Автогонки – редкий вид спорта, в котором не существует разделения на мужскую и женскую лигу...
Читать в полной версии
Автогонки – редкий вид спорта, в котором не существует разделения на мужскую и женскую лигу. Здесь девушки соревнуются с парнями на равных – мечта феминисток и сторонников гендерного равноправия. Свои гонщицы есть и в Формуле-1: резервисткой команды Williams уже который год числится Сьюзи Вольфф, а новым пилотом по развитию Lotus стала испанская спортсменка Кармен Хорда. В преддверии 8 марта Autonews.ru вспомнил о 10 гонщицах, которые участвуют в серьезных гоночных сериях на международном уровне: от Формулы-1 и чемпионата мира по ралли до электрической
Формулы-Е и марафона в Ле-Мане.
Кармен Хорда
26 летКармен Хорда – свежее пополнение пелотона Формулы-1, новый «гонщик по развитию» команды Lotus. Но у испанской спортсменки до сих пор нет суперлицензии, которая дает право выходить на старт Гран-при – а значит, заменить кого-то из действующих пилотов Хорда не сможет при всем желании. На 2015 год Кармен
уготована работа на симуляторе, присутствие на большинстве этапов, а также дебют за рулем гоночного болида E23 Hybrid. Скорее всего, управлять машиной Формулы-1 испанке доверят на демонстрационных заездах: обычно «пилотов по развитию» нанимают как раз для промо-кампаний, чтобы не загружать основных гонщиков лишней работой.Кармен Хорда приходится дочерью гонщику Хосе Мигелю Хорде. В автогонках спортсменка участвует с 12 лет. В начале 2010-го испанка переехала в Америку, чтобы выступить в первенстве Indy Lights, но после фиаско в США вернулась в Европу, где начала участвовать в молодежной серии GP3. За три года в этом чемпионате Хорда не набрала ни одного очка: лучшим результатом на финише для Кармен оказалось 13 место, наиболее высокой стартовой позицией осталась 22-я строчка. «Да она не справится с разворачиванием рулона пленки – какой там болид Формулы-1, -
написал экс-напарник Хорды по GP3 Роб Креган в своем твиттере. – В Формулу-1 должны попадать благодаря таланту, а не деньгам». Подписание контракта с Хордой вызвало бурю негодования во всем гоночном сообществе: по способностям Кармен прошелся даже российский комментатор Алексей Попов,
назвавший ее «плевком в лицо настоящих гонщиц». И все же Хорду вряд ли взяли из-за денег: у Кармен не так много спонсоров, чтобы серьезно вложиться в команду Формулы-1. Похоже, Lotus выбрала гонщицу благодаря ее внешним данным и способности привлекать внимание. В конце концов, никто не собирается выпускать Хорду на старт.
Сьюзи Вольфф
32 годаСьюзи Вольфф (урожденная Стоддарт) пыталась пробиться в большие гонки через сито молодежных чемпионатов. В 2004 году шотландская гонщица даже заняла пятое место в британском первенстве Формулы-Renault 2.0 – это был пик спортивной карьеры для Стоддарт. В 2006 году боссы немецкого кузовного первенства DTM решили, что для поднятия популярности чемпионату необходима женщина-гонщик: так Сьюзи оказалась в команде Mercedes-Benz. За 6 лет в DTM спортсменка ни разу не пробилась в первую шестерку. Впрочем, это далеко не главное: благодаря своим выступлениям Сьюзи познакомилась с совладельцем чемпионской команды DTM Тото Вольффом и вскоре вышла за него замуж.Новый виток карьеры Сьюзи Вольфф начался после того, как ее супруг купил долю в команде Формулы-1 Williams: так гонщица получила должность «пилота по развитию» Williams. С 2014 года Сьюзи числится полноценной резервисткой – спортсменке даже доверили провести две сессии свободных заездов в рамках Гран-при. Теперь Вольфф регулярно тестирует болид Формулы-1, а команда Williams прилежно рапортует о том, что взяли Сьюзи за ее «гоночные качества». Конечно, Williams, мы верим.
