Статьи, 19 дек 2014, 07:42

Какой будет автомобильная навигация

Системы навигации выходят на совершенно новый уровень – Jaguar разрабатывает революционную технологию...
Читать в полной версии

Автомобильные системы навигации выходят на совершенно новый уровень. Теперь больше не придется тратить много времени на построение маршрута и отвлекаться от дороги. Jaguar анонсировал систему, которая использует лобовое стекло в качестве большого монитора. Однако главное удобство заключается отнюдь не в этом. После того, как пункт назначения будет задан, на экране появится виртуальный участник дорожного движения. Все что нужно будет делать – просто следовать за ним. Автомобиль, который будет прокладывать путь, останавливается на светофорах, пропускает пешеходов, перестраивается и включает сигналы поворота. По задумке разработчиков из Jaguar, идея создания автомобиля-призрака позволяет полностью сконцентрировать внимание водителя на дороге. Autonews.ru выяснил, какой путь проделали навигаторы, прежде чем стать неотъемлемой частью автомобилистов в мегаполисе.

1930 год. Первые эксперименты

Навигационные приборы существовали еще до эпохи спутниковой технологии глобального позиционирования GPS. Инженеры пытались приспособить какие-то технические устройства к обычным бумажным картам, и первым удачным опытом такого рода можно считать прибор под названием Iter Avto, созданный в начале 30-х годов прошлого века. В устройство, подключенное к тросу спидометра автомобиля, устанавливалась рулонная карта участка местности, которая прокручивалась по мере продвижения вперед. Если водитель сворачивал с дороги, рулон требовалось заменить.  
 

1966 год. Первые помощники

Компания General Motors в 1966 году предложила устройство под названием Driver Aid Information and Routing, которое при помощи стрелочных индикаторов и звуковых сигналов подсказывало направление движения, а также информировало водителя об ограничениях скорости. В качестве носителей информации использовались перфокарты. Частью системы был и радиотелефон, по которому водитель мог связаться с аварийной и справочной службами.  
 

1973 год. Контроль трафика

Японское агентство промышленной науки и техники запустило в 1973 году проект системы контроля трафика Comprehensive Automobile Traffic Control System, который должен был помочь водителям ориентироваться в крупных городах с учетом актуальной дорожной информации. Установленные на дорогах передатчики транслировали на автомобильные приборы данные о заторах, предлагая варианты объезда.  
 

1973 год. Старт проекта GPS

Инициатором создания системы GPS было Министерство Обороны США. В 70-х годах прошлого столетия совершались пробные запуски сателлитов и тестирование системы, а уже к 1985 году на орбите Земли работало 11 спутников. Гражданское использование системы поначалу не предполагалось. В тоже время Минобороны СССР начало разработку аналогичного проекта под названием ГЛОНАСС.  
 

1981 год. Гироскоп и пленка

Первая по-настоящему массовая система навигации для автомобиля под названием Electro Gyro-Cator обходилась без спутникового сигнала. В августе 1981 года компания Honda предложила покупателям моделей Accord и Vigor устройство с 6-дюймовой монохромной электронно-лучевой трубкой и газовым гироскопом, который отслеживал направление движения автомобиля. Карты наносились на прозрачную пленку, которую нужно было правильно вставить в прибор. Положение автомобиля на карте обозначалось светящейся точкой.

1983 год. GPS для гражданских лиц

После инцидента с уничтожением над территорией СССР самолета компании Korean Airline, который, по некоторым версиям, просто потерял ориентиры, правительство США принято решение о предоставлении сигнала GPS гражданским службам. К 1989 году орбитальная группировка насчитывала 24 спутника GPS. Этого было достаточно для постоянного покрытия сигналом всей поверхности Земли.

