда, то теперь пилоты остались наедине с соперниками и с самими собой – на первый план вернулось чутье, благодаря которому гонщики стартовали в 1980-х и 1990-х годах.
Возмутители спокойствия
Усложненный стартовый механизм сыграл злую шутку с Нико Росбергом: к первому повороту пилот Mercedes AMG откатился со второй на пятую позицию. Партнер Росберга Льюис Хэмилтон сохранил первую строчку, но настоящий «выстрел» совершили двое: с шестой на третью строчку рванулся Дэниел Риккардо, с четвертой на вторую – Серхио Перес. И если Риккардо удовлетворился «промежуточным подиумом», то Перес успокаиваться не собирался: на подъеме Kemmel мексиканец бросился в атаку на лидера чемпионата Льюиса Хэмиотона и на какой-то момент даже вышел в лидеры гонки.Увы, борьба за победу на Гран-при Бельгии закончилась очень быстро. В повороте Les Combеs Хэмилтон вернул себе первую позицию, и в дальнейшем расставался с ней только на пит-стопах. На финише британец оказался впереди ближайшего преследователя на две секунды: победа в Бельгии стала для Хэмилтона 39-й в карьере и шестой в сезоне – это в два раза больше, чем у его партнера по команде Нико Росберга. По количеству подиумов Хэмилтон и вовсе сравнялся с легендарным Айртоном Сенной: теперь у двух чемпионов мира по 80 финишей на пьедестале почета. Чтобы догнать Сенну по числу побед, британцу осталось выиграть всего две гонки – на данный момент счет составляет 41:39 в пользу «Бразильского волшебника».
Пока Хэмилтон уверенно уезжал вперед, за его спиной кипела борьба. Риккардо не смог обогнать Переса в очной борьбе, но более ранний пит-стоп позволил Дэниелу вырулить на трассу впереди Серхио после обязательной смены резины. Мексиканец в долгу не остался: несколько кругов спустя пилот Force India атаковал и прошел Риккардо, вернувшись на виртуальный подиум. Все это время позади дуэлянтов оставались и пилоты Ferrari, и представители Williams, и все остальные гонщики, традиционно опережавшие команды Force India и Red Bull Racing в предыдущих гонках. Вперед вышел только Росберг: все же, темп Mercedes AMG оказался слишком высок, чтобы пропускать кого-то, кроме Хэмилтона.Финал гонки стал для Риккардо и Переса сплошным разочарованием. Нестандартная тактика с очень ранними пит-стопами не позволила Серхио удержаться в призовой тройке: незадолго до финиша мексиканца один за другим обогнали несколько соперников на более свежих шинах, отправив героя первых кругов на пятое место. Риккардо и вовсе сошел с дистанции: на 20-м круге у австралийца отказала силовая установка
Трасса моторов
Вообще-то, трассой моторов в Формуле-1 называют Монцу. Впрочем, обилие длинных прямых в Спа-Франкоршам позволяет арденнскому автодрому на таких же основаниях претендовать на статус «убийцы двигателей». На Гран-при Бельгии двигатели отказали сразу у четверых пилотов. Силовой агрегат на машине Нико Хюлькенберга испустил дух еще до старта – поломка турбины на его Force India даже заставила организаторов перенести старт. Практически сразу мотор отказал и у Карлоса Сайнса: пожаловавшись на потерю мощности, испанец заехал в боксы на прогревочном круге.Третьим пострадавшим оказался Пастор Мальдонадо: двигатель Mercedes-Benz подвел венесуэльца на третьем круге. Финальным аккордом стал зрелищный сход Дэниела Риккардо: австралиец как раз готовился атаковать Переса и защищать позицию от Себастьяна Феттеля, когда силовой агрегат Renault на его болиде выключился прямо на стартовой прямой. «Это развод», - констатировали комментаторы Формулы-1 сразу после поломки. Все дело в том, что еще за неделю до Гран-при Бельгии по паддоку пошли слухи о том, что Red Bull Racing предупредила Renault о досрочном расторжении контракта. Французский производитель должен снабжать чемпионскую команду моторами до конца 2016 года, однако постоянные отказы силовых установок в сочетании с недостаточной мощностью агрегатов Renault слишком сильно разозлили Red Bull: по неподтвержденной информации, австрийская команда даже готова смириться с потерей аффилированной с Renault марки Infiniti в качестве титульного спонсора, лишь бы избавиться от ненадежных двигателей французского бренда как можно скорее. Очевидно, сход Риккардо способен подтолкнуть Red Bull Racing к такому решению – до отказа мотора австралиец претендовал на подиум.