Даника Патрик
32 годаНа фоне маркетинговых инструментов, в которые превратились большинство гонщиц, Даника Патрик смотрится по-настоящему талантливым спортсменом. Пожалуй, в сравнении с мужчинами-пилотами Патрик все же проигрывает – но проигрывает честно и в равной борьбе, так, как это делают десятки других гонщиков, обделенных задатками чемпиона. Патрик стала знаменитостью благодаря своим выступлениям в INDYCAR – главной «формульной» серии в Соединенных Штатах. Даника провела в этом чемпионате семь лет: за рулем болида, способного разгоняться до 400 км/ч, американка 7 раз финишировала на подиуме, трижды выигрывала поул-позицию и даже одержала одну победу – в гонке Indy Japan 300 на овале в японском Мотеги. Благодаря успехам Патрик INDYCAR обрел новую аудиторию, а сама Даника стала едва ли не более известной, чем многократные чемпионы этой серии. Разумеется, американке помогли ее внешние данные: в школе Патрик входила в группу поддержки, а позднее снималась в журналах и в рекламе в качестве модели.На протяжении всей карьеры в INDYCAR Даника мечтала о NASCAR – конкурирующем первенстве с большей аудиторией и большим престижем. Переход состоялся в 2011 году: так INDYCAR лишился своего главного козыря, а NASCAR обрел национальную знаменитость и любимицу фанатов. Отдельные спонсоры то и дело пытались затащить Патрик в Формулу-1, но Даника не поддавалась: зачем переходить в незнакомое первенство, когда у нее получается неплохо зарабатывать в NASCAR?Даника не замужем: в данный момент спортсменка встречается со своим соперником, чемпионом второго дивизиона NASCAR Рики Стенхаусом-младшим. Прошлый сезон любовники завершили на соседних позициях: в общем зачете Стенхаус занял 27 место, Патрик – 28-е.
Кэтрин Легг
34 годаБританская гонщица Кэтрин Легг наверняка хотела пойти по стопам Патрик, но ниша секс-символа американских гонок оказалась уже занята. Подобно Данике англичанка выступала в серии INDYCAR: спонсоры, вдохновленные популярностью Патрик, охотно вкладывались в карьеру Легг. Увы, повторить успех своей более известной коллеги у Кэтрин не получилось: англичанке ни разу не удалось финишировать на подиуме.На заре карьеры Легг получала награды одна за другой: так, в 2002 году она оказалась единственной дамой в истории, которая удостоилась звания «Восходящая звезда автоспорта» от британского клуба автогонщиков BRDС, а в 2005-м журнал Racer назвал Кэтрин «Самым перспективным пилотом года» - титул, который также получали чемпионы Формулы-1 Кими Райкконен и Дженсон Баттон. Со временем результаты пошли вниз, а наград становилось все меньше. Сейчас Легг без особого успеха выступает в чемпионате электрических болидов Формула-Е.
Микела Черрути
28 летМикела Черрути – еще одна участница Формулы-Е, однако ее путь в электрический чемпионат оказался куда извилистее. В детстве итальянка не помышляла о спортивной карьере: Микела закончила школу и поступила в Университет Милана на отделение психологии. Черрути попала в мир автоспорта, когда отец отправил ее на курсы повышения водительского мастерства и безопасного вождения. Там Микела познакомилась с гонщиком-любителем Марио Феррарисом, которого впечатлила скорость итальянки и ее способность «инстинктивно контролировать автомобиль». Феррарис убедил отца Черрути разрешить дочери стартовать в соревнованиях – так Микела оказалась среди участников итальянского чемпионата по гонкам на выносливость. В 2010 году Черрути перешла в кузовную серию Superstars – и уже на второй год участия одержала свою первую победу. К сезону-2013 Микела доросла до гонок с открытыми колесами: спортсменка перебралась в европейское первенство Auto GP, где вскоре также добралась до первого места. Сезон 2014-2015 привел Черрути в команду экс-пилота Формулы-1 Ярно Трулли в Формуле-Е. На наших глазах Микела превращается из гонщика-любителя в крепкого середняка: пожалуй, среди всех женщин в мировом автоспорте Черрути добилась наибольшего прогресса по сравнению с началом карьеры.
Кейко Ихара
41 годДевушки-модели стоят на стартовой решетке и держат зонты над гонщиками в кокпитах – картина, привычная для всех поклонников Формулы-1 и автоспорта вообще. Непривычной ситуация становится, когда такая девушка берет в руки руль и начинает сама выходить на старт. Японка Кейко Ихара влюбилась в гонки именно тогда, когда работала моделью – и в возрасте 27 лет неожиданно дебютировала в британской Формуле-Renault 2.0.За 14 лет в автоспорте Ихара сменила 12 чемпионатов, четырежды финишировала на пьедестале почета, стала бронзовым призером азиатской Формулы-BMW и трижды стартовала в «24 часах Ле-Мана». Для японских девочек Ихара стала настоящей ролевой моделью: Кейко участвует в международных соревнованиях до сих пор, оставаясь самой известной японской гонщицей за всю историю местного автоспорта.