1985 год. Цифровой компас

Навигационной прибор Etak с простейшим монохромным экраном хранил карты на магнитных лентах, которые требовалось периодически менять. На нескольких лентах едва умещались схемы Лос-Анджелеса и окрестностей. Положение в пространстве устройство определяло при помощи расчетов, основываясь на данных цифрового компаса и датчиков скорости. В течение нескольких лет было продано несколько тысяч таких приборов.  
 

1994 год. GPS в автомобиле

В списке опций новейшего BMW 7-Series в кузове E38 появляется GPS-навигатор – полноценное устройство с цветным экраном и отличной по тем временам графикой. Этот агрегат можно считать полноценной медиасистемой – помимо навигатора в одном корпусе были собраны кассетная дека, радиоприемник, бортовой компьютер и даже телевизионный приемник.  
 

1995 год. Процессор в багажнике

В США первая автомобильная система навигации на основе GPS появилась на год позже. В середине 90-х годов прошлого столетия автомобили Oldsmobile 88 начали комплектовать опциональной системой GuideStar. Цветной дисплей устанавливался на консоль, а в багажнике машины монтировался вычислительный процессор. Карты хранились на сменных картриджах – одного хватало, например, на схему Калифорнии.  
 

1998 год. Портативный Garmin

Первый портативный навигатор Garmin StreetPilot обходился в 600 долларов – гораздо дешевле, чем любое встроенное в автомобиль устройство. Он крепился к лобовому стеклу, обладал полноценным цветным экраном и хорошо прокладывал маршруты.  
 

2000 год. Высокая точность сигнала

Решение о бесплатном предоставлении сигнала GPS всем желающим правительство США приняло еще в конце 1993 года, но пользоваться системой мешала специальная загрубляющая поправка, ухудшающая точность определения местоположения. В 2000 году она была отключена, и на рынок начали массово выходить персональные и автомобильные устройства навигации. В том же году компания Alpine представила первый в истории навигатор CVA-1005 с CD-приводом. На одном компакт-диске помимо программы умещалось много картографической информации, что давало возможность прокладывать протяженные маршруты.  
 

2006 год. Первый жесткий диск

Использовать для записи карт встроенный жесткий диск вместо сменных компакт-дисков первыми придумали производители устройств для вторичного рынка. Аппараты типа Pioneer AVIC-Z1 являлись полноценными мультимейными центрами и работали, как правило, быстрее встроенных систем. В том же году автопроизводители начали осваивать сегмент систем навигации на российском рынке. Пионером стала компания BMW, предложившая диски с картами Москвы и Подмосковья для всех моделей с встроенным навигатором. Система с поддержкой навигации обходилась в 3800 евро, использовала транслитерацию вместо кириллицы и в первое время не отличалась выдающейся детализацией.  
 

2007 года. Гражданский ГЛОНАСС

Профессиональный приемник Ashtech GG24, использующий сигналы ГЛОНАСС, был выпущен еще в 1995 году. А первый гражданский автонавигатор Glospace с поддержкой российской и американской технологий появился только в конце 2007 года. Массовое производство персональной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS началось четыре года спустя, и сегодня обе технологии поддерживают около 10% всех навигационных устройств, включая популярные смартфоны.  
 

2011 год. Вид местности

Возможность доступа в Интернет принесла в автомобили и онлайн-сервисы. Компания Audi объединила систему навигации с подгружаемыми из сети картами Google, предложив водителю не схематичную карту, а реальный вид местности.

2013 год. Навигация через приложение

Массовое распространение смартфонов привело к появлению новой концепции. Концерн General Motors предложил систему, объединяющую возможности мобильного телефона и мультимедийного комплекса: GPS-датчик и программа навигации работают на смартфоне, а за отображение информации и управление системой отвечает экран на консоли автомобиля.

Будущее. Полный автопилот

Концепция Dynamic & Intuitive Control Experience компании Mercedes-Benz не предполагает участия человека в процессе управления автомобилем. Система навигации возьмет управление на себя, оставив пассажиру лишь развлекательные и информационные функции.

Иван Ананьев