Когда автомобилисты привыкли платить за парковку, почему в центре опять много машин и что с этим делать...
Читать в полной версии
Власти Москвы намерены внести коррективы в организацию платных парковок внутри Бульварного кольца. Среди возможных изменений, которые рассмотрит департамент транспорта, значится введение прогрессивных тарифов оплаты. О том, что платные парковки, которые должны были разгрузить центр столицы, не оправдали себя в полном объеме, заявили исследователи из Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ). Они проанализировали загруженность платных парковок внутри Бульварного кольца и провели анкетирование около 2,5 тыс. автомобилистов, ежедневно ездящих в центр. По итогам опроса выяснилось, что большинство москвичей привыкли к платным парковкам и тариф в 80 руб. их полностью устраивает. Около 72% автомобилистов признались, что доля затрат на парковку для них неощутимая, поэтому при нынешних расценках они продолжат ездить в центр. Еще опрос МАДИ показал, что самостоятельно оплачивают стоянку только 61% водителей – остальные паркуются в центре за счет работодателя. «Бульварное кольцо – это самая загруженная часть Москвы. Мы постоянно проводим замеры, и если на начальном этапе парковочное пространство было относительно свободным, то позже уровень загруженности достиг уже 70%. Это превышение допустимой нормы», - отметил во время круглого стола, посвященного проблеме московского паркинга, руководитель ГК «Администратор московского парковочного пространства» (АМПП) Александр Гривняк.
«Сначала было 50 руб. в час, затем – 80 руб., а свободных мест опять нет».
По его словам, главная проблема парковочного пространства внутри Бульварного кольца – это отсутствие должного количества свободных мест. «Люди приезжают в центр и не могут найти место, чтобы оставить автомобиль. Сначала стоимость парковки составляла 50 руб. в час, а теперь – 80 руб., но свободных мест опять нет», - добавил Гривняк. Исследователи МАДИ привели другие цифры. Согласно расчетам ученых, в дневное время уровень загруженности зоны платной парковки часто достигает 100%. При этом общемировой стандарт максимальной загруженности не превышает 80%. Несмотря на то, что в часы пик оставить машину в центре проблематично, подземные парковки остаются полупустыми. Их загруженность, согласно данным МАДИ, не превышает 40%. Во многом такая ситуация сложилась из-за высокий стоимости: час стоянки там обходится в сумму от 150 до 300 рублей.
В МАДИ предложили три варианта, при которых количество транспорта в центре столицы могло бы заметно сократиться: повысить стоимость часа парковки с 80 до 200 руб., ввести прогрессивный тариф, когда часовая стоимость стоянки зависит от ее продолжительности или ограничить максимальное время парковки. «Мы не будем рассматривать увеличение тарифов до 200 рублей – это будет шоком для населения, появятся проблемы в социальном плане, - прокомментировал предложение замглавы дептранса Сергей Андрейкин. - Также, на наш взгляд, неправильно ограничивать время стоянки. В ближайшее время департамент транспорта подробнее изучит вариант с введением прогрессивного тарифа, когда стоимость увеличивается в зависимости от продолжительности стоянки», - заявил Андрейкин.
«Увеличение тарифов до 200 рублей будет шоком для населения».
Замглавы дептранса привел пример парковочного пространства рядом с деловым центром «Москва-сити». Там прогрессивный тариф действует уже давно и полностью себя оправдал: машин стало заметно меньше и исчезли пробки. Первые два часа парковки стоят для автомобилистов по 80 руб., а начиная с третьего часа тариф составляет 130 рублей. На текущий момент это самая дорогая зона платной парковки в Москве.
Еще один показатель, который исследователи МАДИ называют неприемлемым, касается времени поиска свободного места. После того, как автомобилисты привыкли к тарифу в 80 руб. за час, парковка у 80% водителей занимает больше трех минут. Часть автомобилистов призналась, что тратит на поиски более 20 минут ежедневно. Тех, кто паркуется моментально, всего 15%. «Это блуждающий паразитный трафик, который совершает огромные перепробеги, - пояснил автор исследования профессор МАДИ Павел Поспелов. – Ситуация, которую мы сейчас наблюдаем внутри Бульварного кольца, близка к критической. Бездействие дептранса приведет к необратимым последствиям». Эти последствия, согласно заявлениям директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаила Блинкина, могут наступить уже осенью, когда в Москву вернется часть автопарка, которая в настоящее время находится в южных регионах России. «Нужно принимать меры до осеннего пика. Удобные парковки предназначены для краткосрочных нужд. Лежбище на 12 часов город просто не выдержит», - резюмировал Блинкин.
«Ситуация внутри Бульварного кольца близка к критической».
Несмотря на то, что загруженность дорог и парковок в пределах Бульварного кольца увеличивается, культура автомобилистов после введения зоны платного паркинга выросла, говорит руководитель АМПП Александр Гривняк. «Хаотичная парковка осталась в прошлом. На начальном этапе было много машин с закрытыми или заклеенными номерами, а сегодня это единичные случаи. Возможно, в этом есть заслуга и пеших инспекторов. Уменьшилось и количество ДТП в центре, потому что узких мест, когда машины припаркованы вторым или третьим рядом, больше нет. Эффект от той работы, которая была продела совместно, позитивен», - отметил он. В настоящее время зона платной парковки в Москве включает в себя практически всю территорию внутри Третьего транспортного кольца, а также 25 улиц за его пределами. Платная парковка появилась в Москве летом 2013 года. Сначала она распространялась только на Бульварное кольцо и стоила 50 руб. в час. Последнее расширение зоны платной парковки произошло 25 декабря 2014 года, когда столичные власти включили в нее почти всю территорию внутри ТТК, а также 25 улиц за его пределами.
Наказание для тех, кто не оплатил парковку, пока не менялось – это штраф в размере 2500 рублей. Кроме того, автомобиль могут увезти из зоны платный парковки на штрафстоянку. В этом случае за услуги эвакуатора нужно будет заплатить от 3000 до 7000 рублей (в зависимости от мощности эвакуируемой машины), а также оплатить первые сутки пребывания на штрафстоянке (еще 1000 рублей).Власти Москвы еще не сообщили, когда зона платной парковки будет расширена в очередной раз. Скорее всего, введение платы за стоянку будет носить точечный характер. Об этом, в частности, корреспонденту Autonews.ru ранее сообщил депутат района Таганский Илья Свиридов: «Было принято решение расширять зону платной парковки точечно, учитывая мнение местных жителей и муниципальных депутатов».
Роман ФарботкоФото: РБКИнфографика: МАДИ, Parking.mos.ru