Бейтске Виссер
19 летЕдинственная девушка, которая попала в программу поддержки молодых пилотов Red Bull – это о ней. Голландская спортсменка Бейтске Виссер очень ярко начала гоночную карьеру: после успехов в картинге Виссер перешла в немецкую Формулу-Мастерс, где сходу выиграла две гонки. В 2013-м Бейтске уже спонсировал Red Bull, но отсутствие прогресса и бледное восьмое место в генеральной классификации не позволили спортсменке остаться в программе.Казалось, в этот момент карьера Виссер закончена: после разрыва отношений с Red Bull мало кому удавалось добиться серьезных успехов на гоночных трассах. Вместо этого спортсменка перепрыгнула через две ступеньки и сходу оказалась в Формуле-Renault 3.5 – очень конкурентном чемпионате для тех, кто всерьез претендует на Формулу-1. Новый спонсор Бейтске просто не давал денег для менее статусной серии. Весь сезон Виссер провела в неравной борьбе с более опытными соперниками, а на последней гонке, наконец, нашла темп и заняла пятое место.К новому сезону Формулы-Renault 3.5 Бейтске подходит в качестве фаворита и в статусе однозначно лучшей молодой гонщицы Европы своего поколения. Может, именно Виссер прервет «проклятие бывших пилотов Red Bull» и все-таки сможет пробиться в Формулу-1 без помощи производителя энергетиков.
Симона де Сильвестро
26 летНа протяжении всей карьеры Симоны де Сильвестро на машине спортсменки красуется надпись Nuclear Clean Air Energy – «Чистая ядерная энергия». Швейцарку финансируют сразу несколько энергетических компаний, получающих электричество за счет расщепления атома: в данный момент в пул спонсоров входят AREVA и Entergy Corporation. Де Сильвестро числится послом доброй воли и помогает продвигать постулат о безопасности ядерной энергии: на фоне традиционных спонсоров сегмента FMCG «экологический» посыл Симоны выглядит необычно, а потому привлекает внимание.В 2009 году де Сильвестро выиграла четыре гонки и заняла третье место в юниорском первенстве Atlantic: после этого гонщицу взяли в американскую серию INDYCAR. Три года швейцарка провела в команде-аутсайдере HVM: у Симоны не было напарника, а коллектив балансировал на грани выживания – неудивительно, что никаких результатов швейцарка не показала. В 2013-м де Сильвестро перешла в более опытную конюшню KV Racing, а ее партнером стал чемпион INDYCAR Тони Канаан: в благоприятных условиях гонщица смогла раскрыться и завоевала свой первый подиум. Однако вместо поэтапного развития спонсоры решили бросить Симону в Формулу-1: в прошлом сезоне спортсменка стала запасным пилотом Sauber и все время потратила на адаптацию к новому чемпионату без единой гонки за плечами.Куда вырулит карьера де Сильвестро в ближайшем будущем, совершенно неясно: есть вероятность, что европейская одиссея закончится новым контрактом в Формуле-1. В то же время, с неграмотным менеджментом швейцарка может повторить судьбу Кэтрин Легг, которая из подающей надежды спортсменки превратилась в ветерана без перспектив.
Татьяна Кальдерон
21 годТатьяна Кальдерон – уроженка Боготы и человек, которого вдохновили успехи Хуана-Пабло Монтои. Татьяна начала гоночную карьеру, когда ее соотечественник блистал в Формуле-1 и активно боролся с Михаэлем Шумахером: желая походить на своего кумира, Кальдерон выучила немецкий и английский, пришла в картинг, а затем переехала в США. После успеха в американском первенстве Star Mazda колумбийка перебралась в Европу – с 2013 года Кальдерон гоняется в континентальном первенстве Формулы-3. За два сезона Татьяна восемь раз попадала в очковую зону; в новом сезоне спортсменка продолжит выступления в этой серии за команду Carlin.
Молли Тэйлор
26 летМолли Тэйлор – не просто наследник гоночной фамилии. В династии Тэйлоров автоспортивный ген передается и по мужской, и по женской линии: в ралли участвовали отец и дед Молли, а ее мать Корал умудрилась четырежды выиграть чемпионат Австралии в качестве штурмана. С начала двухтысячных Тэйлор-младшая участвует в локальных раллийных гонках, а в сезоне-2006 Молли вошла в программу поддержки пилотов Австралийской федерации автоспорта CAMS. Примечательно, что начинала Молли со скачек на лошадях, но после знакомства с миром автоспорта легко продала единственного коня, чтобы заработать на гоночную машину. «Одну лошадиную силу я поменяла на 100. По-моему, получилось неплохо», - рассказала Тэйлор о начале карьеры. В 2006 году Молли выиграла раллийный чемпионат штата Новый Южный Уэльс, затем перебралась в континентальное первенство, а в сезоне-2011 спортсменка получила грант на выступление в WRC – спонсор оплатил полный сезон Тэйлор в молодежной категории WRC Academy. Сейчас Молли совмещает соревнования в Европе со стартами в родной Австралии. Спортсменка пока не закрепилась в основном составе чемпионата мира, однако эпизодические старты дают понять: останавливаться на достигнутом Тэйлор не собирается.
Антон Погорельский