Литр бензина на 500 километров. Какими станут автомобили в будущем
Пробирка вместо бака, кузов весом в 200 кг и миниатюрная девушка за рулем – мы на экомарафоне в Роттердаме...
Читать в полной версии
Регламент
Правила соревнований, начиная с 1985 года, менялись уже несколько раз. На данный момент участниками экомарафона могут стать молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся в высших ученых заведениях. Студентам необходимо самим спроектировать и создать суперэкономичный болид, который бы отвечал жестким требованиям организаторов. В отличии от многочисленных гоночных соревнований, перед участниками экомарафона ставится задача не прийти к финишу первым, показав лучшее время, а проехать максимальное расстояние в расчете на 1 кВт/ч или 1 л топлива и обеспечить минимальные выбросы СО2 в атмосферу.
Одна маленькая пробирка с маркировкой Shell в задней части транспортного средства – это топливный бак болида. Вместо руля управление прототипом осуществляется с помощью двух рычагов. По словам участников заездов, это сделано для более эффективного прохождения поворотов на треке.За рулем вместо опытных пилотов сидят миниатюрные девушки. Так команды поступают из-за регламента, согласно которому масса прототипа с водителем не должна превышать 140 килограммов.
Чем можно заправлять прототипы
И прототипы, и городские концепты могут использовать один из семи видов источников энергии: бензин, дизель, этанол, сжиженный газ, водородные элементы, электрические аккумуляторные батареи и альтернативное топливо. Победители определяются отдельно в каждой категории. Наибольшей популярностью среди участников соревнований, как и год назад, пользовались бензиновые силовые установки.
«Ужесточение экологических стандартов, забота об окружающей природе, поиски альтернативных источником топлива – все это делает мероприятие все более актуальным и интересным с каждым годом, - рассказал корреспонденту Autonews.ru глава топливного подразделения Shell Вольфганг Варнеке. - Безусловно, не стоит ждать, что технологии, применяемые на этих автомобилях, найдут применение на серийных автомобилях в ближайшее время. Это соревнование - демонстрация технических решений и эффективного использования топлива в транспортных средствах». По строгости проверки экомарафон ничем не уступает Формуле-1, поэтому с первого раза контроль не удается пройти почти никому - работы в боксах не прекращаются ни днем, ни ночью. Молодые инженеры на ходу дорабатывают болиды, вносят последние коррективы и исправляют выявленные комиссией недочеты.
Вопрос безопасности
В своде правил экомарафона подробно расписаны все ограничения и запреты, а также требования к габаритам, весу, расположению узлов и деталей. Кроме этого инженеры Shell проводят проверку тормозной и топливной системы, дизайна болида, обзорности, а также контроль угла поворота колес. Большое внимание уделяется безопасности пилота. Каждый болид в обязательном порядке оснащается огнетушителем, а конструкция машины должна позволять гонщику в случае внештатной ситуации покинуть транспортное средство за несколько секунд.
При проверке ремней безопасности гонщицу подвесили на специальной треноге - это французская команда проходит технический контроль. К счастью ремни выдержали, однако из-за отсутствия огнеупорного покрытия на крышке моторного отсека команду отправили обратно в боксы для устранения недочета. Повышенные требования к безопасности не случайны: даже при небольшом столкновении на низкой скорости существует большая вероятность опрокидывания болида, а также его возгорания.
Как определяют победителя
Всего участникам предоставили 4 попытки по 10 кругов. На финише замеряется количество потребляемого топлива, после чего специалисты Shell рассчитывают дистанцию, которую смог бы преодолеть болид, используя энергию, эквивалентному одному литру топлива. Для электрических транспортных средств вычисляется расстояние, которое они бы проехали на 1 кВт/ч энергии.
В этом году в экомарафоне Shell приняли участие 197 команд из 26 стран мира. Традиционно наибольшее количество участников делегировала Франция. Чуть меньше будущих инженеров прибыло из Германии. Россию на состязании в Роттердаме представляла одна команда - МАДИ.
Самый умный прототип
«Технические инновации» - номинация экомарафона, которую всегда отличает повышенное внимание специалистов. Наиболее продвинутой машиной нынешних соревнований был признан прототип команды Vector Ecoteam. Молодые инженеры оснастили свой электрокар специальной компьютерной системой, которая в процессе гонки следит за скоростью и характеристиками машины и регулирует их для максимально низкого расхода энергии.
В следующем году экомарафон Shell пройдет в Лондоне. По прогнозам организаторов, количество команд за год вырастет в несколько раз. Помимо спортивного интереса экомарафон - это хорошая возможность для студентов найти работу в крупнейших энергетических и автомобильных компаниях. Студенты МАДИ признаются, что хотят через год попробовать силы в новом для себя классе «Городские концепты». Дмитрий АлександровФото: Shell