25-й подиум Lotus
Неудача Риккардо помогла Lotus. В отсутствие Red Bull Racing команда из Энстоуна добилась лучшего результата за два последних года: в последний раз пилот Lotus поднимался на подиум в ноябре 2013-го. В тот момент на пьедестале почета стоял Роман Гросжан. В этот раз француз вновь показал себя лидером команды. Для начала спортсмен зафиксировал четвертое время в квалификации – быстрейший результат британской конюшни за весь сезон. Штраф за замену коробки передач отбросил Гросжана на девятую строчку, но это не остановило Романа: на одной из сложнейших трасс чемпионата француз несколько раз устанавливал быстрейшие круги, обгонял пилотов Williams, Force India и Red Bull Racing, и в итоге добрался до третьей позиции – впереди остались только Хэмилтон с Росбергом. Для самого Романа пьедестал в Бельгии стал десятым в карьере.Спортивный успех Lotus идет параллельно с непредсказуемым процессом выживания команды. Из-за многочисленных долгов конюшня не обновляла машину с самого старта сезона – единственное крупное усовершенствование произошло как раз в Бельгии, где пилоты Lotus получили доработанное переднее антикрыло. Впрочем, куда сильнее команду из Энстоуна должен беспокоить судебный запрет на вывоз гоночных автомобилей из Бельгии. Бывший запасной гонщик Lotus Шарль Пик подал на компанию в суд: по условиям контракта, гоночный коллектив должен был предоставить ему машину для нескольких тестовых дней в 2014 году. Свою часть сделки команда не выполнила – и теперь Пик добивается возврата денег, уплаченных его спонсорами за место тестера Lotus. Как известно, денег у команды нет – поэтому бельгийский суд наложил официальный запрет на выезд имущества команды за пределы страны. Сможет ли команда, только-только заработавшая свой 25-й подиум в новейшей истории, выступить на следующем Гран-при Формулы-1 в Италии, до сих пор неясно.
Риск заканчивается взрывом
Последнюю ступеньку на подиуме Гран-при Бельгии вполне мог занять Себастьян Феттель: именно немец шел на третьей позиции за круг до финиша гонки. На выходе из знаменитого поворота «Красная вода» задняя правая покрышка на болиде Феттеля расслоилась и взорвалась. Себ удержал машину и даже смог своим ходом добраться до боксов – вот только на финише его третья позиция превратилась в 12-ю. «Разрушение покрышки произошло из-за чрезмерного износа», - признался руководитель автоспортивного подразделения компании Pirelli Пол Хэмбри после финиша заезда. Откровенность британца неудивительна: после скандального Гран-при Великобритании-2013, когда изношенная резина Pirelli взорвалась сразу у четырех пилотов в одной гонке, монопольного поставщика покрышек для Формулы-1 многократно обвиняли в производстве некачественной резины. Ответ был всегда один: в проколах виноваты команды, которые слишком сильно опускают давление в шинах, а также пилоты, которые чересчур интенсивно атакуют острые поребрики.
