Правило, которого нет: что считать опасным вождением
Четких критериев, определяющих понятие опасного вождения, нет ни в России, ни за рубежом...
Читать в полной версии
Почти любой резкий маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками.
Основной проблемой тогда назывались формулировки: в законе сложно прописать однозначные критерии, которые характеризовали бы стиль вождения, как опасный. Андрей Барсуков, заместитель директора «Русского АвтоМотоКлуба», уверен, что очередная попытка введения ответственности за стиль вождения окажется безуспешной: «Практически невозможно точно определить расшифровку данного понятия, а также описать методику фиксирования этого нарушения. Скорее всего, все прошлые попытки принять какой-либо законодательный акт упирались именно в это».Юрист издательского дома «За рулем» Сергей Смирнов считает, что любые прописанные формулировки можно будет трактовать как угодно: «С одной стороны, почти любой резкий или опасный маневр можно совершить в рамках ПДД, не нарушив ни скоростной режим, ни разметку, ни правила пользования поворотниками. Люди испугались, а наказать водителя вроде как не за что. С другой стороны, сотрудник ГИБДД субъективно сможет признать агрессивным почти любого автомобилиста. Не хотелось бы повторения истории с пешеходными переходами, когда водители не понимали, собирается человек переходить дорогу или нет, а потом штрафовались якобы за непредоставление преимущества пешеходу».В разных странах понятия опасного вождения отличаются в зависимости от местных особенностей и менталитета.
Фиксировать факты опасного вождения можно было бы с помощью телематических устройств, которые записывают параметры езды и точно определяют положение транспортного средства на дороге. Однако добровольно передавать эти данные в ГИБДД владельцы транспорта не захотят, уверен Андрей Барсуков: «Частникам эти устройства не нужны, а владельцы корпоративных парков, лизинговых, прокатных и таксомоторных компаний все чаще устанавливают подобное оборудование с целью контроля за водителями, но только для своих внутренних целей. Кроме того, некоторые страховые компании готовы предоставлять скидки на КАСКО при условии установки на застрахованный автомобиль устройств дистанционного контроля стиля вождения, но они не передают эти данные в ГИБДД».
В США опасным вождением считаются три нарушения правил подряд, совершенные на глазах у полицейского.
Четких критериев, определяющих понятия агрессивной и опасной езды, действительно нет и за рубежом. Единственное существующее определение было дано в ходе международной конференции по безопасности дорожного движения, которая проходила в Канаде в 2003 году: «Поведение за рулем является агрессивным, если оно преднамеренно ведет к увеличению риска столкновения, либо мотивировано раздражительностью, нетерпимостью, враждебностью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения». Однако и оно является достаточно расплывчатым, поэтому в разных странах понятия опасного вождения отличаются в зависимости от местных особенностей и менталитета. Помимо общепринятых нарушений ПДД в разряд опасных обычно относятся обгон справа, езда по обочине, несоблюдение линий разметки и многократная смена полос, резкие маневры, несоблюдение дистанции и даже оскорбительная жестикуляция в адрес других водителей.
В списке запретных есть элементы спортивного вождения – проходить повороты с «ручником» на дорогах общего пользования нельзя.
Особой строгостью по отношению к дорожным хамам отличается законодательство Великобритании, а список опасных маневров там шире американских. Официальная формулировка такова: «опасным считается вождение в такой манере, что для компетентного водителя становится очевидным риск серьезных травм или повреждения собственности». Компетентным водителем считается, например, полицейский. К неосторожному вождению здесь относятся даже прием пищи за рулем и изучение навигационных карт во время движения. А еще в списке запретных есть элементы спортивного вождения – проходить повороты с «ручником» на дорогах общего пользования нельзя. Штраф достигает 5000 фунтов, причем провинившегося еще и отправят на обучающие тренинги. Агрессивный водитель не только лишается права управления, но и отправляется на пересдачу экзамена на права. А в случае причинения смерти или увечий другим участникам дорожного движения неадекватный водитель отправится в тюрьму на срок до пяти лет.В Австралии за агрессивный стиль езды водителя могут оштрафовать на сумму до 5500 долларов или лишить водительских прав сроком на три года. За повторное нарушение водителя может ждать лишение водительских прав сроком на пять лет или административный арест. А вот в традиционно автомобилизированных Германии и Японии законодательство более либерально. В Германии агрессивный стиль езды оценивается «всего» в 250 евро, но водитель при этом рискует лишиться прав на три месяца. Опасная езда стоит дороже – 600 евро. Штраф за опасное вождение в Японии не превышает 400 долларов, но к нему часто добавляются исправительные работы на срок до шести месяцев.Иван АнаньевФото: Дмитрий Калиновский, Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори, West Midlands Police