Повтор кошмара двухлетней давности вызвал ярость Себастьяна Феттеля: в послегоночном
интервью немец дважды обматерил Pirelli и обвинил итальянцев в перекладывании ответственности на гонщиков. «Если бы это случилось на 200 метров раньше, я бы перед вами не стоял – я бы вылетел в «Красной воде» на скорости 300 километров в час. Все ходят вокруг да около, но мне придется сказать прямо: это неприемлемо. Конечно, они как всегда найдут стандартное оправдание: какой-нибудь порез, или выезд за пределы трассы, или что-нибудь еще», - заявил пилот Ferrari. На самом деле в Бельгии Феттель рисковал сильнее остальных – только Себ отважился пройти всю гонку с одним пит-стопом. Пожалуй, без этого решения пилот Ferrari вряд ли претендовал бы на подиум: четырехкратный чемпион мира стартовал с восьмой позиции и по ходу уикенда смотрелся медленнее гонщиков Red Bull Racing и Force India. До аварии покрышки на Ferrari немца выдержали 27 кругов – предельный срок службы, оговоренный инженерами Pirelli. Все остальные гонщики меняли резину два или три раза, и никто не столкнулся с досрочным взрывом резины. «Если бы гонка закончилась на круг раньше, Феттель оказался бы на подиуме – и все бы сказали, что у него была гениальная тактика», - заключил Хэмбри. «Для Феттеля и Ferrari это был единственный шанс подняться на подиум», - поддел соперников глава Mercedes AMG Тото Вольфф.
Williams и судьи игнорируют правила
На Гран-при Бельгии команда Williams совершила редкое нарушение правил. На пит-стопе Вальттери Боттаса механики перепутали одно из колес – вместо четырех мягких покрышек финну установили три мягких и одну жесткую шину. Такая схема запрещена спортивным регламентом Формулы-1: в правилах подробно прописано, какие покрышки когда и кому можно ставить. Наказания за «неправильную» резину полагаются суровые: когда на одной из тренировок команда McLaren поставила покрышки, предназначенные для одного из пилотов, его напарнику, судьи мгновенно выписали конюшне штраф – при том, что механики сразу же опомнились, сняли неправильную резину и даже не успели отправить гонщика на трассу.В случае с Williams нарушение произошло не в свободных заездах, а в гонке, причем пилот успел вступить в борьбу. Вместо положенной дисквалификации Боттасу выписали штрафной проезд через пит-лейн – и даже не приказали Williams исправить нарушение и поставить разрешенную резину. В результате Вальттери проехал полноценный отрезок на «разнокалиберных» шинах, а в итоге финишировал на девятом месте и набрал два очка.
Представить такую ситуацию в других видах спорта просто немыслимо: как бы отреагировали футбольная команда, если бы ее соперникам разрешили провести четыре замены вместо трех, а в наказание просто выписали бы пенальти – без удаления «лишнего» игрока? Мягкость судей Гран-при Бельгии создала опасный прецедент, после которого другие команды смогут осознанно идти на нарушение правил, если это поможет им отыграть позиции на финише.Впрочем, это не все. По правилам Формулы-1, находиться на пит-лейне и обслуживать машину во время пит-стопа имеют право только сотрудники команды, облаченные в шлем. Норма служит для защиты персонала от травм при возможных авариях. Перед злополучным пит-стопом Боттаса одно из колес вытащил инженер в фирменной одежде Williams без шлема – а когда увидел, что замена покрышек уже началась, просто унес колесо обратно в боксы. Этот инцидент попал в официальную телетрансляцию, но остался без внимания судей.
Квят опережает напарника
На Гран-при Бельгии произошло знаковое событие: Даниил Квят превзошел своего товарища по команде Red Bull Racing в общем зачете. Благодаря финишу на четвертой позиции в Спа россиянин набрал 12 очков и вышел на седьмую строчку в генеральной классификации: теперь Квят опережает Риккардо на шесть баллов.Справедливости ради нужно сказать, что уже вторую гонку подряд Квяту сказочно везет: соперники самоустраняются, а напарник хоть и едет стабильно быстрее, но раз за разом попадает в какие-то передряги. В Бельгии австралиец вновь смотрелся предпочтительнее Даниила: в квалификации Риккардо занял пятое место против 12-го у Квята, в гонке также ехал увереннее. Если бы не сход на 20 круге, вряд ли Дэниел так легко расстался бы с седьмой позицией в общем зачете.За две последние гонки Квят набрал 30 очков – больше, чем за все предыущие девять этапов в составе Red Bull Racing вместе взятые. Похоже, Даниилу возвращается «долг» за регулярные поломки в начале чемпионата.
Антон Погорельский, специально для Autonews.ruФото: Global Look Press